СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные планы по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по информатике для 10 класса  по учебнику Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун. Предназначен для школ с русским языком обучения естественно-математического направления. Курс расчитан на 34 часа. Содержание соответствует учебной программе "Информатика" для школ Республики Казахстан.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

I четверть (9 уроков)

Урок

Тема

§ учебника

1

Техника безопасности

1


Информация и информационные процессы


2

Информационная картина мира

2

3

Информационные системы и ресурсы

3


Компьютер как средство обработки информации


4

История развития языков программирования

4

5

Методы и технологии программирования

5


Система программирования Lazarus


6

Интегрированная среда разработки приложений

6

7-8

Окна и формы. Компоненты

7-8

9

Типы данных. Преобразование типов

9


II ЧЕТВЕРТЬ (7 УРОКОВ)

Урок

Тема

§ учебника

10

Ввод и вывод данных

10

11-12

Операторы управления

11-12

13

Операторы повторения

13

14

Процедуры и функции

14

15

Интерфейс проекта. Невизуальные компоненты: MainMenu, PopupMenu

15

16

Интерфейс проекта. Невизуальные компоненты: стандартные диалоги

16


Ill ЧЕТВЕРТЬ (10 УРОКОВ)

Урок

Тема

§ учебника

17

Невизуальные компоненты. Timer

17

18-19

Графические методы и процедуры

18-19

20

Графика. Битовый образ

20

21

Мультимедиа

21

22

Практикум по программированию

22


Информационные технологии. 3(1-моделирование и графика


23

Виртуальность как способ изучения реального мира

23

24

Объекты

24

25

Экструдирование (выдавливание)

25

26

Подразделение (subdivide)

26

IV ЧЕТВЕРТЬ (8 УРОКОВ)

Урок

Тема

§ учебника

27

Модификаторы, булевы операции

27

28

Сглаживание объектов в программе, создание объекта по точным размерам

28

29

Добавление материала. Свойства материала

29

30

Текстуры в Blender

30

31-34

Проектная деятельность



Просмотр содержимого документа
«Урок 1»

Урок 1. Техника безопасности Дата_____________

Цель урока:

  • повторить правила техники безопасности;

  • проверить знание правил техники безопасности.

Учащиеся должны знать: правила техники безопасности, комплекс упражнений для снятия напряжения с глаз.

Учащиеся должны уметь: соблюдать правила техники безопасности.

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Повторение правил техники безопасности

    3. Актуализация

  • Для безопасной и эффективной работы с персональным компьютером и другими электронными устройствами необходимо соблюдать определенные нормы и придерживаться правил. Поговорим еще раз об организации рабочего места, о правилах поведения в кабинете информатики, об оказании первой помощи пострадавшим от электрического тока. Объявляется тема урока.

    1. Постановка целей и задач урока

  • Сегодня мы познакомимся с правилами ТБ и научимся оказывать первую медицин­скую помощь пострадавшим при поражении электрическим током. Разучим упраж­нения по снятию зрительного напряжения и утомления.

  • Усвоение новых знаний и способов действий

  • Скажите, вы раньше когда-нибудь встречались с правилами техники безопасности?

  • Приведите примеры таких правил. Учитель обобщает правила ТБ.

Работая за ПК, нужно делать периодически перерыв. Также необходимо уметь делать гимнастику на расслабление и для снятия напряжения с глаз.

  • С ТБ вы ознакомлены и должны ее соблюдать. Распишитесь в журнале по технике безопасности. Вся техника в кабинете ВТ подключена к электричеству, и дома вы пользуетесь электробытовыми приборами.

  • Скажите, как оказать помощь пострадавшему при поражении электрическим током?

  • Назовите факторы, которые при работе с компьютером могут оказывать негативное влияние на здоровье человека.

  • Какие факторы могут привести к выходу компьютера из строя?

  • Как избежать этих воздействий или хотя бы свести их к минимуму?

  • Воздействие воды.

  • Воздействие пыли.

  • Электромагнитные поля.

  • Необходимость смотреть на источник света.

  • Как видите, в кабинете много цветов, и не только кактусов, так как цветы имеют боль­шое влияние на формирование микроклимата помещения, их зеленый цвет полезен для глаз и снимает раздражение.

  • Для учащихся 9-11 классов непрерывное время работы согласно санитарным нормам может составлять не более 35 минут.

