СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучить выразительному чтению,расширить знания о круговороте воды в природе

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по литературному чтению»

Автор работы: Груздева Марина Геннадьевна

Учитель ГБОУ лицея №378 Санкт-Петербурга



Конспект урока по литературе

УМК, авторы учебника «Литературное чтение»: УМК «Школа России», 3 класс (1 часть), авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Тема урока: Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве»

Цель урока: познакомить с рассказом Л. Н. Толстого.

Планируемые результаты:

Предметные

- умение анализировать текст;

- умение понимать содержание текста и высказывать своё отношение к прочитанному;

- умение различать типы текстов.

Метапредметные

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- владение логическими действиями сравнения, анализа;


Личностные

- воспитание у учащихся бережное отношения к природе;

- развитие самостоятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению.



Литература: учебник литературного чтения «Школа России» 3 класс 1 часть Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Оборудование: учебник, слайды презентации.

Скриншот учебника



Ход урока

1. Организационное начало урока

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. У вас на партах должны быть учебник, дневник и пенал. (Проверяют свою готовность к уроку)

- Присаживайтесь! (Садятся за парты)

2. Проверка домашнего задания

- Начнём урок с проверки домашнего задания. Вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка»)

- О чём идёт речь в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка»? (В рассказе «Лев и собачка» речь идёт о том, как, находясь в неволе, лев нашёл товарища по несчастью - собачку)

- Какое отрицательное человеческое качество осветил в своём рассказе Л.Н. Толстой? (В рассказе речь идёт о человеческой жестокости, о том, что жизнь в неволе – это зло, насилие над животными)

- К чему приводит жестокое отношение людей к природе? (К тому, что природа гибнет)

- Почему важно бережно относиться к природе? (Если мы не будем беречь природу, то она может погибнуть, а без природы погибнет и человек)

3. Постановка темы и цели урока

- Очень важно проявлять любовь к природе. С раннего детства у Льва Николаевича Толстого сформировалось чувство красоты и бережного отношения ко всему живому. Он представлял себя частью природы, постоянно ощущая близость к ней. Имение, в котором проживал писатель, называется Ясная Поляна. (На слайде появляются изображения Ясной Поляны, слайды 2-3) Ясная Поляна была для Толстого дорогим местом, где он творил, наслаждался природой, жил раздумьями о смысле жизни, о назначении человека. Он наслаждался окружающей природой: лесами, лугами, полевыми цветами. Л.Н. Толстой во всем и всюду находил красоту. Великий писатель был не только тонким наблюдателем происходящего в природе, но и бережно сохранял её: разводил леса, сажал аллеи и сады, оберегал лесные насаждения и деревья в усадьбе, занимался пчеловодством, принимал участие в полевых работах вместе с крестьянами. Его деятельность была направлена на сохранение природы.

- Произведение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, посвящено одному из явлений природы. Чтобы узнать, о каком явлении мы будем сегодня говорить, отгадайте загадку:

Серебрится у крыльца

Разноцветная пыльца,

Будто радуга в траву

Опустилась наяву!

-Что это? (Это роса на траве)
- Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе, с которым мы сегодня познакомимся? (Речь будет идти о росе)

- Что такое роса? Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы детей)

- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. (На слайде появляется значение слова «роса»:

Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней,  или вечерней прохлады. )

- Откройте учебники на странице 162. Прочитайте название рассказа. (Открывают учебник на странице 162, читают название рассказа «Какая бывает роса на траве»)

- Подумайте, с какой целью Толстой написал это произведение? (Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного, чтобы привлечь наше внимание к окружающему миру)

4. Первичное чтение текста учителем

- Сейчас я прочитаю рассказ «Какая бывает роса на траве». Послушайте внимательно.

Учитель читает вслух рассказ.

