СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение по теме «Электромагнитные явления»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изготовить простейший электромагнит, намотав на железный гвоздь 70- 100 витков тонкого изолированного провода. Нарисуйте схему цепи. Собрав цепь, определите магнитные полюсы у электромагнита. Ответ проверьте маг­нитной стрелкой. Проверьте, от чего зависят магнитные свойства электромаг­нита.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по теме «Электромагнитные явления»»

Повторение и обобщение по теме «Электромагнитные явления»


Цель урока: коррекция знаний и умений по теме «Электромагнитные явления».

Ход урока

Класс делится на группы, каждая группа получает карточку с заданием, выбирает необходимое оборудование и выполняет работу. Менее подготов­ленным учащимся может быть дана полная или частичная инструкция.


Задание 1

Изготовить простейший электромагнит, намотав на железный гвоздь 70- 100 витков тонкого изолированного провода. Нарисуйте схему цепи. Собрав цепь, определите магнитные полюсы у электромагнита. Ответ проверьте маг­нитной стрелкой. Проверьте, от чего зависят магнитные свойства электромаг­нита.

Задание 2

Выяснить с помощью компаса, намагничено ли данное бритвенное лез­вие, если да, то определить его полюса. Размагнитить лезвие, поместив пин­цетом в пламя спиртовки. На опыте убедитесь, что лезвие действительно раз­магничено.

Задание 3

Проверить, будет ли магнит притягивать мелкие гвозди через картон, стек­ло, жесть, листовой алюминий. Сделать вывод из опытов. Можно ли с помо­щью компаса определить полюс магнита, если он лежит в закрытой картон­ной коробке, в железной коробке, в подкрашенной воде, в песке.

Ответы объясните и проверьте на опыте. Сделайте вывод.

Задание 4

Намагнитить иглу так, чтобы ушко оказалось северным полюсом, а ост­рие - южным. Воткнуть иглу в корковую пробку и опустить в стакан с водой так, чтобы игла плавала вертикально, северным полюсом вверх. На опытах выяснить, как будет вести себя пробка с иглой, если поднести магнит на уров­не северного полюса иглы, на уровне южного полюса, если магнит повернуть на 180°, поставить вертикально так, чтобы пробка оказалась между полюса­ми магнита. Объясните все наблюдаемые явления.

Задание 5

Изготовьте постоянный магнит.

Указания: Внутрь катушки поместите два стальных стержня и включите ток, а затем, спустя некоторое время, выключите его. Находящиеся рядом концы стержней пометьте, достаньте стержни из катушки и подвесьте их за середины на нитях. Приближая стержни, можно обнаружить, что одноимен­ными концами они отталкиваются, а разноименными - притягиваются.

Задание 6

Докажите, что на основе постоянного магнита можно изготовить чувстви­тельный магнитный индикатор.

Указания: Стальную спицу введите в катушку с током и намагнитьте. На­магниченную спицу подвесьте за середину на нити. Независимо от начально­го расположения, спица повернется вдоль меридиана так, что ее концы будут указывать на север и юг.

Задание 7

Докажите, что существует точка Кюри, т.е. такая температура, при кото­рой теряются магнитные свойства.

Задание 8

Докажите, что кожух из ферромагнетика экранирует магнитное поле. Объясните опыт.


Указание: К магнитной стрелке поднесите постоянный магнит так, чтобы она несколько отклонилась. Магнит закройте толстым кожухом из мягкого железа. При этом магнитная стрелка сразу вернется в исходное положение, ориентируясь вдоль меридиана.

Результат объясняется тем, что существенная часть силовых линий магнитного поля концентрируется внутри железного кожуха. Однако полного исчезновения магнитного поля (в отличие от элект­ростатической экранировки) не происходит.


Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.