  • Обязательно ли следует соотносить свое поведение с установленными в кабинете информатики запретами?

VI Тест по правилам техники безопасности

    1. Какое должно быть расстояние от глаз до монитора при работе за компьютером?

      1. 50 см.

      2. Сколько угодно.

      3. 60 см.

      4. 35 см.

    2. Какое оборудование в кабинете информатики представляет опасность для человека?

      1. Монитор.

      2. Весь компьютер.

      3. Клавиатура.

      4. Любые электроприборы.

    3. Монитор является источником:

      1. Электричества.

      2. Электромагнитного излучения.

      3. Ионизирующего излучения электромагнитных, электрических и магнитных ста­тических полей.

      4. Магнитного излучения.

    4. Какое время без перерыва можно работать за компьютером?

      1. 25 минут.

      2. 35-40 минут.

      3. 1 час.

      4. 10 минут.

    5. Каким огнетушителем нужно пользоваться при возгорании аппаратуры? А. Воздушно-пенный огнетушитель.

  • Пенный огнетушитель.

  • Углекнслотный огнетушитель.

  • Порошковый огнетушитель.

    1. Почему нельзя класть на компьютер книги, тетради и т.п.?

      1. Слишком тяжело.

      2. Нарушается вентиляция.

      3. Некрасиво.

      4. Закрывается экран.

    2. При появлении запаха гари нужно:

      1. Выключить аппаратуру и сообщить об этом учителю.

      2. Сообщить однокласснику.

      3. Продолжить работу, проветрив помещение.

      4. Выбежать из класса.

    3. Если компьютер не отвечает на ваши запросы, вы должны:

      1. Самостоятельно устранить неисправность.

      2. Позвать учителя.

      3. Отключить компьютер от электросети.

      4. Попросить помощи у одноклассника.

    4. Укажите причину, по которой нельзя без разрешения учителя вставлять в компьютер флешки и диски.

      1. Есть опасность заражения компьютера вирусом.

      2. Вы можете скопировать на свои диски ненужную для вас информацию со школь­ного компьютера.

      3. От частого использования разъемов компьютера они могут испортиться.

      4. Нельзя в компьютер вставлять большое количество флешек.

    5. Выберите неверное действие в случае поражения электрическим током.

      1. Немедленно сообщить о происшедшем учителю.

      2. Прекратить действие тока экстренным выключением приборов.

      3. Увести пострадавшего от электроприбора, из-за которого он получил поражение.

      4. Оказать первую медицинскую помощь.

Ключи к тесту:

1. с

2. D

3. С

4. А

5. D

6. В

7. А

8. В

9. А

10. С


После проведения тестирования учитель выводит на доску ключи к тесту, ученики про­водят самопроверку или взаимопроверку тестов.












Просмотр содержимого документа
«Урок 10»

Урок 10. Ввод и вывод данных Дата_________

Цель урока:

• познакомить с возможностями ШЕ Lazarus для ввода и вывода данных в окнах сообщений. Учащиеся должны знать: назначение функции InputBox, процедуры вывода данных в окне сообщения, типы значений.

Учащиеся должны уметь: использовать окна ввода и вывода при решении задач.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач урока

  3. Проверка домашнего задания

  4. Актуализация знаний

    1. Какие типы данных чаще всего вам встречались во время решения задач?

    2. Какие компоненты вы использовали для ввода данных, а какие - для вывода?

    3. Запишите функции преобразования типов данных, которые приходилось использовать.

  5. Изучение нового материала

    1. В каких случаях вам приходилось вводить данные в диалоговом окне? (Ввод паролей, работа с каталогами и пр.)

    2. Как выглядят сообщения об ошибке в ОС Windows?

  • Познакомимся сегодня с функцией и процедурами для ввода и вывода данных с использованием диалоговых окон, окон сообщений.

Объяснение сопровождается работой за компьютером - набрать примеры из параграфа, изменяя значения параметров познакомиться с типами диалоговых окон, кнопок на них, типами значений.

    1. Практическая работа за компьютером

Для вывода данных на форму учащиеся выбирают компонент самостоятельно. УП Подведение итогов

  • Сегодня вы работали с окнами сообщений, которые сможете использовать в даль­нейшем при решении задач.

Оценить работу на уроке. .

VIII Домашнее задание

Изучить содержание §10 учебника, ответить на контрольные вопросы. Подготовиться к контролю по пройденным темам .



