Решение учебной проблемы. «Открытие» нового знания (10-12 минут) | Организует деятельность обучающихся по формированию знаний о Н.Г. Гарине-Михайловском. Организует деятельность обучающихся по формированию знаний о жанре – повесть. | Рассказ биографии автора. Беседа Диалог Работа со словарём | Организует деятельность обучающихся по формированию знаний о Н.Г. Гарине-Михайловском. -Какая 1 задача урока? -Рассмотрите портрет Н. Г. Гарина – Михайловского. Попробуйте, глядя на изображение, предположить, каким он был человеком? - Гарин–Михайловский был выдающимся писателем, человеком благородным, талантливым педагогом. Он прожил яркую и интересную жизнь. Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари. Родился Николай Михайловский 20 февраля 1852 года в семье богатого военного. Начальное образование Гарин-Михайловский получил в гимназии г. Одессы. По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в других странах, даже совершил кругосветное путешествие. Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты, на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав. В литературу вошел, когда ему было уже 40 лет. Первое произведение Николая Георгиевича Гарина-Михайловского было опубликован в 1892 году. Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. Повесть «Детство Тёмы» имела такой успех, что автор создал продолжение - еще 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». -Предлагаю, сейчас в группах друг другу рассказать о том, что вы запомнили из биографии автора. -Как вы будете слушать друг друга в группе? -Приступаем. На это у вас 1-2 мин. -Сейчас буду задавать вопросы. -Что из биографии вам запомнилось лучше всего? -Как вы понимаете инженер путей сообщения? Что он делал? - А как вы понимаете словосочетание путевые впечатления? - А как вы думаете, что такое автобиографическое произведение? -Всё верно. Молодцы! Организует деятельность обучающихся по формированию знаний о жанре – повесть. -Что ещё нам нужно с вами узнать? -Предположите, что такое повесть. -Предлагаю проверить ваши суждения со словарём. У каждого из вас на столе лежит словарь. Прочитайте в нём, что такое повесть. -Итак, что же такое повесть? -Какие ещё вы знаете литературные жанры? -К этим всем этим жанрам мы также отнесём и повесть. -Какая была 1 задача урока? -Мы решили её? -Как мы решали эту задачу? | Называют некоторые сведения из биографии Н.Г. Гарина – Михайловского. -Узнать биографию Н.Г. Гарина – Михайловского. Высказывают своё мнение: -умным; -талантливым. Слушают биографию автора. -Каждого выслушаем, если будут недочёты, исправим. В группах друг другу рассказывают, за помнящиеся факты из биографии. Каждый из обучающихся высказывает своё мнение. -Инженер путей сообщения является специалистом по проектированию, строительству, эксплуатации, ремонту и реконструкции железных дорог. -Это те впечатления, которые получил писатель в своих путешествиях. Автобиографическое произведение -это произведение в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу. Называет, что такое повесть. -Нам нужно узнать, что такое повесть. Высказывают своё мнение: -Повесть похожа на рассказ. -В повести описываются какие-то события. Работают со словарём. Толковый словарь С.И. Ожегова. Литературное повествовательное произведение с сюжетом более сложным, чем в рассказе. Толковый словарь Ефремовой Т.Ф. Рассказ о последовательном ходе событий. Литературное художественное повествовательное произведение, занимающее промежуточное место между рассказом и романом. Высказывают своё мнение: -Жанр, с сюжетом, более сложном, чем в рассказе. -Повесть рассказывает о последовательном ходе событий. -В повести описывается целый ряд событий, определённый период в жизни человека, в событиях принимают участие несколько действующих лиц. -Сказка, рассказ, басня, загадка, пословица, скороговорка, стих. -Узнать биографию Н.Г. Гарина – Михайловского. -Узнать, что такое повесть. -Да/нет. -Изучали биографию автора, работали со словарём и понятием такого жанра как «повесть». | Ф Ф Г И Ф | ТСО, презентация, дидактический материал – текст с биографией, словарь. | Фронтальный контроль, устный опрос. | Называет некоторые сведения из биографии Н.Г. Гарина – Михайловского. Называет такой литературный жанр как повесть. | К. Формулирует собственное мнение об авторе. П. Осуществляет анализ биографии автора, с целью выделения существенных признаков. Р. Принимает и сохраняют учебную задачу. | Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
