ПЛАН УРОКА
Дата: ______________
Группа: _______________
ДИСЦИПЛИНА: Основы экономики
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Керимова Д.Н.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Потребности и их виды. Основное противоречие: ресурсы-потребности.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся через включение их в различные виды деятельности.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «потребности».
2. Формировать представление о потребностях человека как об источнике его
активности, самовыражении.
3. Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к
разумным потребностям.
Основные понятия: потребности, биологические потребности, материальные потребности, социальные потребности, духовные потребности.
Рассматриваемые компетенции:
ОК 1, ОК 2, ОК 3. ПК 2.5.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Приветствие.
- Отметка отсутствующих в классном журнале.
- Сообщение темы и целей урока.
Организационный момент:
Оформление доски; проверка наличия у обучающихся конспектов, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости
Потребность – это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность - это желаемое, благо.
Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое - расслабляемся.
Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.
Система потребностей также формируется по особым правилам:
Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.
Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:
Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
Фрустрации - длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
Сублимации - защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. (когда состояние агрессии можно снять с помощью занятиями спортом)
количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.\
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.
Противоречие потребностей и ресурсов:
В целом противоречие потребностей и ресурсов заключается в том, что потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы, а ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограниченны или редки. Это противоречие разрешается путем выбора товаров и услуг, которые необходимо произвести, и тех, от которых в определенных условиях следует отказаться.
Производственные возможности общества:
Любая экономическая система стоит перед дилеммой: с одной стороны, потребности общества безграничны, полностью неутолимы; с другой стороны, ресурсы общества, необходимые для производства благ, ограничены или редки. Проблема ограниченности ресурсов — фундаментальная экономическая проблема.
Закрепление изученного материала:
1. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для его жизни, — это
1) желание
2) самосознание
3) потребность
4) сознание
2. Какие бывают ресурсы, удовлетворяющие потребности человека:
а) ситуативные
б) ограниченные +
в) безграничные
3. Укажите одну из потребностей человека, которая подтверждает его родственную связь с другими представителями природного мира:
а) в труде
б) в одобрении окружающих
в) в воде +
4. Укажите одну из потребностей человека, которая подтверждает его родственную связь с другими представителями природного мира:
а) в самопознании
б) в отдыхе +
в) в труде
5. Состояние неудовлетворённости, нужды, которое каждый стремится удовлетворить, — это
а) потребность
б) интерес
в) мотив
6. Желание человека общаться с другими себе подобными — это
а) физиологическая потребность
б) экзистенциальная потребность
в) социальная потребность
7. Потребность в осуществлении заграничных путешествий следует отнести к
а) социальным
б) духовным
в) престижным
г) ко всем перечисленным
8. При выборе профессии люди, как правило, учитывают свои …
а) потребности
б) интересы
в) способности
г) всё вышеперечисленное
9. Условие, при котором человек становится социальным субъектом:
а) активное взаимодействие с окружающим миром
б) пассивное взаимодействие с окружающим миром
в) любое взаимодействие с окружающим миром
10. Выберите то, что ограничивает человека в выборе средств для удовлетворения своих нужд:
а) возможности
б) потребности
в) ценностные ориентации
11. Потребности, не относящиеся к числу первичных потребностей:
а) потребность в самосохранении
б) потребность в самоутверждении
в) биогенные потребности
12. Автор иерархической теории потребностей:
а) Э. Фромм
б) А. Маслоу
в) К. Маркс