ПЛАН УРОКА
Дата: ______________
Группа: _______________
ДИСЦИПЛИНА: Основы экономики
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Керимова Д.Н.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: основные понятия микроэкономики
Цели занятия:
Учебные:
Дать обучаемым системные знания об основах теории микроэкономики.
Развивающие:
Развивать у обучаемых стремление к углубленному освоению материала по дисциплине, прививать навыки самостоятельной работы с первоисточниками и учебно-методическими материалами.
Воспитательные:
Воспитание у обучающихся уважения к выбранной профессии и чувства ответственности за порученное дело.
Рассматриваемые компетенции:
ОК 1, ОК 2, ОК 3. ПК 2.5.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
III. Изложение нового программного материала
VI. Закрепление пройденного материала.
V. Итог урока.
Организационный момент:
Оформление доски; проверка наличия у обучающихся конспектов, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости
Микроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономические процессы на уровне отдельных экономических субъектов (производителей, потребителей, собственников ресурсов).
Экономическими субъектами рыночной экономики являются:
домашнее хозяйство — экономическая единица, в которых группа лиц объединяет свои доходы, имеет общую собственность и сообща принимает экономические решения;
фирма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства.
Государство – это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и экономическую власть для контроля над рынком
Рынок – это товарно-денежная форма связи между производителем и потребителем в условиях общественного разделения труда.
Существование рынка предполагает следующие условия:
Ø наличие множества независимых продавцов и покупателей;
Ø конкуренция товаропроизводителей;
Ø свободное ценообразование;
Ø юридически закрепленное условие предпринимательской деятельности;
Ø устойчивость экономической и политической систем.
Рынок выполняет следующие функции:
Ø установление связи между производителями и потребителями;
Ø через рынок осуществляется регулирование общественного производства;
Ø установление цены под влиянием спроса и предложения;
Ø через рынок происходит учет затрат на производство продукции, т.к. на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим затраты;
Ø в процессе конкуренции рынок дифференцирует производителя.
Рынки классифицируют по различным критериям:
1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют:
§ рынок товаров и услуг;
§ рынок труда;
§ рынок средств производства;
§ рынок научно-технических разработок;
§ финансовый рынок и т.д.
2) по географическому положению выделяют:
§ местный;
§ региональный;
§ национальный;
§ мировой.
3) по степени ограничения конкуренции выделяют:
§ монополистический; это ситуация, когда товары разных продавцов по-своему уникальны, но взаимозаменяемы. Производителей много, поэтому сговор между ними исключен. Каждый вправе сам устанавливать цены на свой вариант товара. Продавцы активно конкурируют друг с другом.
Пример: многие фирмы выпускают кроссовки, но их обувь отличаются брендом, дизайном, материалом, качеством изготовления и т.п. Покупатель может выбрать кроссовки фирмы Adidas, Puma, Nike или любого другого производителя, но выглядеть они будут по-разному.
§ олигополистический; это ситуация в которой имеется большое количество покупателей но при этом действует ограниченное число продавцов.
§ свободный; ситуация в экономике, при которой рыночная конкуренция производителей и потребителей определяет цены, доходы и т.д. без вмешательства государства и форм монопольного или олигопольного ограничения конкуренции.
§ смешанный.
4) по характеру продаж:
§ оптовый;
§ розничный.
5) в соответствии с масштабом рынок может быть:
§ единичным рынком (лоток, магазин);
§ локальным (включает множество единичных рынков которые объединяются в местные базары);
§ региональным (включает все локальные и единичные рынки) и т.д.
§ национальный (объединяет все региональные рынки)
§ международный (несколько государств)
§ мировой (глобальный)
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами.
Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании.
Инфраструктура рынка труда включает биржи труда, службы занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы.
Основными элементами рыночного механизма являются: цена, спрос, предложение и конкуренция.
Закрепление изученного материала:
1. Это наука, которая изучает, каким образом в обществе, располагающем ограниченными ресурсами, решаются проблемы, что, как и для кого надо производить
а) экономика
б) политология
в) психология
2. Первый уровень экономики
а) микроэкономика
б) макроэкономика
в) все ответы неверны
3. Под экономической теорией в узком смысле слова понимается:
а) Микроэкономика
б) Мировая экономика
в) Макроэкономика
Альтернативная стоимость строительства нового учебного заведения:
а) деньги на оплату преподавателей;
б) затраты на строительство здания в текущих ценах;
в) другие товары и услуги, от которых пришлось отказаться в пользу строительства данного учебного заведения.
В соответствии с масштабом рынок может быть:
местный
свободный
региональный+
По степени ограничения конкуренции выделяют:
Локальный
Розничный
Олигополистический+