Первичное закрепление (12-15 минут) | Организует деятельность обучающихся по формированию умений работать с текстом произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы » и анализировать его. | Комментирование выполнение анализа произведение Приём «Логическая цепочка» Комментированное выполнение интерактивного задания | Организует деятельность обучающихся по формированию умений работать с текстом произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы » и анализировать его. -Какая 2 задача урока? - Как называется глава повести, которую вы читали дома? -Итак, обратим особое внимание на то, что это отдельная глава из большой и интересной повести, прочитав которую, вы захотите прочитать всю повесть. -Что такое колодезь? -Прочитайте определение этого слова в толковом словаре В.И. Даля. -Кто объяснит значение слова колодезь. -Почему колодезь, а не колодец? -Всё верно, колодезь — устаревшая форма слова, то же, что и «колодец» -Ребята, обратите внимание на рисунки колодцев, представленные на слайде. -А каким вы себе представляете колодец в данном произведении? -Ребята, а вы не задумывались, почему же авторы нашего учебника поместили для вашего чтения именно главу «Старый колодезь», что же главное, важное хотели нам сказать с помощью этой главы авторы учебника? -Как вы думаете, кто является прототипом Тёмы? -Да, ребята, все действия, описываемые в повести, происходили с самим автором. -Назовите главных героев повести. Организует интерактивное задание с целью проверки сформированности знаний о тексте. -Сейчас я вам предлагаю выстроить события рассказа в логической последовательности. Вы, отвечая на эти вопросы, на интерактивной доске будете по порядку расставлять события, происходящие в произведении. -Что происходит сначала? Что с ним происходит во сне? -Как мы можем назвать эту часть, озаглавить её? -Покажите это на доске. -Что случается дальше? -Как, одним словом назовём это? -Открыв глаза, кого видит мальчик? -Увидев няню, какой вопрос Тёма задаёт няне? Найдите его в тексте. -Как назовём это? Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец? -Каким слово няня называет его? -Один из ваших товарищей приготовил толкование слова «ирод», предлагаю его послушать. -Что происходит дальше? -Что наступает? -Какие действия предпринимает Тёма? -Какой путь проделывает Тёма ради спасения Жучки? Каков его путь? -Добравшись до колодца, что предпринимает мальчик? -Попытка была удачной или неудачной? -На что решился герой? -Как себя чувствовал Тёма в этот момент? -Назовите момент, где Тёма спасает собаку? -Что произошло с Тёмой, когда он спас Жучку? -Посмотрите ребята, какой большой и сложный путь проделал герой, чтобы спасти своего любимого друга. -Как называется самое главное в любом произведении, то о чем нам хочет сказать автор? -Для того чтобы, сформулировать главную мысль текста, предлагаю выполнить интересное задание. Вам нужно будет выбрать на доске негативные моменты, которые герой повести встречал на своём пути. -Радость, трудности, болезнь, счастье, жадность, бессилие, спокойствие, страх, любовь, зло. -Молодцы, спасибо! -Сейчас я вас попрошу глядя на схему, сформулировать главную мысль прочитанного (Центральная надпись: «Любовь побеждает» – закрыта. Она открывается после того, как дети самостоятельно сформулировали главную мысль произведения.). -Какое чувство побеждает всё это? -Тёма - благородный мальчик с любящей душой, он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу, добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. А добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил, только тогда добро будет сильнее зла. -Какая была 2 задача урока? -Мы решили данную задачу? -Как мы её решали? Организует деятельность обучающихся по выполнению самостоятельной работы с целью проверки усвоения знаний по теме урока. -Ребята, какая 3 задача урока? -Как мы будем решать эту задачу? -Ребята, обратите ваше внимание на тест. Что здесь нужно сделать? -Всё верно. Как мы будем оценивать эту работу, по каким критериям? -На выполнение теста 3 минуты. Тест по произведению «Тёма и Жучка» глава «Старый колодезь» Ф.И. 1.Что такое повесть? а) литературное произведение б) литературное повествовательное произведение с сюжетом более сложным, чем в рассказе. в) рассказ г) большое стихотворение 2.Кто сообщил Тёме о судьбе Жучки? а) полиция б) няня в) родители г) друг 3.Куда бросили Жучку? а) в реку б) в яму в) в овраг г) в колодец 4.Когда Тёма пошёл спасать Жучку? а) ночью б) днём в) на рассвете г) на закате 5.Что Тёма взял в каретнике для спасения собаки? а) спички б) компас в) жерди г) вожжи 6.Что услышал Тёма, когда он в первый раз позвал собаку? а) ничего не услышал б) стон в) злое рычание г) радостное повизгивание 7.Что случилось с Жучкой при первой попытке Тёмы её спасти? а) Жучка испугалась б) Жучка свалилась в грязь в) Жучка прогрызла верёвку г) Жучка начала громко лаять 8. Что решил сделать Тёма после неудачной попытки спасения собаки? а) решил пойти домой б) решил позвать взрослых на помощь в) ещё раз кинул верёвку Жучке г) решил спуститься в колодец сам 9.