СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные планы уроков изобразительного искусства в 4 классе (урок 7)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 7. КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ Цели деятельности педагога Сформировать представления о понимании красоты народных обрядов и традиций в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам культуры своего города, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа Тип урока Постановка и решение учебной задачи Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре и традициях России, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «раек», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев

Просмотр содержимого документа
«Поурочные планы уроков изобразительного искусства в 4 классе (урок 7)»

Урок 7. КАлендарные праздники

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о понимании красоты народных обрядов и традиций в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам культуры своего города, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям
русского народа

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре и традициях России, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «раек», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, «народный календарь», «обряд», «традиции», образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.artonline.ru, www.openclass.ru, www.bibliotekar.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Календарные праздники», репродукции картин художников: Б. Кустодиев «Праздники в деревне», «Масленица»; И. Соколов «Ночь на Ивана Купалу»; Л. Соболь «Батик. Ночь на Ивана Купала».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, проектор, компьютер; материалы: листы бумаги, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча-

щихся к усвоению изучаемого материала.



Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение.

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный календарь!

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Все праздники он знает

И нам напоминает!

– Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

– Правильно, календарь.

– Сколько месяцев в году?

– А сколько времен у года?

– Откуда произошло слово календарь?
(Из Древнего Рима.)

–Чем отличается народный календарь

от других календарей? Попробуем разобраться

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению
о календаре.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться











Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Народный

– На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов. Эти три различные исчисления времени не всегда совпадали.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнива-

Фронтальная работа.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке народных традиций, понимают


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


календарь».

Просмотр презентации «Народный календарь».

– Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников

носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важ-

ных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные, кризисные моменты в явлениях природы.

– Народный календарь родился много

веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Он существовал и передавался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки
к внучке. Однако уже в XVII в. существовали «заветные, колдовские тетрадки»,
в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду
с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. «Знатник» – умеющий разбираться в этих зарубках человек – всегда мог сказать односельчанам, «когда сеять, когда жать, когда
в скирды метать», когда какого святого почитать.

ют, анализируют картины художников,
исторический

материал.


значимость исторического прошлого города.

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о народных традициях
в произведениях художников.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное

























Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7












Просмотр презентации «Народный календарь».

Народный земледельческий календарь

опирался на смену времен года, а основ-

ными его вехами были дни весеннего

и осеннего равноденствия, зимний и лет-

ний солнцевороты. Новый солнечный
год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года. Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец – на последние числа апреля. Весна заканчивалась

в двадцатых числах июня, а лето – в конце июля, затем начиналась осень.

– Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.

Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.

– Назовите эти дни.





























22 декабря;

21 марта;





























Фронтальная работа.

учебное сотрудничество,

принимая его условия

и правила; рассуждать

и находить ответы на вопросы, формулировать их





























Устные
ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7
















Просмотр презентации «Народный календарь».

– В древности в эти дни гасили все огни

и древним способом (трением дерева
о дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на праздник Пасхи.

Приведем примеры.

– Масленица. Что вы знаете об этом
празднике?

В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу.

Масленица – праздник проводов зимы

и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе
к древнейшему схематическому изображению Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица – олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы – чучело (изображение божества зимы и смерти – Мары) сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали.

Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна

22 июня;

23 сентября.




Отвечают
на вопросы.













Фронтальная работа.







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



была теперь упокоиться до следующего года.

– День Ивана Купалы. Что это за праздник?

Купала – божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола.



Отвечают
на вопросы.



Фронтальная работа




Просмотр презентации «Народный календарь».

Украшением и символом праздника был цветок иван-да-марья. Согласно поверь-
ям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках. Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания «живого огня» начиналось главное действо: от затеплившегося огня возжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился прыгнуть повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы.





Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


Физкультминутка

См. урок 6 («Рябинка»)

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Изображение

народного праздника Масленицы или Ивана Купа-

лы (по выбору).

Музыкальный фон: Академи-

ческий русский народный оркестр имени

Н. П. Осипова «Любимая балалайка»

Задает вопросы по теме урока. Объясняет задание.

– Приступим к выполнению творческой работы.

Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать.

Выполните задание № 2 на с. 42

Отвечают

на вопросы. Выполняют творческую

работу

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составля-

ют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата.

Коммуникативные: активно работают в группах; задают вопросы

для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа.

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– Что такое народный календарь?

– Рассмотрите выполненную вами работу и подумайте, все ли у нас получилось.

Удалось ли нам передать атмосферу народного праздника?

– Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Поаплодируем себе.

Молодцы!

Рассматривают выставку работ, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания о народных традициях и обрядах с оценкой увиденного
в произведениях русского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы