СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поверхность нашего края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поверхность нашего края»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Баранова Юлия Сергеевна

Место проведения: БОУ СОШ №58,

Дата: 17.11.2022 Класс:

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Поверхность нашего края.».

Цель: формирование представлений о поверхности родного края

Личностные

Метапредметные (Р, П, К)

Предметные

Формирование уважительного отношения к родному краю.

Формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы родного края.

Р: Формирование навыка принимать и сохранять учебную задачу, поиск средстве её осуществления через постановку темы урока «Поверхность нашего края».

П: Формирование ситуаций для овладения логическими действиями( анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей) в рамках темы урока «Поверхность нашего края».

К: Формирование ситуаций способствующих овладению умения слушать собеседника, вести учебный диалог, работать в группах и парах.

Формирование представлений о поверхности нашего края.

Формирование базовых предметных понятий( равнина, низменность, овраг, балка).

Задачи урока.

Дидактические(обучающие)

Развивающие

Воспитательные

Способствовать формированию представлений о поверхности нашего края.

Способствовать формированию базовых предметных понятий( равнина, низменность, овраг, балка).

Р: Сформировать навык принимать и сохранять учебную задачу, искать средства её осуществления через постановку темы урока «Поверхность нашего края».

П: Сформировать ситуации для овладения логическими действиями( анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей) в рамках темы урока «Поверхность нашего края».

К: Сформировать ситуации способствующих овладению умения слушать собеседника, вести учебный диалог, работать в группах и парах.

Способствовать формированию уважительного отношения к родному краю.

Способствовать формированию целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы родного края.

Тип урока: открытие нового знания.

24 ноября

Классная работа

Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности, принцип сознательной активности.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Средства и формы контроля: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование для обучающихся: рабочая тетрадь, презентация, доска, учебник, карточки, атласы,

Оборудование для учителя: доска, презентация, учебник, конспект урока, карточки, рабочая тетрадь,

Основные термины, понятия, определения, правила: рельеф, равнина, низменность, овраг, балка

Оформление классной доски.



Ход урока

Этап/время


Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Этап самоопределения к учебной деятельности

30 сек

Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы.

Здравствуйте дети! Меня зовут Юлия Сергеевна. Сегодня урок окружающего проведу у вас я. Проверьте наличие учебных принадлежностей. У нас сегодня будет необычный урок-экскурсия.



Приветствуют учителя.


Мотивация к учебной деятельности

3 мин

Мотивация учащихся к учебной деятельности

Кто из вас бывал на экскурсии? Где она была? На чем добирались до места проведения экскурсии? Зачем ходите на экскурсии?

Посмотрите видео, в нем буде подсказка.

Куда я позвала вас на экскурсию?

Это наш новый раздел «Родной край-часть большой страны». Сегодня на уроке мы только начнем это путешествие по Омской области.



  1. https://www.youtube.com/watch?v=v_pCh4m5xGs

Или

  1. https://www.youtube.com/watch?v=oZAFGPExiA0


Видео

Ответы детей.




Экскурсия по Омской области.

Этап выявления места и причины затруднения.

30 сек


Обсуждение затруднений.




Тема нашей экскурсии «Поверхность нашего края».

-Какую цель мы поставим перед собой на этой экскурсии?





-Узнать особенности поверхности нашего края.

Этап построение проекта выхода из затруднения.

30 сек



Построение проекта выхода из проблемной ситуации; выбор вместе с учащимся оптимальный способ действий для решения затруднения.


А какие задачи поставим перед собой?


  1. Узнать какая поверхность у нашего края.

  2. Какие виды поверхности есть у нашего края.

  3. Какие экологические проблемы существуют на поверхности нашего края и как их решить.


Актуализация

2 мин

Повторение изученного материала необходимого для "открытия нового знания".

Для начала определим, что вы помните о формах поверхности.


Кластер «Формы рельефа»

Горы

Равнины

Плоские

Холмистые


Этап реализации построенного проекта выхода из затруднения.

5 мин



































Первичное закрепление знаний

2 мин





Открытие нового знания

5 мин














Первичное закрепление знаний

2 мин










Реализация построенного проекта выхода из проблемной ситуации.
























Любой путешественник использует карту в свое путешествие.

Откройте страничку атласа номер 4.

Найдите на карте границы Омской области и обведите их пальчиком.

Давайте определим, что мы изучим сначала.

(Ребус равнина)

Какие мы видим условные обозначение на карте? Это высота относительно чего?

Да, Омская область равнина. Но есть у неё специальное название. Разгадаем ребус (ребус низменность). Что такое низменность?

Какое число мы видим самым большим в шкале высот?

Тогда низменность это что?

Значит Омская область низменность.



Что мы можем определить по карте?

На территории какой большой равнины находится Омская область?

С какими территориями граничит Омская область?



Откройте рабочую тетрадь стр 59, Задание 1. Мы частично поверхность нашего края запишете в 1-2 предложение кратко информацию. Но оставьте место мы позже дополним.

Огласите свой вариант.



Разгадаем ребусы (слово овраг и балка). Овраг и балка это тоже форма поверхности.


Работаем в парах. Вспомните правила работы в парах.

У вас на столе карточка номер 1.Необходимо заполнить эту карточку. Вам нужно определить сходства и различие оврагов и балок на основе информации из учебника стр 104-105. Приступайте к работе у вас 2 минуты.

