СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Повесть «Фаталист» как философский финал романа «Герой нашего времени» (2 урока)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект - план урока по повести М.Ю. Лермонтова  "Фаталист". В ней решаются проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные. Это своеобразный философский финал романа. На уроке исследуются проблемы рока, судьбы в жизни человек, его предназначении, возможности предопределения. Использование активных методов обучения помогает сделать урок интересным и информативным.

Просмотр содержимого документа
«« Повесть «Фаталист» как философский финал романа «Герой нашего времени» (2 урока)»

Тема урока : « Повесть «Фаталист» как философский финал романа

«Герой нашего времени» (2 урока)

  • Цели урока : ознакомление учащихся с философскими понятиями судьба – фатализм – рок - случайность;

  • выяснение на примере художественного произведения, есть ли судьба или нет, возможно ли человеку управлять, руководить своей жизнью;

  • углубление представления учащихся о характере, поведении и поступках главного героя; помощь в осмыслении сюжетно-композиционной роли повести «Фаталист».





































































































































Сегодня мы работаем над повестью «Фаталист», завершающей роман «Герой нашего времени».

Для того, чтобы нам организовать работу по повести, необходимо произвести инвентаризацию знаний. Давайте вспомним, что мы уже знаем о характере Печорине по другим главам? (Выступление групп – по главам, заранее распределенным для домашней подготовки)

Итак, многое в характере Печорина нам уже стало понятным. Нам нужно выяснить, каким же предстанет пред нами главный

герой в этой новелле. Чтобы определить круг проблем и назвать тему урока, обратимся к видеофильму. (1 часть притчи, без финала!)

Почему урок начался с этой притчи? Как он связан с предстоящей работой по этой повести? (Подтвердите цитатой из текста)

  1. Какие вопросы будут в центре нашего внимания?

Существует ли предопределение? Можно ли изменить судьбу? Кто ее создает? Можно ли бороться с судьбой?

-А какие это вопросы?(философские)

-Какое место повесть занимает в романе?(Финал, эпилог)

А какие слова Печорина точнее всего определяют его раздумья о собственном предназначении?

Итак, тема урока - , эпиграф, отражающий тему – проблема СЛАЙД

Для работы нам нужно выяснить значение слов: судьба, рок, предопределение, душа, фаталист, фатальный





Для работы над обозначенными проблемами необходимо вспомнить содержание повести. Произведем реконструкцию событий.

Работа в группах с перепутанным текстом



Действительно, проблемы очень важные. Об этом спорили, говорили, рассуждали во все времена и во все века..

Быть иль не быть? Вот в чем вопрос? Что лучше?

Сносить ли от неистовой судьбы

Удары стрел и камней, - или смело

Вооружиться против моря зла…» «Гамлет». В. Шекспир

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду —

Все подвергалось их суду. (А. Пушкин)



А в наши дни задумываются ли люди о судьбе? Есть ли определенность в этом вопросе? Специально для нашего урока девушки провели соцопрос. (Слово исследователям.)

Как видим, и в наши дни проблема остается открытой.



Проблема судьбы поднимается в романе постоянно, на протяжении всех повестей.


Повесть «Фаталист» мы читаем когда, в сущности, уже поняли характер героя и нашли определенное объяснение его судьбы – трагической судьбы человека безвременья.


Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести «Фаталист»?


Она демонстрирует новый угол зрения главного героя: переход к философскому обобщению проблем, занимающих ум и сердце Печорина.


Фатализм - это вера в предопределенную, неотвратимую судьбу. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и разум.

Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека?

1.В чем художественная и сюжетная особенность этой повести?

В этой главе у Печорина нет ни друзей, ни врагов…Ему не до любви. Хорошенькая дочка урядника Настя не привлекает его

внимания… Печорин освобожден от конкретных привязанностей, действие происходит на «левом фланге», на границе жизни и смерти.

  1. Свидетелями каких трех событий мы становимся? ( первое - пари у Вулича, второе – смерть Вулича, третье- испытание судьбы Печориным) Но значение повести не исчепывается только этими тремя событиями.

  2. Назовите проблемную триаду повести.

  3. Подлинно художественное произведение всегда ставит важные проблемные вопросы перед читателем.

  4. В «Фаталисте» есть слова, прямо формулирующий такой вопрос. Найдите эти слова. («И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля. Рассудок? Почему мы должны давать отчет о наших поступках?»)

  5. В самом начале повести мы присутствуем при разговоре у майора С., где высказаны три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения: одни верят в него, другие сомневаются, а третьи просто отрицают.

  6. В чем суть пари Печорина и Вулича? К/Ф

  7. Как меняется отношение к предопределению у Печорина на протяжении повести?

  8. Чем похожи Вулич и Печорин?



Давайте раскроем некоторые концептуальные вопросы повести

(работа по методу «Карусель»)

  1. В чем суть спора Вулича и Печорина? Что при всех расхождениях взглядов сближает героев?

  2. Как относится Печорин к пари? Поверил ли Печорин в судьбу после смерти Вулича ?

  3. Как решил Печорин испытать судьбу? Как можно оценить его поступок?

  4. Верит ли в судьбу Максим Максимыч? Так кто же фаталист в повести? (Судьба поколений.)

Печорин впервые совершает мужественный поступок . Он жертвует собой ради других, его поздравляют офицеры. Лермонтов высвобождает из-под коры его холодного иронического равнодушия огненную энергию дерзания, игры с жизнью и смертью, восстания против судьбы.



ЕСЛИ УСПЕВАЕМ: просмотр 1 части фильма «Герой нашего времени»


Просмотр 2 части притчи.


«В чем состоит фатализм восточных? Не в признании закона необходимости, но в рассуждении о том, что если всё предопределено, то и жизнь моя

предопределена свыше и я не должен действовать». (Л. Толстой) (учащиеся должны вставить это слово в текст)


Вывод: Так кто же фаталист? Вулич, Печорин, Максим Максимыч? Или Лермонтов? (Вероятно, каждый по-своему. Но фатализм Печорина (и Лермонтова) не тот, который укладывается в формулу: «своей судьбы не минуешь».

У этого фатализма формула иная: «Не покорюсь!» Он не делает человека рабом судьбы, а прибавляет ему решимости.)