СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и обобщение по теме "Деепричастие"

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по теме "Деепричастие"»

Тема урока:

Повторение и обобщение изученного

по теме «Деепричастие»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи:

1. обучающие:

повторить, изученное по теме «Деепричастие»:

  • морфологические и синтаксические признаки деепричастий,

  • уметь выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты,

  • конструировать предложения с деепричастными оборотами.

  • использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи;

  • показать роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях;

  • готовить учащихся к новой форме итоговой аттестации.

2. развивающие:

  • развивать речь учащихся;

  • развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

3. воспитательные:

  • воспитывать толерантное отношение друг к другу и любовь к родному языку.

4 мотивационные:

  • формировать у детей интерес к изучению русского языка;

5. управленческие:

  • обеспечить организацию учебного занятия с помощью приёмов сингапурской методики.

Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная; технология активного обучения; технология развития критического мышления; здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная; приёмы сингапурской методики согласно проекту «Преобразование обучения для XXI века».

Материально-техническое обеспечение урока:

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- экран,

- листы бумаги;

- доска,

-парты стоят в три ряда, так как учащиеся работают в парах, с партнёром по плечу.


Цель урока:

  • формирование у учащихся понятия о деепричастии и деепричастном обороте.

  • использование деепричастия и деепричастных оборот в устной и письменной речи.

  • Использовать технологии деятельностного обучения с целью вовлечения всех учащихся в образовательный процесс.












Ход урока

Доброе утро, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на уроке русского языка. Желаю вам продуктивной работы. Быть успешнее на уроке вам поможет совместная работа в парах и в группах.


Слайд №1

1. Сообщение темы урока и его задач.

-Учитель: Ребята! Давайте прочитаем стихотворение «Лодорский водопад» английского поэта Роберта Саути. Оно поможет вам сформулировать тему нашего урока.

  • ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД

  • Кипя,

  • Шипя,

  • Журча,

  • Ворча,

  • Струясь,

  • Крутясь,

  • Сливаясь,

  • Вздымаясь,

  • Вздуваясь,

  • Мелькая, шурша,

  • Резвясь и спеша,

  • Скользя, обнимаясь,

  • Делясь и встречаясь,

  • Ласкаясь, бунтуя, летя,

  • Играя, дробясь, шелестя,

  • Блистая, взлетая, шатаясь,

  • Сплетаясь, звеня, клокоча,

  • Морщинясь, волнуясь, катаясь,

  • Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

  • Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

  • Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

  • Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

  • Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

  • Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

  • (Перевод А.Шмульяна)

  • Учитель: В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)

Учитель. Ребята, о чем же мы будем сегодня говорить на уроке русского языка? Сформулируйте, пожалуйста, тему. (Тему формулируют учащиеся).

- Правильно, мы изучили тему «Деепричастие». И сегодня вспомним всё, чему научились в течение нескольких уроков. Запишите тему урока в тетрадь: Повторение и обобщение темы «Деепричастие»

11. Актуализация опорных знаний

Учитель. Итак, что же такое деепричастие? Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает деепричастие?

-Изменяется деепричастие или нет? Почему?


Слайд

Учитель. Продолжаем вспоминать грамматические признаки деепричастия.

У вас на партах лежат карточки с деепричастиями. Распределите данные деепричастия в два столбика: деепричастия совершенного и несовершенного вида.


Выборочно-распределительный диктант. 2 ученика работают около доски

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав ото всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шороху, погрузившись в раздумья.

Учитель. Давайте проверим выполненную работу. Задаем вопрос по очереди:

- Как образуются деепричастия несовершенного вида? (с помощью суффиксов а-я)

-Как образуются деепричастия совершенного вида? (с помощью суффиксов в, ши, вши, а-я)



Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

 пригорюнившись

 Отражаясь прислушиваясь

 убежав

 качая

 устремив

 облетая

 погрузвшись

 ощущая

Учитель.

- Изучая тему «Деепричастие», вы познакомились с орфограммой. И не раз убеждались, насколько она важна.

­­- Что за орфограмма? (Не с деепричастиями)

- А теперь я предлагаю вам продемонстрировать уровень ваших знаний по теме «НЕ с деепричастиями»

Перед вами 3 вида заданий разного уровня сложности. Выберите тот уровень, с которым вы справитесь.