Что чувствовал Тёма, когда поднимался наверх из колодца при второй попытке спасения? а) радость б) боль в) гордость г) страх 10.Что делал Тёма, когда поднимался из колодца наверх? а) плакал от бессилия б) подбадривал себя в) пел песни г) звал на помощь Организует взаимопроверку выполненного задания. -Обменяйтесь тестами. Проверьте с эталоном на слайде. За правильный ответ 1 балл. Оцените работу товарища, исходя из критерий. -Обменяйтесь тестами обратно. У кого были допущены ошибки и какие? -Что мы можем посоветовать тем, у кого были ошибки? -Какая была последняя задача урока? -Мы решили эту задачу? -Как мы её решали? | Работают с текстом произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы », анализируют его. -Учиться работать с текстом произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы » и анализировать его. -Старый колодезь. Высказывают своё мнение: Толковый словарь В.И. Даля. Колодезь – это узкая и глубокая яма: спуск в землю. Колодезь – это яма, вырытая до водяной жилы для воды и одетая срубом либо камнем. Объясняют значение слова колодезь. -Возможно это устаревшее название. -Коромысловый тип колодца (так называемый «журавль») – это колодец, из которого вода добывается рычаговой системой «журавля». -Русский колодец – крытая бревенчатая шахта с воротом, к которому цепью привязывается ведро. Барабан вращается рукояткой. -Старый, грязный, много мусора, плохо пахнет Высказывают своё мнение: -автор хотел нам донести мысль о том, что нужно беречь и любить братьев наших меньших. Мы в ответе за тех, кого приручили. -Сам автор. -Главные герои это Тёма, Жучка. Выполняют интерактивное задание. -Мальчик тревожно спит. -Ему снится, что он лежит на песчаной отмели моря. -«Тревожный сон» -Тёма просыпается. -«Пробуждение» -Няню. -«Няня, где Жучка?» -Мальчик узнаёт страшную правду про Жучку. Высказывают своё мнение. -Ирод. Один из подготовленных обучающихся выходит к доске и рассказывает информацию о том, кто такой ирод. Ирод – царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что когда он узнал о рождении Христа, стал избивать всех младенцев. Поэтому Ирод прославился, как мучитель и злодей. -Тёме снится план спасения Жучки. -Рассвет. Тёма идёт спасать собаку. -Он плохо себя чувствовал. Его путь был трудным. -Тёма пытается вытащить Жучку. -Попытка была неудачной. -Спуститься вниз колодца. -Ему было страшно, он выбивался из сил. -Спасение -Болезнь овладела Тёмой. -Главная мысль. Обучающиеся по желанию выходят к доске и объединяют в одну группу слова. -Трудности, болезнь, бессилие, страх, зло. Используя схему, формулируют главную мысль произведения. -Любовь Любовь побеждает все: и зло, и смерть, и трудности, и страх, и болезнь. -Учиться работать с текстом произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы » и анализировать его. -Да/нет. -Работали с текстом учебника, составляли последовательность действий, определяли главную мысль текста. Выполняют самостоятельную работу. -Проверить свои знания по теме урока. -Будем выполнять самостоятельную работу. -Выбрать один вариант из предложенных. 0-1 ошибки – оценка «5» 2 ошибки – оценка «4» 3 ошибки – оценка «3» Тест по произведению «Тёма и Жучка» глава «Старый колодезь» Ф.И. 1.Что такое повесть? б) литературное повествовательное произведение с сюжетом более сложным, чем в рассказе. 2.Кто сообщил Тёме о судьбе Жучки? б) няня 3.Куда бросили Жучку? г) в колодец 4.Когда Тёма пошёл спасать Жучку? в) на рассвете 5.Что Тёма взял в каретнике для спасения собаки? г) вожжи 6.Что услышал Тёма, когда он в первый раз позвал собаку? г) радостное повизгивание 7.Что случилось с Жучкой при первой попытке Тёмы её спасти? б) Жучка свалилась в грязь 8. Что решил сделать Тёма после неудачной попытки спасения собаки? г) решил спуститься в колодец сам 9.Что чувствовал Тёма, когда поднимался наверх из колодца при второй попытке спасения? г) страх 10.Что делал Тёма, когда поднимался из колодца наверх? б) подбадривал себя Выполняют взаимопроверку выполненного задания. Проверяют, оценивают. Высказывают своё мнение. Быть более внимательными. -Проверить свои знания по теме урока. -Да/нет. -Выполняли, проверяли и оценивали самостоятельную работу. | Ф Ф И Ф Ф | ТСО, презентация, дидактический материал-словарь, интерактивное оборудование. | Фронтальный контроль | Называет определение некоторых устаревших слов, таких как – колодезь. Называет действия, происходящие в повести в логической последовательности. Формулирует главную мысль произведения. | К .Формулирует собственное мнение. П. Осуществляет анализ произведения. К. Использует речевые средства, при ответе на вопросы учителя. | Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |