СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поведение человека в трудных ситуациях

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поведение человека в трудных ситуациях»

В силу своей трудности трудные ситуации требуют от человека мобилизации психических и физических ресурсов.

Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различных способов  реагирования человека на трудные ситуации.

Активная стратегия  реагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить различный характер:

□   конструктивный  — повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи — в целом повышение эффективности деятельности и общения;

□   деструктивный  — дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования и т. д., нервные вспышки, истерические реакции.

Пассивная стратегия  поведения, деятельности и общения в трудной ситуации может быть реализована также в двух формах:

□   приспособление  — рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям, и др.;

□   уход от ситуации  — реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т. д.

С проблемой  поведения личности в трудной ситуации  связана такая категория, как   психическая напряженность ,  характеризующая психическое состояние личности в трудной ситуации. Это состояние позволяет осуществить переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке. Психическая напряженность характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов. В структуре психической напряженности выделяют следующие компоненты: □  побудительно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой); □  исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный).

С проблемой  поведения личности в трудной ситуации  связана такая категория, как   психическая напряженность ,  характеризующая психическое состояние личности в трудной ситуации. Это состояние позволяет осуществить переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке. Психическая напряженность характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.

В структуре психической напряженности выделяют следующие компоненты:

□  побудительно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой);

□  исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный).

В зависимости от характера влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы (Б. Я. Шведин): □  перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии); □  интеллектуальную (когда человек затрудняется решить стоящую перед ним задачу); □  эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность); □  волевую (когда человек не может управлять собой); □  мотивационную (связанную с борьбой мотивов). Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные эмоциональные затраты. Воздействие напряженности в наибольшей степени сказывается на интеллектуальных и вербальных функциях личности.

В зависимости от характера влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы (Б. Я. Шведин):

□  перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);

□  интеллектуальную (когда человек затрудняется решить стоящую перед ним задачу);

□  эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

□  волевую (когда человек не может управлять собой);

□  мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные эмоциональные затраты. Воздействие напряженности в наибольшей степени сказывается на интеллектуальных и вербальных функциях личности.

Психологическая устойчивость  — характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Это свойство личности формируется одновременно с ее развитием и зависит: □  от типа нервной системы человека; □        опыта человека, профессиональной подготовки; □        навыков и умений поведения и деятельности; □  уровня развития основных познавательных структур личности. Показателем устойчивости является вариативность.  Вариативность  рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

Психологическая устойчивость  — характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Это свойство личности формируется одновременно с ее развитием и зависит:

□  от типа нервной системы человека;

□        опыта человека, профессиональной подготовки;

□        навыков и умений поведения и деятельности;

□  уровня развития основных познавательных структур личности.

Показателем устойчивости является вариативность.  Вариативность  рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.