Тема урока:
Повторение и обобщение изученного
по теме «Деепричастие»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи:
1. обучающие:
повторить, изученное по теме «Деепричастие»:
морфологические и синтаксические признаки деепричастий,
уметь выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты,
конструировать предложения с деепричастными оборотами.
использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи;
показать роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях;
готовить учащихся к новой форме итоговой аттестации.
2. развивающие:
3. воспитательные:
4 мотивационные:
5. управленческие:
Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная; технология активного обучения; технология развития критического мышления; здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная; приёмы сингапурской методики согласно проекту «Преобразование обучения для XXI века».
Материально-техническое обеспечение урока:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- листы бумаги;
- доска,
-парты стоят в три ряда, так как учащиеся работают в парах, с партнёром по плечу.
Цель урока:
формирование у учащихся понятия о деепричастии и деепричастном обороте.
использование деепричастия и деепричастных оборот в устной и письменной речи.
Использовать технологии деятельностного обучения с целью вовлечения всех учащихся в образовательный процесс.
Ход урока
Доброе утро, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на уроке русского языка. Желаю вам продуктивной работы. Быть успешнее на уроке вам поможет совместная работа в парах и в группах.
Слайд №1
1. Сообщение темы урока и его задач.
-Учитель: Ребята! Давайте прочитаем стихотворение «Лодорский водопад» английского поэта Роберта Саути. Оно поможет вам сформулировать тему нашего урока.
ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
(Перевод А.Шмульяна)
Учитель: В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)
Учитель. Ребята, о чем же мы будем сегодня говорить на уроке русского языка? Сформулируйте, пожалуйста, тему. (Тему формулируют учащиеся).
- Правильно, мы изучили тему «Деепричастие». И сегодня вспомним всё, чему научились в течение нескольких уроков. Запишите тему урока в тетрадь: Повторение и обобщение темы «Деепричастие»
11. Актуализация опорных знаний
Учитель. Итак, что же такое деепричастие? Что оно обозначает?
- На какие вопросы отвечает деепричастие?
-Изменяется деепричастие или нет? Почему?
Слайд
Учитель. Продолжаем вспоминать грамматические признаки деепричастия.
У вас на партах лежат карточки с деепричастиями. Распределите данные деепричастия в два столбика: деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Выборочно-распределительный диктант. 2 ученика работают около доски
Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав ото всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шороху, погрузившись в раздумья.
Учитель. Давайте проверим выполненную работу. Задаем вопрос по очереди:
- Как образуются деепричастия несовершенного вида? (с помощью суффиксов а-я)
-Как образуются деепричастия совершенного вида? (с помощью суффиксов в, ши, вши, а-я)
Деепричастия совершенного вида | Деепричастия несовершенного вида |
пригорюнившись | Отражаясь прислушиваясь |
убежав | качая |
устремив | облетая |
погрузвшись | ощущая |
Учитель.
- Изучая тему «Деепричастие», вы познакомились с орфограммой. И не раз убеждались, насколько она важна.
- Что за орфограмма? (Не с деепричастиями)
- А теперь я предлагаю вам продемонстрировать уровень ваших знаний по теме «НЕ с деепричастиями»
Перед вами 3 вида заданий разного уровня сложности. Выберите тот уровень, с которым вы справитесь.
С
редний уровень
П
овышенный уровень сложности
С
ложный уровень
3.Слайд. Работа с разноуровневыми карточками. К доске Ясинский А, СемченковаН, Галиева Д
Уровень Уровень Уровень
(не) думая (не) навидя ложь (не) широкая, но глубокая река
(не) услышав (не) дождавшись утра (не) страшась (не) взгод ( не) навидя (не) глубокий, а мелкий (не) мог (не) заметить
(не) говоря (не) замеченная учеником (не) навидя (не) приятеля (не) доумевая увидел (не) знакомца (не) спорил с (не) веждой (не) заметив (не) зная ничего (не) продуман
Учитель. Давайте проверим ответы ваших одноклассников.
4. Слово учителя. Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги. Сейчас вы должны взять их, согнуть пополам и ещё пополам и передать партнёру по плечу. (2 вариант). Ваш партнёр по плечу должен разорвать листочки по сгибу. У вас получатся 4 пустые карточки. Вам даётся 30 секунд. Сигнал – хлопок в ладоши.. Начинает тот, кто выше. Начали! (30 секунд).
Спасибо!
Слово учителя. Сейчас каждый из вас возьмёт себе 2 карточки, напишет на каждом листочке по одному деепричастию и положит листок надписью вверх на середину стола. !(30 секунд) Начали.
Спасибо! Проверьте, все ли 4 ваши слова являются деепричастиями.
Слово учителя. . А теперь – еще одно задание. Теперь у вас есть материал для дальнейшей работы. Давайте поработаем над ним в группах. Группа – это учащиеся 1-2 парт, 3-4 парт, 5-6 парт. По сигналу, хлопок в ладоши, вы передаете карточки друг другу. Задание: составить с полученными словами словосочетания по схеме (схема показана на слайде). На задание дается 1 минута. Начали! хлопок в ладоши.
Слово учителя.
Спасибо! Проверьте правильность составленных словосочетаний с деепричастиями. Всё правильно?
Давайте проверим результат вашей работы: ученики по очереди называют словосочетания
5. Слово учителя.
– Что представляют из себя словосочетания , которые вы составили?
- Я рада, что вы помните, что такое деепричастный оборот.
