СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повседневная и духовная жизнь современной России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в группах. Проблемно-диалоговая, элементы кейс-технологии, критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Повседневная и духовная жизнь современной России»

Конспект урока

Предмет

История


Класс


9

Тип урока


Открытие нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалоговая, элементы кейс-технологии, критического мышления

Тема


Повседневная и духовная жизнь современной России

Цель

Выявить основные тенденции развития духовных процессов и культуры в конце XX- начале XXI в., их влияние на жизнь российского общества;

Основные термины, понятия

Гражданское общество, РПЦ, РЗПЦ, патриотизм

Оборудование


компьютер, учебник А. А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России» XX-XXIв.; рабочие тетради

Формы работы


Коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная



Планируемый результат

Предметные умения

  1. - Получить новые знания о духовном и культурном развитии современного российского общества

  2. Выявить существенные мероприятия по возрождению духовности и нравственности, показав роль церкви, развития спорта и культуры.

  3. Показать на конкретных примерах как изменилось российское общество

Личностные УУД: воспитание патриотизма и активной гражданской позиции, аргументировано оценивать своё отношение к происходящим сейчас в России событиям в политической

Регулятивные УУД: целеполагание, работа с источниками и научно-популярной литературой, выделение главного, анализ исторических фактов и их обобщение, формулирование собственной точки зрения на исторические события, планирование и проведение микроисследований, выступление перед аудиторией, оценивать свои результаты

Познавательные УУД: владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию, систематизировать её и представлять в виде текста.

Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, уметь работать в паре или в группе, преодолевая конфликты.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организаци

онный


Приветствие, фиксирование отсутствующих. Организация внимания уч-ся. Раскрытие общей темы и плана проведения урока.




Актуализация



Актуализация опорных знаний по прошлой теме «Духовная жизнь России в 90-е годы»











Открытие новых знаний


Обеспечение восприятия, осмысленного усвоения уч-ся материала по теме; выявить тенденции развития культуры России на современном этапе; учить работать с документами, используя самостоятельность уч-ся в добывании знаний. При использовании эвристической беседы добиваться правильности и осознанности ответов .



















Применение новых знаний

Обеспечить формирование представления о духовном развитии России в начале 21 века; умения самостоятельно применять знания, полученные на уроке, в разных ситуациях, развивать у школьников способности к оценочным действиям.

Рефлексия

Выявить осмысление и понимание уч-ся данной темы.

Инициировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности




регулятивные:

эмоционально настраиваются на урок












регулятивные:

-формируют учебную задачу вместе с учителем

-осуществлять само-контроль;

- овладевать умением прогнозировать


Предметные:

-давать правильные ответы по ранее изученному материалу





коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, подтверждая их фактами, уметь работать в группе



регулятивные:

планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выделяют существенную информацию из текстов, осуществляют анализ объектов


























регулятивные:

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятель-ности и ее результатом

Проверяет готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на своем уроке. Урок у нас сегодня необычный.

_ Вспомните, какой раздел истории мы изучаем?

- Сегодня у нас предпоследний урок Истории России. Вы поколение новой России. Мы продолжаем изучать ту историю, в которой вы живете, которую творите, которую будут изучать ваши дети, внуки..

Я надеюсь, урок пройдет интересно и с пользой


- Сегодня вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать?


МЫ знаем, что в основе изучения истории лежит системный подход, т. е. общество изучают по сферам деятельности. Мы изучили, политическое развитие России, экономику, социальные изменения в обществе и нам осталось познакомиться с…


Итак, тема урока: «Повседневная и духовная жизнь современной России»


-С чего вы начнете изучение?


Давайте вспомним:

- Как духовное состояние общества людей влияет на экономическое, социальное, политическое развитие?

- Что в духовной жизни в 1990-е годы мешало возрождению нашей страны?


Чтобы сформулировать цели урока, я предлагаю вам познакомиться с текстом Из «Соборного слова XIV Всемирного Русского Народного Собора» (26 мая 2010г) ( 1мин)

-Какие проблемы поднимает Собор?

- Вы согласны с авторами?

- А теперь, давайте, дочитаем текст обращения.

Итак, какую цель мы поставим сегодня на уроке?

СЛАЙД: Выявить основные тенденции развития духовных процессов и культуры в конце XX- начале XXI в., их влияние на жизнь российского общества

Задачи: 1. Получить новые знания о духовном и культурном развитии современного российского общества

2. Выявить существенные мероприятия по возрождению духовности и нравственности, показав роль церкви, развития спорта и культуры.

3. Показать на конкретных примерах как изменилось российское общество


Посмотрим на эпиграф: «Нужно развивать уважение к своей истории, несмотря на все ее проблемы, и любовь к своему Отечеству…

В. В. Путин

Необходимо сделать так, чтобы совместить наши национальные традиции с фундаментальным набором демократических ценностей

Д. А. Медведев

Формулировка проблемы.

« Вы поколение NEXT: что поможет возродить Россию?»


-Какими способами вы будете достигать цели урока?

-Какие средства будете использовать при достижении цели?