Просмотр содержимого документа
«Урок 13»


Урок 13. Операторы повторения Дата________

Цель урока:

продолжить знакомство с использованием инструкций for, while и repeat. Учащиеся должны знать: общий вид операторов for, while и repeat.

Учащиеся должны уметь: использовать операторы for, while и repeat при решении задач.

Ход урока

I Организационный момент

П Постановка целей и задач урока

  1. Проверка домашнего задания

  2. Изучение нового материала

С операторами цикла учащиеся знакомы из курса информатики для 9 класса, поэтому можно предложить желающему ученику вспомнить правила их оформления и записать общий вид на доске. Вопросы:

    1. Какие алгоритмы называют циклическими?

    2. Изобразите блок-схемы цикла с предусловием, с постусловием, с параметром.

    3. Что называют телом цикла?

    4. Сколько раз выполняется тело цикла при использовании операторов while и repeat?

    5. Исправьте ошибки во фрагменте программы:

п : = 1 ;

while п

write('n=', п : 5);

end;

    1. Определите значение переменной 5 после выполнения следующего фрагмента программы:

s:=2 4; m: = 3 4 5 6 ; while s10 do begin

m:=m mod 10; s:=s-m

end; s:=s+m;

    1. Определите значение переменной x после выполнения следующего фрагмента программы:

х : = 10 ;

у:=1;

f:=true; repeat

х:=х div 3; у:=у+1;

if х+у=4 then f:=false until (х=0) or not f;

    1. В каких случаях используется оператор цикла for, а в каких - while и repeat?

    2. Как оформляется оператор цикла for при уменьшающихся значениях параметра?

    3. Сколько раз выполнится тело цикла, если параметр принимает значения от 1 до 100 с шагом 5?

    4. Определите значение переменной т после выполнения следующего фрагмента программы:

ш: =0 ;

for i:=1 to 10 do

begin

n:=i+2; if n10 then m:=n+m*2 else m:=m+l;

  1. Переменные какого типа могут выступать в качестве параметра цикла?

  2. *В каких случаях используются вложенные циклы?

  3. Разобрать задачу:

Оформить процедуру нахождения значений функции у = 5х2 - 7 в точках -1; - 0,5; 0; 0,5 и 1 (значения выводятся на метку), используя инструкцию for.

    1. Практическая работа за компьютером Задание 1 практической работы.

    2. Подведение итогов

Оценить работу по вопросам, результаты выполнения практической работы.

    1. Домашнее задание

Повторить содержание §13 учебника, ответить на контрольные вопросы. Выполнить задание 2 практической работы за компьютером.


Просмотр содержимого документа
«Урок 14»

Урок 14. Процедуры и функции Дата__________

Цель урока: продолжить знакомство с подпрограммами в IDE Lazarus.

Учащиеся должны знать: виды подпрограмм, структуру процедуры и функции; какие параметры используются в процедурах и функциях.

Учащиеся должны уметь: создавать пользовательские подпрограммы-функции и процедуры.

Ход урока

      1. Организационный момент

      2. Постановка целей и задач урока

      3. Проверка домашнего задания

Задание 2 практической работы к §13.

      1. Изучение нового материала

Разобрать пример 1 из текста параграфа.

Обратить внимание, что результатов работы процедуры может быть несколько, а функция возвращает только одно (скалярное) значение.

      1. Практическая работа за компьютером

Записать правила перевода градусной меры угла в радианную и наоборот. Определить, какого типа данные будут передаваться в функцию, какого типа значение она будет принимать. Обсудить, какие компоненты удобно будет использовать при оформлении главной формы проекта. Практическую работу выполняют самостоятельно, учитель выполняет роль консультанта.

      1. Подведение итогов

Афиширование результатов работы (один учащийся демонстрирует работу приложения у доски, комментирует текст программы).

Обсудить, какие затруднения возникли в процессе работы и какое было найдено решение. Оценивание работы на уроке.

VII Домашнее задание

Изучить содержание §14 учебника, ответить на контрольные вопросы

Просмотр содержимого документа
«Урок 15»

Дата_________


Урок 15. Интерфейс проекта. Невизуальные компоненты: MainMenu, PopupMenu


Цель урока:

  • научить реализовывать стандартный интерфейс пользователя средствами IDE Lazarus.