- Как деепричастный оборот выделяется на письме?
- Каким членом предложения является деепричастный оборот?
6.Работа по использованию деепричастных оборотов (тренировочное упражнение).
Учитель. Составьте одно предложение с деепричастным оборотом , используя составленные вами словосочетания, запишите его в тетрадь, сделайте его пунктуационный разбор. К доске выходит 3 ученика.
Слайд
Учитель. Найдите предложения деепричастным оборотом, поясните знаки препинания. Определите синтаксическую роль деепричастного оборота.
А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.
И стали наступать они тесно на козацкие таборы, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили.
7. Проблемная ситуация.
Учитель.
-А всегда ли деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми?
В каких случаях запятые не ставятся?
Рассмотрите слайд и определите, есть ли в данных вам предложениях деепричастия и деепричастные обороты. (Выполняется устно). Предложения:
Буратино сломя голову убегал от лисы Алисы и кота Базилио.
Мальвина вошла улыбаясь.
Пудель Артемон охранял друзей не смыкая глаз.
Учитель: Нужны ли запятые в данных вам предложениях? Ответьте на вопрос и расскажите свой ответ партнёру по парте. Первым начинает 1 вариант. Начали!(30 секунд)
Спасибо! Теперь своё мнение высказывает 2 вариант. Начали! (30 секунд).
Учитель: Кто объяснит, нужны ли в данных предложениях запятые? Почему?
Возможные ответы учащихся:
-Правильные ответы: запятые не нужны, так как у улыбаясь –деепричастие с признаками наречия, а сочетания «сломя голову» и «не смыкая глаз» устойчивые, используются в переносном значении. Это фразеологизмы.
Учитель: А теперь давайте убедимся в том, что вы правильно усвоили тему «Деепричастный оборот» всем классом. Вы услышите сейчас 5 утверждений. Пусть встанут те учащиеся, кто посчитает утверждение правильным. На размышление не более 5 секунд.
Утверждения:
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.
Деепричастный оборот в предложении является определением.
Одиночное деепричастие всегда выделяются в предложении запятыми.
Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
Фразеологизмы могут быть похожи на деепричастные обороты. Но они не выделяются запятыми в предложении.
8.Игра «Корректор» Слайд
Учитель. Деепричастный оборот – это очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Прислушайтесь к речи окружающих, и вы убедитесь, что в разговоре деепричастный оборот встречается редко. Пользоваться им надо умело. Иначе можно допустить грамматическую ошибку.
- Перед вами карточки, в которых несколько предложений. Найдите и исправьте грамматические ошибки в предложениях.
1. Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
2.Сделав уроки, у меня заболели глаза.
3. Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти.
Учитель. Правильно они построены? ( нет).
-Отредактируйте предложения, запишите в тетрадях правильный вариант.
- Что у вас получилось?
1. Приветливо виляя хвостиком, Рыжик встретил нас у калитки.
2.Когда я сделал уроки, то у меня заболели глаза.
3. Закрыв книгу, я надолго запомнил героев.
- Что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (О едином действующем лице и предмете. И глагол, и деепричастие относятся к одному лицу.)
Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок!
9. Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастный оборот:
Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца.
10.Учитель. Еще раз проверим, что вы усвоили. Перед вами лежат тесты.
(У каждого на столе; работа в парах). На тестовые задания у вас не более 3 минут.
Задания:
Какие морфемы указывают на деепричастие?
А. –Л-; Б. Я; В. –ВШИЙ; Г. –НУТЬ
2. Найдите словосочетание с деепричастием
А. проложенный геологами; Б. написал письмо
В. Запер на замок Г. Закрыв книгу
3. В каком случае НЕ следует писать слитно?
А. (не)построив дом; Б. (не)навидя
В. (не)рассчитывая Г. (не)освещая
4. Укажите деепричастие совершенного вида.
А. расплетая косы; Б. увлекая за собой;
В. думая об этом Г. остановившись на ночлег
5. Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:
А. Опустив голову, бабушка закружилась в танце.
Б. Залюбовавшись птицами, я забыл о еде.
В. Сдвинув на затылок косынку, и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду
Г. Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе.
Учитель. Ребята! Сейчас вы оцените работу своего партнёра по парте. Поменяйтесь с ним тетрадями и поставьте ему оценку за письменную работу. Критерии оценки – на слайде.
Правильные ответы 1.Б 2.Г 3.Б. 4.Г. 5.В
Уч-ся обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга. На данный вид работы 2 минуты.
10. Учитель: Ребята! Напоминаю вам домашнее задание. Дома вы все должны вновь поработать со стихотворением «Лодорский водопад» .
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
(Перевод А.Шмульяна)
Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)
Учитель: Напоминаю, что вам надо будет найти в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).
Проверьте правильность своей работы. (ответы демонстрируются на слайде)
Учитель: А теперь самостоятельно составьте предложение с деепричастным оборотом о работе вашего соседа по парте.
А теперь похвалите своего соседа за хорошую работу и поблагодарите его за помощь вам на уроке! Первым начинает тот, кто ниже ростом. Начали!(30 секунд)
Спасибо! Теперь своё мнение высказывает 2 вариант. Начали! (30 секунд)
Учитель. Итак, мы сегодня с вами хорошо поработали, давайте подведем итоги:
Что являлось целью нашего урока?
Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока?
Работа над какими заданиями не вызвала затруднений?
Над чем следует поработать еще?
Запишите непонятные для вас моменты урока в виде 3 вопросов на карточку.
Оценки за урок.