С редний уровень

П овышенный уровень сложности

С ложный уровень


3.Слайд. Работа с разноуровневыми карточками. К доске Ясинский А, СемченковаН, Галиева Д


       Уровень                               Уровень                                        Уровень 

(не) думая                        (не) навидя ложь (не) широкая, но глубокая река

(не) услышав                      (не) дождавшись утра                    (не) страшась (не) взгод             ( не) навидя                           (не) глубокий, а мелкий                (не) мог (не) заметить

(не) говоря                            (не) замеченная учеником          (не) навидя (не) приятеля (не) доумевая увидел (не) знакомца (не) спорил с (не) веждой (не) заметив        (не) зная ничего                             (не) продуман

         

Учитель. Давайте проверим ответы ваших одноклассников.

 

4. Слово учителя. Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги. Сейчас вы должны взять их, согнуть пополам и ещё пополам и передать партнёру по плечу. (2 вариант). Ваш партнёр по плечу должен разорвать листочки по сгибу. У вас получатся 4 пустые карточки. Вам даётся 30 секунд. Сигнал – хлопок в ладоши.. Начинает тот, кто выше. Начали! (30 секунд).

Спасибо!

Слово учителя. Сейчас каждый из вас возьмёт себе 2 карточки, напишет на каждом листочке по одному деепричастию и положит листок надписью вверх на середину стола. !(30 секунд) Начали.

Спасибо! Проверьте, все ли 4 ваши слова являются деепричастиями.

Слово учителя. . А теперь – еще одно задание. Теперь у вас есть материал для дальнейшей работы. Давайте поработаем над ним в группах. Группа – это учащиеся 1-2 парт, 3-4 парт, 5-6 парт. По сигналу, хлопок в ладоши, вы передаете карточки друг другу. Задание: составить с полученными словами словосочетания по схеме (схема показана на слайде). На задание дается 1 минута. Начали! хлопок в ладоши.

Слово учителя.

Спасибо! Проверьте правильность составленных словосочетаний с деепричастиями. Всё правильно?

Давайте проверим результат вашей работы: ученики по очереди называют словосочетания

5. Слово учителя.

– Что представляют из себя словосочетания , которые вы составили?

- Я рада, что вы помните, что такое деепричастный оборот.

- Как деепричастный оборот выделяется на письме?

- Каким членом предложения является деепричастный оборот?

6.Работа по использованию деепричастных оборотов (тренировочное упражнение).

Учитель. Составьте одно предложение с деепричастным оборотом , используя составленные вами словосочетания, запишите его в тетрадь, сделайте его пунктуационный разбор. К доске выходит 3 ученика.

Слайд

Учитель. Найдите предложения деепричастным оборотом, поясните знаки препинания. Определите синтаксическую роль деепричастного оборота.

А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.

И стали наступать они тесно на козацкие таборы, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили.

7. Проблемная ситуация.

Учитель.

 -А всегда ли деепричастия  и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми?

В каких случаях запятые не ставятся?

Рассмотрите слайд и определите, есть ли в данных вам предложениях деепричастия и деепричастные обороты. (Выполняется устно). Предложения:

Буратино сломя голову убегал от лисы Алисы и кота Базилио.

Мальвина вошла улыбаясь.

Пудель Артемон охранял друзей не смыкая глаз.

Учитель: Нужны ли запятые в данных вам предложениях? Ответьте на вопрос и расскажите свой ответ партнёру по парте. Первым начинает 1 вариант. Начали!(30 секунд)

Спасибо! Теперь своё мнение высказывает 2 вариант. Начали! (30 секунд).

Учитель: Кто объяснит, нужны ли в данных предложениях запятые? Почему?

Возможные ответы учащихся:

-Правильные ответы: запятые не нужны, так как у улыбаясь –деепричастие с признаками наречия, а сочетания «сломя голову» и «не смыкая глаз» устойчивые, используются в переносном значении. Это фразеологизмы.

Учитель: А теперь давайте убедимся в том, что вы правильно усвоили тему «Деепричастный оборот» всем классом. Вы услышите сейчас 5 утверждений. Пусть встанут те учащиеся, кто посчитает утверждение правильным. На размышление не более 5 секунд.

Утверждения:

  • Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

  • Деепричастный оборот в предложении является определением.