5. Проверка первичного восприятия

- Что вы представляли себе, когда слушали рассказ? (Представляли солнечное утро, лес, трава вся покрыта росой)

- Представьте, что вы – художники. Какую картину вы бы написали, услышав этот текст? (Тонкие зелёные сочные листья травы, а на них прозрачные маленькие хрупкие капельки росы)

6. Чтение текста учениками

- Прочитайте текст ещё раз самостоятельно. (Ученики читают текст самостоятельно)

7. Анализ прочитанного рассказа

- Вы прочитали рассказ. Что было непонятно? (Слова «алмаз», «бархат»)

- Алмаз – это прозрачные драгоценные камни. Посмотрите на слайд. (На слайде появляется изображение алмаза)

- Бархат – плотная ткань с мягким гладким и густым ворсом. На слайде представлено изображение бархата. Также я принесла вам кусочек бархатной ткани. (Учитель демонстрирует кусочек бархатной ткани)

- Когда происходят события в рассказе? (Описывается летнее утро)

- Куда пришёл лирический герой? (В лес)

- Что привлекло внимание героя в лесу? (Алмазы)

- О каких алмазах идёт речь? О настоящих? (Нет, это капельки росы)

- На что ещё похожа капелька росы? (На светлый шарик)

- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

- С чем ещё сравнивает Толстой лист травы? (Сравнивает лист травы с чашечкой)

- Как нужно срывать листок с росинкой? (Потихоньку)

- Почему? Найдите ответ в тексте. (Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и проскользнёт мимо стебля)

- Почему автор использует в тексте слова «листок» и «шарик», а не «лист» и «шар»? (Автор хочет подчеркнуть нежность и хрупкость листочка и росинки)

- Как вы думаете, почему автору кажется, что росинка на вкус вкуснее всякого напитка? (Потому что это вода чистая, нетронутая рукой человека)

- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению? (Да, можно, автор любуется росой, он восхищается ей, хочет поделиться своими чувствами с читателями)

- Какие изобразительные средства использует автор? (Сравнения)

- Как называется тип текста, в котором автор подробно рассказывает о каком-то предмете или явлении и использует для этого приём сравнения? (Это текст описание)

8. Выразительное чтение текста вслух

- Обратимся к рассказу «Какая бывает роса на траве». Прочитаем его вслух. (Несколько учащихся читают текст вслух)

9. Чтение текста из энциклопедии о росе

- Прочитаем текст, представленный на слайде. (Слайд 7)

Учитель читает текст: Роса – это капли воды, оседающие на поверхности Земли и наземных предметах при охлаждении воздуха и положительных температурах земной поверхности. Роса возникает в ясные безветренные ночи. Чем сильнее ночное охлаждение предмета, тем обильнее роса на нём. (Географическая энциклопедия)

- В данном тексте переданы чувства, эмоции автора? (Нет)

- Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте - описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научному стилю речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

- К каким стилям относятся тексты? (Текст, написанный Л. Н. Толстым, написан в художественном стиле, а статья в энциклопедии это научно-познавательный стиль)

10. Подведение итогов

- С текстом, какого типа мы работали на уроке? (С текстом-описанием)

- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научно-познавательный, художественный)

11. Рефлексия

- На протяжении всего урока мы говорили о росе. Составим синквейн к этому слову. Будем стараться использовать в синквейне слова из текста Льва Николаевича Толстого. Напомню правила составления синквейна:

  1. Существительное

  2. 2 прилагательных

  3. 3 глагола  

  4. Предложение из 4 слов

  5. 1 синоним

Ученики вместе с учителем составляют синквейн:

1. роса

2. утренняя, хрупкая

3. блестит, сверкает, переливается

4. Роса блестит на солнце.

5. алмаз


12. Домашнее задание

Задание на выбор:

1. Нарисовать иллюстрацию к тексту и подобрать предложение из текста, выучить его.

2. Подобрать другие произведения о природе Л.Н. Толстого и подготовить анонс произведения (иллюстрация + пересказ).

13. Организованный конец урока

- Спасибо за урок! Подготовьтесь к следующему уроку.