У каждой группы лежит пакет документов, прочитав их, вы должны определить то направление, о котором говорится в вашем документе. (1 мин)

Сформированы заранее группы

1)Развитие гражданского общества

2)восстановление церкви

3)развитие науки и культуры

4) развитие спорта

5)Воспитание патриотизма


А теперь, давайте, узнаем, какие меры предпринимаются в нашей стране для решения поставленных задач.

Работаем с текстом параграфа 58, задания у вас на столах. В ходе работы группа составляет кластер.


Работа в группах (4 мин)



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2-3 мин)


Презентация групп (по 3 мин)

Другие группы задают вопросы выступающей группе


А теперь, давайте, скажем, какое значение имеет каждое направление в развитии духовной культуры? Так ли важно быть патриотами? Заниматься спортом? Быть гражданином с активной жизненной позицией?

Как у вас проявляются эти качества?


Подводит итог урока, организует беседу

-Какие учебные задачи вы ставили перед собой на уроке?

-На все ли задачи удалось найти ответ?


Объявляет домашнее задание. Р.т зад 3 или 4


-Оцените свою работу.


Что вас больше всего удивило на уроке?

Какая информация была для вас наиболее полезной для понимания современных событий? Поясните свою точку зрения.

Чему вы научились на занятии?




Россия в начале 21 века






Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания


Духовной сферой



Записывают в тетрадь


С повторения



Отвечают




Читают



Отвечают

На доске

(В презентации)

Формулируют








Читают










Слушать, работать, с учебником, документами, рабочими тетрадями



Работа в группах:

Читают, формулируют направление





Каждая группа составляет кластер по теме




Презентация


Презентация групп

Комментируют кластер

Называют






Отвечают










Задают вопросы



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нижний Ломов













Урок в 9 классе:

«Повседневная и духовная жизнь современной России»













Разработала и провела:

Наталья Николаевна Морозова

учитель истории и обществознания

высшей категории

МБОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов







Февраль, 2016




Группа «Гражданское общество»

  1. Составьте кластер по теме, используя материалы параграфа 58, п 1 «Развитие элементов гражданского общества» и п2 «Власть и СМИ»


  1. Приведите примеры деятельности общественных организаций



Группа «Спорт»

  1. Составьте кластер по теме, используя параграф 58, п 4 «Достижения российского спорта»


  1. Назовите достижения российских спортсменов (можно использовать краеведческий материал)



Группа «Патриотизм»

  1. Составьте кластер, используя документы


  1. Назовите конкретные мероприятия, воспитывающие патриотов (можно на нашей области, городе, школе)



Группа «РПЦ»

  1. Составьте кластер по теме, используя материал параграфа 58, п 5 «Власть и церковь»


  1. Приведите примеры деятельности РПЦ в наши дни



Группа «Культурное развитие»

  1. Составьте кластер по теме, используя параграф 58, п3 «Развитие образования, науки, культуры»

2. Приведите примеры достижений науки и культуры сегодня.

  1. Назовите Нобелевских лауреатов России










Эпиграф

«Нужно развивать уважение к своей истории, несмотря на все ее проблемы, и любовь к своему Отечеству…

В. В. Путин

Необходимо сделать так, чтобы совместить наши национальные традиции с фундаментальным набором демократических ценностей

Д. А. Медведев

Из «Соборного слова XIV Всемирного Русского Народного Собора» (26 мая 2010г.)

Сегодня мы являемся свидетелями того, как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях с другими людьми, обязанностях перед обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются частью студентов и даже школьников. Имея перед глазами пример материального преуспевания людей, перешагнувших ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести, находясь в поле воздействия масскультуры, пропагандирующей культ потребления и гедонизм, молодежь предстает духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов.





В этих условиях важнейшими факторами, обеспечивающими целостность личности молодого человека, направляющими его к созидательному труду и патриотическому служению, остается вера и восходящая к нему духовная культура…»





Владимир Путин принял участие в форуме "Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития"



 …вопросы связаны с развитием партнёрства государства и гражданского общества. В ходе предыдущих выступлений – и вчерашних, и сегодняшних – прозвучало много хороших конкретных предложений по повышению эффективности работы социально ориентированных некоммерческих организаций. Сегодня всё больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, города либо небольшого посёлка, браться за социально значимые проекты, приносить реальную пользу окружающим, помогать нуждающимся, тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

Добровольчество, благотворительность, меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями. И ничего с веками, слава богу, в этом смысле не меняется.

Эти традиции нам нужно укреплять. Вижу в этом мощнейший ресурс развития России, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии.

Мы все хорошо знаем, что Россия нередко сталкивается с серьёзными вызовами. И чтобы достойно на них ответить, укрепить наше самосознание, нашу самостоятельность, суверенитет, в первую очередь нужно создавать атмосферу сотрудничества и доверия в обществе, действовать в одной повестке дня, расширять пространство свободы для гражданской инициативы.







Из «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»

(Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01.2000г.)

«Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны… Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно – нравственного наследия, исторический традиций и нормальной общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения…





Из интервью В. В. Путина журналу «Тайм» (12 декабря 2007г.)