  • Одиночное деепричастие всегда выделяются в предложении запятыми.

  • Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.

  • Фразеологизмы могут быть похожи на деепричастные обороты. Но они не выделяются запятыми в предложении.

8.Игра «Корректор» Слайд

Учитель.  Деепричастный оборот – это очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Прислушайтесь к речи окружающих, и вы убедитесь, что в разговоре деепричастный оборот встречается редко.  Пользоваться им надо умело. Иначе можно допустить грамматическую ошибку.

- Перед  вами карточки, в которых несколько предложений. Найдите и исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.

2.Сделав уроки, у меня заболели глаза.

3. Закрыв книгу,  герои надолго остаются в моей памяти.

Учитель. Правильно они построены? ( нет).

-Отредактируйте предложения, запишите в тетрадях правильный вариант.

- Что у вас получилось?

1. Приветливо виляя хвостиком, Рыжик встретил нас у калитки.

2.Когда я сделал уроки, то у меня заболели глаза.

3. Закрыв книгу,  я надолго запомнил героев.

- Что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (О едином действующем лице и предмете. И глагол, и деепричастие относятся к одному лицу.)

Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок!


9. Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастный оборот:

Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца.

10.Учитель. Еще раз проверим, что вы усвоили. Перед вами лежат тесты.

(У каждого на столе; работа в парах). На тестовые задания у вас не более 3 минут.

Задания:

  1. Какие морфемы указывают на деепричастие?

А. –Л-; Б. Я; В. –ВШИЙ; Г. –НУТЬ

2. Найдите словосочетание с деепричастием

А. проложенный геологами; Б. написал письмо

В. Запер на замок Г. Закрыв книгу

3. В каком случае НЕ следует писать слитно?

А. (не)построив дом; Б. (не)навидя

В. (не)рассчитывая Г. (не)освещая

4. Укажите деепричастие совершенного вида.

А. расплетая косы; Б. увлекая за собой;

В. думая об этом Г. остановившись на ночлег

5. Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:

А. Опустив голову, бабушка закружилась в танце.

Б. Залюбовавшись птицами, я забыл о еде.

В. Сдвинув на затылок косынку, и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду

Г. Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе.

Учитель. Ребята! Сейчас вы оцените работу своего партнёра по парте. Поменяйтесь с ним тетрадями и поставьте ему оценку за письменную работу. Критерии оценки – на слайде.

Правильные ответы 1.Б 2.Г 3.Б. 4.Г. 5.В

Уч-ся обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга. На данный вид работы 2 минуты.

  • 10. Учитель: Ребята! Напоминаю вам домашнее задание. Дома вы все должны вновь поработать со стихотворением «Лодорский водопад» .

  • Кипя,

  • Шипя,

  • Журча,

  • Ворча,

  • Струясь,

  • Крутясь,

  • Сливаясь,

  • Вздымаясь,

  • Вздуваясь,

  • Мелькая, шурша,

  • Резвясь и спеша,

  • Скользя, обнимаясь,

  • Делясь и встречаясь,

  • Ласкаясь, бунтуя, летя,

  • Играя, дробясь, шелестя,

  • Блистая, взлетая, шатаясь,

  • Сплетаясь, звеня, клокоча,

  • Морщинясь, волнуясь, катаясь,

  • Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

  • Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

  • Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

  • Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

  • Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

  • Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

  • (Перевод А.Шмульяна)

  • Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

Учитель: Напоминаю, что вам надо будет найти в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Проверьте правильность своей работы. (ответы демонстрируются на слайде)

Учитель: А теперь самостоятельно составьте предложение с деепричастным оборотом о работе вашего соседа по парте.

А теперь похвалите своего соседа за хорошую работу и поблагодарите его за помощь вам на уроке! Первым начинает тот, кто ниже ростом. Начали!(30 секунд)

Спасибо! Теперь своё мнение высказывает 2 вариант. Начали! (30 секунд)



Учитель. Итак, мы сегодня с вами хорошо поработали, давайте подведем итоги:

  • Что являлось целью нашего урока?

  • Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока?

  • Работа над какими заданиями не вызвала затруднений?

  • Над чем следует поработать еще?

Запишите непонятные для вас моменты урока в виде 3 вопросов на карточку.

Оценки за урок.