Тема урока:
М. Е. Салтыков–Щедрин и его сказки.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил»
Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ.
Форма урока: путешествие в сказку.
Цели:
-ознакомить учащихся с творчеством писателя и его сказками;
-проанализировать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» для определения образов главных героев и основных проблем произведения;
-развивать умение учащихся давать характеристику героям на основе текста произведения;
Задачи:
Образовательные:
-развитие умений определять в тексте литературные приемы и средства, пользуясь теоретическими понятиями;
- формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;
- познакомить со способами выражения отношения автора к изображаемому (юмор, ирония, сатира, гротеск);
Развивающие:
-совершенствование умений учащихся понимать значение и роль художественных приемов создания персонажа, воспитывать наблюдательность, трудолюбие, выявить связь сказки с народной сказкой и особенности стиля писателя;
- развивать умения делать выводы из прочитанного;
- способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса
-работа над выразительностью речи, развитие творческих способностей детей;
Коммуникативные:
- формирование умения работать в парах, аргументировать свою точку зрения;
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- Воспитательные:
-воспитывать у учащихся неприятие таких социальных и нравственных пороков, как неравенство, лень; показать на примере сказки положительную роль сатиры в жизни человека и общества.
Оборудование: портрет писателя; рисунки учеников; компьютер, медиапроектор, экран; презентация к уроку; карточки с заданиями для учащихся.
Ход урока
«Каждую вещь надо называть ее настоящим именем, если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказках»
Г.Х. Андерсен
І.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
ІІ. Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя, предваряющее последующую работу.
–– Ребята! Дома вы прочитали сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сегодня на уроке нам предстоит понять отношение писателя к миру и человеку. Для этого мы будем внимательно наблюдать за героями и анализировать те художественные средства, при помощи которых писатель создает образы своих персонажей, обличает нравственные пороки общества, показывает паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика, а также осуждение писателем покорности мужика. Определим роль сатиры в сказке Как вы думаете, исходя из темы нашего урока, какие цели мы должны поставить?
ІІІ. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией М.Е.Салтыкова–Щедрина, дома прочитали статью учебника, посвященную его биографии. Я хочу проверить, насколько вы были внимательны. Подумайте и ответьте на вопросы.
1.Расскажите о детстве писателя, в какой семье он жил?
2. В какую эпоху служил М.Е. Салтыков – Щедрин?
3. Какие детские впечатления оказали особое влияние на личность и судьбу писателя?
4.Кем служил писатель, назовите журналы, с которыми он сотрудничал?
Михаил Евграфович писал: «Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя». Изучая его романы в старших классах, вы наверняка будете вздыхать и грустить, а сегодня на уроке мне бы очень хотелось, чтобы вы не грустили, а проанализировав сказку, сделали правильные выводы и не допускали подобных ошибок, потому что некоторые люди, когда они совершают плохие поступки, недисциплинированные, всегда ссылаются на сложное трудное детство, на сложные отношения с родителями. Пример писателя доказывает (его тяжелое детство в крепостнической России, властность его матери Ольги Михайловны), что можно оставаться честным, благородным человеком, несмотря ни на какие трудности.
IV. Знакомство с новым материалом.
1. Жанр сатиры. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Своеобразным итогом жизненного и творческого пути стали сказки. В них переплетается фантастическое и реальное, трагическое и комическое. Сказки о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. А видел он немало: Тяжелую подневольную жизнь крестьян, произвол чиновников, жестокость помещиков; наблюдал также и за переменами, произошедшими в жизни крестьян после реформы в России в 1861.
-назовите эту реформу (отмена крепостного права). Изменила ли она жизнь крестьян к лучшему?
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Давайте прочитаем его и задумаемся над словами великого сказочника Г.Х. Андерсена. Какой смысл вложен в эти слова?
- Что же было опасно в действительной жизни М.Е. Салтыкова - Щедрина
- Почему же он решил обратиться именно к этому жанру в 80-х годах 19 века?
- Давайте вспомним, что же такое сказка?
- Какие бывают сказки? На какие виды делятся народные сказки?
Русские писатели гораздо позднее стали обращаться к другому жанру литературы - литературной сказке. Ребята, если у сказки есть автор, какая это сказка? Какими могут быть литературные сказки? Какой можно сделать вывод?
Итак, на этом уроке мы с вами проанализируем сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», опубликованную в 1869 году в журнале «Отечественные записки». Но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина, которая отличается своей сатирической направленностью.
2. Что же такое сатира?
Сатира – гневное, обличающее отражение негативных явлений действительности, это один из видов смеха, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки.
Цель сатиры в сказке – разоблачить глупость, невежество, тупость генералов.
Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в сатирической форме изображает положение, которое сложилось в стране после отмены крепостного права. А форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок. В сказке можно было в завуалированной форме обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, обличать нравственные пороки общества, встать на защиту народных интересов.
3. Словарная работа. Как вы понимаете слово нравственность, пороки, общество?
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила, нормы поведения.
Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства.
Общество – круг людей, объединенных общностью положения, интересов.
V. Работа с текстом. Анализ сказки. Сюжет и композиция.
1. Литературная игра «Хочу все знать».
2. А теперь обратимся к тексту сказки. Прочтем начало повести.
Кто такой генерал?
Что мы узнаем о них в начале произведения? (работа с текстом).
Имеется ли в сказке указание на то, как был получен чин генерала героями?
Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?
Соответствуют ли их знания их званиям? Где завязка в произведении?
Какой остров называется необитаемым?
Вспомните, в каком еще произведении главный герой попадает на необитаемый остров и несколько лет проводит там в одиночестве?
