Автор работы: Груздева Марина Геннадьевна
Учитель ГБОУ лицея №378 Санкт-Петербурга
Конспект урока по литературе
УМК, авторы учебника «Литературное чтение»: УМК «Школа России», 3 класс (1 часть),
авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
Тема урока: Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве»
Цель урока: познакомить с рассказом Л. Н. Толстого.
Планируемые результаты:
Предметные
- умение анализировать текст;
- умение понимать содержание текста и высказывать своё отношение к прочитанному;
- умение различать типы текстов.
Метапредметные
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- владение логическими действиями сравнения, анализа;
Личностные
- воспитание у учащихся бережное отношения к природе;
- развитие самостоятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению.
Литература: учебник литературного чтения «Школа России» 3 класс 1 часть Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
Оборудование: учебник, слайды презентации.
Скриншот учебника
Ход урока
1. Организационное начало урока
- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. У вас на партах должны быть учебник, дневник и пенал. (Проверяют свою готовность к уроку)
- Присаживайтесь! (Садятся за парты)
2. Проверка домашнего задания
- Начнём урок с проверки домашнего задания. Вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка»)
- О чём идёт речь в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка»? (В рассказе «Лев и собачка» речь идёт о том, как, находясь в неволе, лев нашёл товарища по несчастью - собачку)
- Какое отрицательное человеческое качество осветил в своём рассказе Л.Н. Толстой? (В рассказе речь идёт о человеческой жестокости, о том, что жизнь в неволе – это зло, насилие над животными)
- К чему приводит жестокое отношение людей к природе? (К тому, что природа гибнет)
- Почему важно бережно относиться к природе? (Если мы не будем беречь природу, то она может погибнуть, а без природы погибнет и человек)
3. Постановка темы и цели урока
- Очень важно проявлять любовь к природе. С раннего детства у Льва Николаевича Толстого сформировалось чувство красоты и бережного отношения ко всему живому. Он представлял себя частью природы, постоянно ощущая близость к ней. Имение, в котором проживал писатель, называется Ясная Поляна. (На слайде появляются изображения Ясной Поляны, слайды 2-3) Ясная Поляна была для Толстого дорогим местом, где он творил, наслаждался природой, жил раздумьями о смысле жизни, о назначении человека. Он наслаждался окружающей природой: лесами, лугами, полевыми цветами. Л.Н. Толстой во всем и всюду находил красоту. Великий писатель был не только тонким наблюдателем происходящего в природе, но и бережно сохранял её: разводил леса, сажал аллеи и сады, оберегал лесные насаждения и деревья в усадьбе, занимался пчеловодством, принимал участие в полевых работах вместе с крестьянами. Его деятельность была направлена на сохранение природы.
- Произведение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, посвящено одному из явлений природы. Чтобы узнать, о каком явлении мы будем сегодня говорить, отгадайте загадку:
Серебрится у крыльца
Разноцветная пыльца,
Будто радуга в траву
Опустилась наяву!
-Что это? (Это роса на траве)
- Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе, с которым мы сегодня познакомимся? (Речь будет идти о росе)
- Что такое роса? Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы детей)
- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. (На слайде появляется значение слова «роса»:
Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. )
- Откройте учебники на странице 162. Прочитайте название рассказа. (Открывают учебник на странице 162, читают название рассказа «Какая бывает роса на траве»)
- Подумайте, с какой целью Толстой написал это произведение? (Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного, чтобы привлечь наше внимание к окружающему миру)
4. Первичное чтение текста учителем
- Сейчас я прочитаю рассказ «Какая бывает роса на траве». Послушайте внимательно.
Учитель читает вслух рассказ.
5. Проверка первичного восприятия
- Что вы представляли себе, когда слушали рассказ? (Представляли солнечное утро, лес, трава вся покрыта росой)
- Представьте, что вы – художники. Какую картину вы бы написали, услышав этот текст? (Тонкие зелёные сочные листья травы, а на них прозрачные маленькие хрупкие капельки росы)
6. Чтение текста учениками
- Прочитайте текст ещё раз самостоятельно. (Ученики читают текст самостоятельно)
7. Анализ прочитанного рассказа
- Вы прочитали рассказ. Что было непонятно? (Слова «алмаз», «бархат»)
- Алмаз – это прозрачные драгоценные камни. Посмотрите на слайд. (На слайде появляется изображение алмаза)
- Бархат – плотная ткань с мягким гладким и густым ворсом. На слайде представлено изображение бархата. Также я принесла вам кусочек бархатной ткани. (Учитель демонстрирует кусочек бархатной ткани)
- Когда происходят события в рассказе? (Описывается летнее утро)
- Куда пришёл лирический герой? (В лес)
- Что привлекло внимание героя в лесу? (Алмазы)
- О каких алмазах идёт речь? О настоящих? (Нет, это капельки росы)
- На что ещё похожа капелька росы? (На светлый шарик)
- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)
- С чем ещё сравнивает Толстой лист травы? (Сравнивает лист травы с чашечкой)
- Как нужно срывать листок с росинкой? (Потихоньку)
- Почему? Найдите ответ в тексте. (Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и проскользнёт мимо стебля)
- Почему автор использует в тексте слова «листок» и «шарик», а не «лист» и «шар»? (Автор хочет подчеркнуть нежность и хрупкость листочка и росинки)
- Как вы думаете, почему автору кажется, что росинка на вкус вкуснее всякого напитка? (Потому что это вода чистая, нетронутая рукой человека)
- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению? (Да, можно, автор любуется росой, он восхищается ей, хочет поделиться своими чувствами с читателями)
- Какие изобразительные средства использует автор? (Сравнения)
- Как называется тип текста, в котором автор подробно рассказывает о каком-то предмете или явлении и использует для этого приём сравнения? (Это текст описание)
8. Выразительное чтение текста вслух
- Обратимся к рассказу «Какая бывает роса на траве». Прочитаем его вслух. (Несколько учащихся читают текст вслух)
9. Чтение текста из энциклопедии о росе
- Прочитаем текст, представленный на слайде. (Слайд 7)
Учитель читает текст: Роса – это капли воды, оседающие на поверхности Земли и наземных предметах при охлаждении воздуха и положительных температурах земной поверхности. Роса возникает в ясные безветренные ночи. Чем сильнее ночное охлаждение предмета, тем обильнее роса на нём. (Географическая энциклопедия)
- В данном тексте переданы чувства, эмоции автора? (Нет)
- Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте - описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научному стилю речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.
- К каким стилям относятся тексты? (Текст, написанный Л. Н. Толстым, написан в художественном стиле, а статья в энциклопедии это научно-познавательный стиль)
10. Подведение итогов
- С текстом, какого типа мы работали на уроке? (С текстом-описанием)
- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научно-познавательный, художественный)
11. Рефлексия
- На протяжении всего урока мы говорили о росе. Составим синквейн к этому слову. Будем стараться использовать в синквейне слова из текста Льва Николаевича Толстого. Напомню правила составления синквейна:
Существительное
2 прилагательных
3 глагола
Предложение из 4 слов
1 синоним
Ученики вместе с учителем составляют синквейн:
1. роса
2. утренняя, хрупкая
3. блестит, сверкает, переливается
4. Роса блестит на солнце.
5. алмаз
12. Домашнее задание
Задание на выбор:
1. Нарисовать иллюстрацию к тексту и подобрать предложение из текста, выучить его.
2. Подобрать другие произведения о природе Л.Н. Толстого и подготовить анонс произведения (иллюстрация + пересказ).
13. Организованный конец урока
- Спасибо за урок! Подготовьтесь к следующему уроку.