Учащиеся должны знать: понятие «невизуальный компонент»; назначение компо­нентов MainMenu, PopupMenu.

Учащиеся должны уметь: создавать и настраивать главное и контекстное меню приложения.

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Постановка целей и задач урока

    3. Проверка домашнего задания

    4. Изучение нового материала

Объяснение материала сопровождается работой за компьютером над проектом Каль­кулятор. Рассматриваются этапы создания пунктов Сложить, Разделить главного меню программы, настройка вызова пользовательской процедуры из всех пунктов меню. Вопрос:

- Можно ли обойтись без оператора безусловного перехода goto и метки?

Создание контекстного (всплывающего) меню PopupMenu предложить выполнить самостоятельно, руководствуясь текстом параграфа.

    1. Практическая работа за компьютером

Добавить в меню Калькулятора операции Вычесть, Умножить. Выполнить задание практической работы.

    1. Подведение итогов

Оценить выполнение практической работы.

    1. Домашнее задание

Повторить содержание §15 учебника, ответить на контрольные вопросы, закончить выполнение практической работы.



Просмотр содержимого документа
«Урок 17»

Урок 17. Невизуальные компоненты. Timer Дата_______


Цель урока:

• изучить возможности применения компонента Timer для настройки действий

программы в реальном времени. Учащиеся должны знать: назначение, свойства, событие компонента Timer. Учащиеся должны уметь: использовать компонент Timer при создании простой анимации; использовать тип данных TDateTime; определять текущее время и текущую дату; использовать компонент Track Bar, Panel, Shape.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач урока

  3. Проверка домашнего задания

  4. Актуализация знаний Вопросы:

    1. Какие невизуальные компоненты вы использовали при создании приложений?

    2. Рассмотрим еще один невизуальный компонент - Timer.

  5. Изучение нового материала

Рассмотреть назначение, свойства и метод компонента Timer на примере проекта Бегу­щая строка (объяснение идет параллельно с работой за компьютером).

  1. Практическая работа за компьютером

Разделить класс на две группы, каждая из которых разбирает один проект: Светофор и Таймер.

По завершению работы групп провести афиширование результатов.

  1. Подведение итогов Оценить работу в группах.

  2. Домашнее задание

Выполнить задания практической работы, ответить на контрольные вопросы после §17.



Просмотр содержимого документа
«Урок 2»

Урок 2. Информационная картина мира Дата_____________


Цель урока:

• сформировать представление об информационной картине мира.

Учащиеся должны знать: об информационной картине мира, примеры информационной деятельности человека, понятие «информация», свойства информации, приемы кодирования информации, модели объекта.

Учащиеся должны уметь: называть составляющие элементы информационной картины мира.

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач урока

  3. Актуализация знаний

Вопросы:

    1. Как вы понимаете, что такое информационная картина мира?

    2. Что относится к информационной деятельности человека?

  1. Изучение нового материала

Информационная картина мира рассматривается в целостности на примере рис.1 в учебнике. В процессе объяснения возникает необходимость систематизации знаний учащихся по некоторым вопросам.

    1. Свойства информации

Следует разобрать с учениками наиболее важные свойства информации. К ним относятся объективность, достоверность, полнота и пр. Далее учитель проводит с учениками обсуждение свойства «объективность». Можно построить объяснение на противопоставлении примеров «объективный - субъективный». Ученики должны понять, что объективной информацией называют ту, которая не зависит от чужого (или собственного) мнения или суждения.

Пример субъективной информации: «На улице холодно». Как ее преобразовать в объективную? (Указать точную температуру воздуха.)

Следующее свойство информации, которое ученикам надо изучить, - это достоверность. Обычно достоверность у детей ассоциируется с понятием правды. Нужно объяснить, что достоверная информация может быть не только объективной, но и субъективной. Для при­нятия правильного решения мы должны быть уверены в том, что информация достоверна. В каких случаях информация недостоверна? Информация становится недостоверной в случае, если произошло ее искажение. Ученикам предлагается поиграть в известную игру «Испорченный телефон». На примере такого рода игры учитель демонстрирует аспекты, при помощи которых информация может быть искажена. После достоверности учитель переходит к объяснению свойства - полноты ин­формации. Здесь следует обратить внимание на то, что полная информация - это необязательно большой объем информации. Информация не должна быть избыточ­ной. Полной информации должно быть достаточно для принятия решения. Проще всего дело обстоит с актуальностью. Можно привести пример информации, ко­торая когда-то была актуальна, а теперь стала неактуальна (например, прогноз погоды на 1 января 2012 года). Свойство полезности зависит от конкретной ситуации. Одна и та же информация в разных ситуациях может быть полезна или бесполезна.

    1. Как человек воспринимает информацию?

При помощи органов чувств. По способу восприятия информация делится на зри­тельную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную.

    1. Какие виды информации обрабатываются компьютером?

Числовая, текстовая, графическая, звуковая и видеоинформация. Ученики знают, что все виды информации в компьютере представлены в двоичном коде. Это связано с тем, что вся структура компьютера построена на последовательности электрических сигналов. Есть сигнал - обозначается 1, нет сигнала - обозначается 0. Логическую последовательность, состоящую из нулей и единиц, называют машинным языком, или двоичным кодированием.

  • Подведение итогов

    1. Домашнее задание

Изучить содержание §2 учебника, ответить на контрольные вопросы.



Просмотр содержимого документа
«Урок 20»

Урок 20. Графика. Битовый образ Дата________


Цель урока:

• научить создавать анимацию на основе спрайтов.

Учащиеся должны знать: понятие «битовый образ», метод вывода изображения, очистки памяти.

Учащиеся должны уметь: загружать в битовый образ изображение, выводить его.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач урока

  3. Проверка домашнего задания

  4. Изучение нового материала

Перед началом работы над проектом урока учащиеся создают изображение кораблика (kor.bmp). Обратить внимание, что сохранение файла должно происходить в папку с проектом. Возможно предложить эту работу в качестве домашнего задания к предыдущему уроку или предоставить готовый рисунок.

Битовый образ представляет собой находящуюся в памяти компьютера (то есть невиди­мую) графическую поверхность, на которой программа может сформировать изображение (показать примеры).

Особенности работы с битовым образом:

  • вывод рисунков только в Ьтр-формате;

  • загрузить в битовый образ нужную картинку можно при помощи метода LoadFromFile;

  • вывести содержимое битового образа (картинку) на поверхность формы или области вывода иллюстрации можно путем применения метода Draw к соответ­ствующему свойству поверхности Canvas;

  • для очистки памяти от битовых образов используют метод Free;

  • подготовить форму, разместить необходимые компоненты.

Предварительно обсудить вопросы:

    1. Какие компоненты понадобятся?

    2. Какие первоначальные свойства для этих компонентов должны быть установлены?

      1. Практическая работа за компьютером Выполнить задания 1.1, 1.2.

      2. Подведение итогов

Оценивание результатов практической работы.

      1. Домашнее задание

Изучить содержание §20 учебника, контрольные вопросы. Выполнить задание 3 практи­ческой работы за компьютером.



Просмотр содержимого документа
«Урок 21»


Урок 21. Мультимедиа Дата________


Цель урока:

научить использовать звук и видео в создаваемых приложениях.

Учащиеся должны знать: процедуру добавления звука (sndPlaySound модуля MMSystem); два способа добавления видео в проект.

Учащиеся должны уметь: воспроизводить звук в своем проекте; проигрывать видео в своем проекте одним из способов.

Предварительная подготовка

Звуковой файл (в примере учебника это Windows Startup.wav) и видеофайлы (videol.avi) небольшого размера, разместить их в корневом каталоге диска С:.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач урока

  3. Проверка домашнего задания

  4. Актуализация знаний

    1. Как вы понимаете, что такое мультимедиа?

    2. Какие форматы видео, звука вы знаете?

    3. Как подключить к своему проекту готовый программный модуль?

    4. Какая функция служит для преобразования символов?

  5. Изучение нового материала

Для проигрывания звука используется процедура sndPlaySound модуля MMSystem.

Параметр этой процедуры - строка, содержащая полный путь к файлу

- Какой способ добавления звука использовать предпочтительнее?

Способ 1 добавления видео приведен в общем виде, его применение показано в задании 2 практической работы (задание на дом для самостоятельного изучения).

Рассмотреть способ 2 добавления видео в проект.

  1. Практическая работа за компьютером

Выполнить задание 1.

  1. Подведение итогов

Оценивание практической работы.

  1. Домашнее задание

Изучить содержание §21 учебника, контрольные вопросы. Выполнить задание 2 практи­ческой работы за компьютером.