Как ведет себя Робинзон на необитаемом острове? Какие качества характера проявляет?
3. Просмотр фрагмента м/ф «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (студия «Союзмультфильм», 1965; реж. Иван Иванов-Вано, Владимир Данилевич ; худ.-мультипликатор Ю. Норштейн)
Как ведут себя генералы на необитаемом острове?
Какие эпизоды показывают беспомощность генералов?
Генералы пытаются уйти от реальной жизни – уснуть. Не получается.
Почему? – О чем они думают?
Для чего упоминается газета «Московские ведомости»?
О чем пишут в газете?
Что можно узнать, прочитав данную газету?
Какой выход находят генералы из создавшегося положения?
4. Просмотр фрагмента м/ф «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (студия «Союзмультфильм», 1965; реж. Иван Иванов-Вано, Владимир Данилевич ; худ.-мультипликатор Ю.Норштейн)
Генералы не могут смириться со своим положением. Когда им уже не на что было надеяться, когда их ждала голодная смерть, одного из них "озарило вдохновение": он вспомнил о вечном кормильце, о русском мужике.
Кто такой мужик?
Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?
Где кульминация произведения?
Каков мужик? Как генералы относятся к мужику? (найти в тексте)
Кого из героев можно назвать тунеядцем?
Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать?
Чем отличается от генералов мужик? Как он ведет себя, оказавшись на необитаемом острове?
Выжили бы генералы без мужика?
Найдите развязку сказки?
Возвращение генералов в Петербург: "Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать!"
5. Работа в парах. Составить портретную характеристику мужика и генералов.
Генералы Мужик
Легкомысленные Трудолюбивый
Беспомощные Изобретательный
Необразованные Рабски послушный
Ничего не умеют делать Смекалистый
Интересует только еда Мастер на все руки
Жадные Ловкий
Ничтожны Находчивый
Тупые Терпеливый
Невежественны Нет собственного достоинства
Тунеядцы Пассивный
Трусливые Покорный
Неблагодарные Забитый
Безответственные Рабское терпение
VI. Выявление авторской позиции в произведении. Отношение автора к героям.
– Автор смеется над генералами и над мужиком. Одинаков ли этот смех? Каков его характер?
1. Составить синквейн: Какой смех у М.Е. Салтыкова – Щедрина?
Смех
Обличительный, горький
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками
Исправляйся! Задумайся!
– Вы прочитали сказку до конца. Какова главная проблема, которую ставит этой сказкой автор?
VII. Работа с текстом. Язык сказки. Анализ художественных приемов создания комического.
М.Е. Салтыков – Щедрин выставляет генералов на посмешище, отмечая их паразитическую жизнь. Смех – основное оружие сатиры.
– Перед нами сказка сатирическая. Попробуем разобраться, какими приемами пользуется писатель, изображая своих героев. Мы уже знаем, что автор не мог прямо высказывать свои мысли, иначе цензура запретила бы печатать его произведения.
Чтобы осмеяние было острым, Салтыков–Щедрин использует в сказке сатирические приемы, при помощи которых высмеивает генералов. Это и метафора, гипербола, фантастика, ирония, гротеск, аллегория. Давайте найдем их в тексте сказки.
Фантастика.
– Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров. Само появление мужика на острове ниоткуда тоже фантастика.
– С какой целью прибегает писатель к фантастике? Каково ее значение в сатирической сказке?
Гипербола:
1.Высмеивает генералов, преувеличивая их невежество.
2. Показывает несоответствие слов и действий генералов.
3.Генералы были уверены, что «булки так прямо на дереве и растут».
4.Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.
Метафора: «В регистратуре родились, воспитались и состарились», «налима высечь», «нахальным образом уклонялся от работы», «сердца весело играли»;
Построена сказка на принципе антитезы - это основной прием, использованный автором в этой сказке.
Новый для нас художественный прием - гротеск.
Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.
Самой известной сценой стала сцена «остервенения» генералов.
Известно, что автор перепробовал несколько вариантов этой сцены. В одном из них один генерал откусывал у другого палец, в другом — ухо. И, наконец, орден. Как вы думаете, почему сатирик остановился на последнем варианте?
Таким образом, гротеск — неотъемлемая часть сатирического произведения.
Что такое антитеза?
- В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»
- В сказке автор придает большое значение числам: Назовите их?
- Все так. А вот теперь давайте-ка поразмышляем над вопросом, почему же Михаил Евграфович называет свою сказку повестью? Чем сказка отличается от повести?
-В повести читатель знает, что родом генералы из Петербурга, живут там на Подъяческой улице.
-О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире «четвертого класса» (табель о рангах введен Петром 1).
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Перед нами сатирическая сказка. Какие пороки обличает писатель? О чем сетует? Кого он жалеет, кем восхищается?
Цель его сатиры – разоблачить глупость, невежество и тупость генералов.
Прочитана ещё одна сказка, состоялось знакомство с новыми героями. Открылась интересная страничка русской классики - мир сказки Салтыкова-Щедрина. Это и взгляд на нашу историю, и попытка осмыслить то, что происходило с людьми во 2-й половине ХIХ века. А для нас с вами - ещё одна возможность подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые волновали автора и его героев и которые заставляют задуматься и нас, современных читателей. Чтобы понять любую историческую эпоху, нужно читать художественную литературу и кроме того в классических литературных произведениях мы наблюдаем серьезную связь с современными проблемами. Ребята, исходя из целей урока, которые мы себе обозначили, все ли у нас получилось, что мы нового узнали, чему научились?
XI. Домашнее задание:
Ответить на вопрос письменно: «Смог бы я выжить на необитаемом острове?»