СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план урока физики в 11 классе на тему: "Фотоны. Корпускулярно - волновой дуализм"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план урока физики в 11 классе на тему: "Фотоны. Корпускулярно - волновой дуализм"»

11а - 11б –

Тема. Фотоны. Корпускулярно - волновой дуализм.

Цель урока: 

- сформировать понятие фотона; изучить величины, харак­теризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс) и формулы, их определяющие;

- продолжить формирование вычислительных навыков.

- продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения;

создать условия для обеспечения положительного эмоционального характера процесса обучения.

- развивать умение применять знания теории на практике;

- продолжить работу по овладению методами научного исследования;

- развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Ход урока



1. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на эффективную работу на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Фронтальный опрос:

- Какой раздел физики мы начали изучать на предыдущих уроках?

- Что изучает этот раздел?

- Какие из физических явлений не смогла объяснить классическая физика?

- Кто является основоположником квантовой физики?

- Как атомы испускают энергию согласно гипотезе Планка?

- Чему равна эта энергия?

- Чему равна постоянная Планка?

- Что такое фотоэффект? Кто открыл фотоэффект?

- Кто изучал фотоэффект и какие законы установил?

- Как и кем было объяснено явление фотоэффекта?

- Запишите уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

- Что называется красной границей фотоэффект

4. Изучение новой темы:

1) Фотон. Его характеристики.

В современной физике фотон рассматривается как одна из элементарных частиц.

  • Понятие фотона или кванта электромагнитного излучения.

  • Энергия фотона: Е = h\V

  • Масса фотона:  . Фотон лишен массы покоя т, т. е. он не существует в состоянии покоя и при рождении сразу имеет скорость с.

  • Импульс фотона:  . Направлен импульс фотона по световому лучу.

2) Явление корпускулярно-волнового дуализма.

Свет обладает своеобразным дуализмом (двойственностью) свойств.

Свойства света, обнаруживаемые при взаимодействии с веществом (излучении и поглощении), называют корпускулярными, а сама же световая частица получила название фотона или светового кванта.

При распространении света проявляются его волновые свойства.

Явления, в которых проявляются, обнаруживаются

Волновые свойства света

«Корпускулярные»* свойства света

квантовые

интерференция, дифракция, поляризация, дисперсия, отражение, преломление

тепловое излучение,

фотоэффект

волновые: V , λ , ν

корпускулярные: Е, m, р



3) Волна де Бройля. Гипотеза де Бройля. Длина волны де Бройля:  .

5. Решение задач.

Тест на с. 271

А1) 4 А2) 2 А3) 2 А4) 1

1. Определить энергию, массу и импульс фотона с  = 0,016 * 10–10 м.



Дано:

 = 0,016*10–10м

Решение:

;

= _____6,63*10–34 ____ = 1,38*10–30 кг

0,016*10–10м* 3*10м/с

Ответ: Е =1,24*10–13Дж; m =1,38*10–30кг; р =4,1*10–22(кг*м)/с.

Е – ?

m – ?

р – ?



№2 С какой скоростью должен двигаться электрон, чтобы его импульс был равен импульсу фотона с длиной волны  = 5200 • 10–10 м?

Дано:

 = 5200*10–10м

Решение: ре = рф

Ответ: v =1400 м/с.

v – ?





7. Рефлексия: Учащимся предлагается составить вопросы для контрольного опроса по теме «Фотоны».

- Фотон что это?

- Какие явления подтверждают волновую природу света?

- Существуют ли явления, свидетельствующие о корпускулярной природе света? - Запишите выражение для массы и импульса фотона? И т.д.



8. Итог урока: 

9. Задание на дом: § 71, № 3, 4 стр. 277