Огласите ваш результат. Подпишите в задание №1, что на территории Омской области есть овраги и балки.



Сейчас мы проверим в ходе нашей экскурсии можете ли вы определить по изображению, где овраг, а где балка. Я буду показывать места Омской области, а вы хлопать если овраг, и показывать большой палец если это балка.


Мини-экскурсия овраги и балки Омской области.

Карташевский Яр.

Амринская балка

Берег Драверта-

- Овраги Красного Пути.

Оврагов на Красном Пути несколько.

  1. Овраг в створе ул. Долгирева, сейчас остался только один след, на нем построили гаражи.

  2. Второй - это тот, что кто оставил два озера в Старо-загородной роще. Именно он "изогнул" ул. Березовую в районе Санатория "Омский".

  3. Третий - в котором течет т.н. Кизюринский ручей. Когда-то он задал южную границу застройки рабочего поселка ССРЗ (начало 2,3,4 Судоремонтных)

  4. Четвертый - тот, через который был переброшен Красный мостик у Сельхоза. Его вода собрана сейчас в озерке на ул. Физкультурной.

  5. Ну, и последний - это овраг вдоль ул. Заозерной. Самый "водный" из всех. Задал границу Сельхоза, трассу ул Заозерной, вост. границу Заозерных улиц. Пересекался по дамбе, по которой даже ходил трамвай и ездил поезд.


Сделаем вывод. Что такое овраг?

Атлас Кластер


















Рабочая тетрадь



Рабочая тетрадь













Равнина

Шкала высот в метрах. Относительно уровня моря.

Это значит, что Омская область- равнина.

-Низменность.

200 метров.

Низменность - равнина, расположенная не выше двухсот метров над уровнем моря.


Омская область простирается с Севера на Юг-продолговатая равнина.

На территории Западно-Сибирской равнины.

Омская область граничит с Казахстаном. Тюменской, Томской, Новосибирской областями.















Поверхность Омской область - это равнина(низменность), для которой характерна заболоченная местность на севере.


Овраг и Балка.

  1. Работаем вместе.

  2. Работаем быстро.

  3. Слушаем мнение другого.



Сходства

Различия

Овраг










Углубления на поверхности земли


Губит участки плодородной почвы.

Крутые осыпающиеся склоны.

Нет растений на склонах.

Образуются с маленькой рытвины на поверхности почвы.

Новое углубление.

Продолжает расти.

Балка

Пологие склоны.

Склоны покрыты растительностью.

Образуются на местах оврагов.

Старое углубление.

Больше не растет.
























Овраг - это новое углубление на поверхности, образованное из рытвины имеет крутые склоны.

Балка- это старое углубление на поверхности земли, образованное от оврага, имеет пологие склоны, не растет.


Динамическая пауза.

1 мин

Снятие напряжения.




Открытие нового знания

1 мин







Включение знаний в практическую деятельность

7 мин










Создание связи темы урока с жизнью.

Следующее слово сложное я не буду загадывать вам ребус.

Сейчас мы поговорим о терриконах. Это искусственные возвышенности. Они образуются если человек занимался извлечением полезных ископаемых. Это остатки ненужных пород. Потом их засыпают почвой и высаживают на этой земле траву и кустарники.


-Как вы думаете, а нужно ли нам охранять поверхность?

На самом деле на территории Омской области есть множество захоронений бытовых отходов, есть даже незаконные. Например, незаконное захоронение бытовых отходов в Надеждино. Есть захоронение бытовых отходов у с. Богословка, в Черлакском районе, Называевске, Петровке, Москаленках, Калачинске.

Мини-экскурсия полигоны захоронений бытовых отходов.

Поделимся на группы. Вспомните, правила работы в группах?


Используя страницы учебника, напишите памятки по охране поверхности. Страницы учебника105-107

А теперь каждая группа по очереди зачитывает по 1 правилу по охране поверхности из своей памятки.






Учебник.

Подготовленные чистые листы для памяток

Пример памятки в приложении.

-Варианты детей.

















  1. Работаем вместе.

  2. Слушаем друг друга.

  3. Работаем быстро.


Зачитывают по 1 правилу.

Рефлексия

30 сек



ПР: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности


Какая была тема нашего урока?

-Какая цель перед нами стояла?

-Мы достигли её? Что мы узнали?



Покажите палец вверх, если вы все поняли на уроке, и вбок если у вас не были проблемы с пониманием темы.


Домашнее задание, написать определение оврага и балки в рабочей тетради, это упражнение 2 стр 59. На основе информации учебника стр 104-105. И сделать задание №3.












-Поверхность нашего края.

-Узнать особенности поверхности нашего края.

-Да. Наш край - эта равнина, на которой есть больше количество оврагов и балок. Так же существуют

терриконы.







Памятка

1. Во время распашки земли нужно проводить вспашку только поперёк склона.

2. После распашки, нужно закапывать маленькие рытвины и сеять траву.

3. Поперек небольшого оврага ставить низкие плетни из ивовых кольев и прутьев.

4. По краям сажать деревья и кустарники.

5. Правильно выбрасывать мусор при строительстве, не оставлять после себя мусор.

6. Мы сами можем заметить заброшенный карьер, незаконную свалку, распашку вдоль склонов, рытвину и сообщить об этом в общество охраны труда.