«…Россия – это древняя страна, с древними, глубокими традициями и с очень мощным моральным фундаментом. И этот фундамент – это любовь к своей Родине, это патриотизм. Патриотизм в лучшем его понимании…Нужно развивать уважение к своей истории, несмотря на все ее проблемы, и любовь к своему Отечеству. Нужно проявлять максимальную заботу об общих моральных ценностях и на этой базе консолидировать российское общество. Считаю это абсолютным приоритетом».







О духовном развитии современного российского общества

«Новый век несет с собой новые возможности, но и новые опасности. С идеологиями XIX и XX веков этих проблем не решить, но для создания новых концепций прошло еще слишком мало времени. В этих условиях нравственные принципы оказываются нужнее и прочнее идеологических догм».

(Медведев Р. А. Владимир Путин: продолжение следует. М., 2010)

«Наше будущее на основе своей зависит не только от успешных экономических реформ или удачных международных соглашений. Пример России весьма назидателен: ни громадная территория, ни внушительная экономика, ни даже ядерное оружие не спасают от упадка и унижения. Ибо материя без духа не творит историю… Россия интуитивно отвергает соблазн капитуляции перед «попсой» - цивилизацией «Пепси», в которой Родина там, где ниже налоги, а жизненный выбор – выбор зубной пасты».

(Нарочницкая Н. А. Русский мир. СПб., 2008)













«Необходимым элементом формирования дееспособного общества является и восстановления до определенных пределов такого его компонента, как Церковь. Православная Церковь сыграла огромную роль в становлении и развитии самобытной российской цивилизации, в сохранении страны как единого целого. Именно православие было такой мощной силой, которая позволила объединить страну после крушения Киевской Руси и нескольких столетий раздробленности. Православие внесло большой вклад в преодоление и «великой смуты» начала XVII века, в избавление от иноземного государства. При том вряд ли в новой России Православная Церковь будет играть ту роль, на которую уповали многие идеологи российской идеи в XIX – начале XX века, но ренессанс этой Церкви, а также ряда других конгрегаций в России несомненен; и в основном он имеет позитивное начало, хотя бы в культурно – историческом плане. Неизбежно в российской культуре сложное переплетение традиций Российской империи и Советского Союза».

(Кокошин А. А. Быть России великой державой в XXI веке. М., 1996)















Важнейшее направление – развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятия физкультурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организуем в нашей стране крупнейшие международные соревнования. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, как мы знаем, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать.

Считаю необходимым поддержать и идею создания ассоциаций студенческих спортивных клубов. Эта организация призвана не только содействовать развитию студенческого спорта, но и стать в известном смысле социальным лифтом для талантливой, целеустремлённой и активной молодёжи. При этом считаю важным, чтобы эта организация была вообще вне всякой политики, объединяла молодёжь с самыми разными политическими взглядами.

(В. В. Путин Из Послания Федеральному Собранию 2012 г)
















«Хочу вас проинформировать, я вчера подписал законопроект и внёс его в Государственную думу — о более широком использовании таких символов, как государственный флаг, гимн. Исхожу из того, что более широкое его применение, во всяком случае, в учебных заведениях, будет способствовать воспитанию патриотизма, особенно у молодого поколения, будет обращать наших граждан при прослушивании гимна, при поднятии государственного флага не только к самим символам, но и к патриотическим чувствам».


Полагаться на школу в таком вопросе, как патриотизм, не стоит. Там, конечно же, преподают историю, но многие моменты, как оказывается в последствие, из программы выпадают.

Патриотическое воспитание и любовь к родной земле вы должны вложить в свое чадо сами.

Патриотизм - очень емкое понятие. Он заключается в любви к своей земле, ее народу, традициям, истории и культуре. Ребенок должен знать, что по его поведению за границей будут судить о его народе.

Начните воспитание патриотизма с малого. Расскажите ребенку о своем роде, о том, как ваши предки оказались на этой земле. Отведите малыша в краеведческий музей, после - обсудите, что ему было интересно в экскурсии.

Не зацикливайтесь на одной только истории. Рассказывайте ребенку о событиях, которые происходят в данный момент развития государства. Проявляйте свою гражданскую позицию и формируйте у него понимание того, что каждый человек в стране может влиять на ее будущее.

Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.



Всенародный праздник, День защитников Отечества, стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной. Армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…

Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.





Патриотизм воспитывается практикой, воспитывается знанием. Знание математики, кстати сказать, очень хорошо воспитывает патриотизм, равно как и знание истории, знание культуры своей страны, знание мировой культуры».

 В наше время значение кинематографа очень велико и с этой точки зрения фильм «Легенда номер 17» очень правильный, я дважды ходил на эту картину и с удовольствием оба раза аплодировал нашим легендам этого вида спорта вместе со всем залом.

Воевать за Отечество – это, безусловно, патриотизм, но к счастью, мы живем в мирное время и сегодня мы можем проявить свое отношение к стране совершенно на бытовом уровне: сдать кровь, стать донором, не брать взятки, не рисовать на стенах подъезда, мусор выбрасывать в урну, а не на дорогу