СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повторение по теме «Морфемика. Орфография».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Повторение по теме «Морфемика. Орфография».»

«Повторение по теме «Морфемика. Орфография».

Класс: 5

Цели: закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Морфемика»; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношения к уроку, следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Предметные

Образовательные: введение в отработку правил написания различных морфем и изученных орфограмм.

Развивающие: развивать память, речь, мышление, внимание, умение сравнивать и обобщать; развивать орфографическую зоркость и речь.

Воспитательные: содействовать привитию чувства любви и интереса к русскому языку; воспитывать ценностное отношение к слову; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.

Метапредметные.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, взаимодействие учащихся в парной работе, развитие уважения друг к другу.

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: сформировать представление о морфемике, осознание важности знания морфем, умение выделять морфемы в слове.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование: учебники, презентация, медиапроектор.



Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Еще раз проверьте свою готовность, посмотрите на готовность товарищей. В добрый путь, начнем!

2. Самоопределение к деятельности. Формулирование учащимися темы и целей урока.

Сегодня будет необычный урок, а урок-сказка. Прежде, чем отправиться в сказку, давайте узнаем тему урока. Для этого нам надо отгадать загадки.

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов,

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту….(корень)

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется... (приставка)



После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу… (суффикс)

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)


Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

Слова записываются в тетрадь через запятую с комментированием.

Что объединяет все эти слова? Как можно назвать их одним словом?

О каком разделе русского языка мы будем сегодня говорить? Почему мы опять вернулись к этим понятиям? Итак, тема урока ……

Запишите в тетрадь.

Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой при повторении и систематизации знаний по этой теме?

1.Повторить и систематизировать знания, полученные при изучении раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи»;

2. Формировать умения самостоятельно применять знания при выполнении любых заданий и в любых текстах;

3.Развивать творческие способности, словарный запас.


А что бы нам было еще интереснее, я предлагаю вам отправиться в сказку. Как раз вчера получила письмо от Ивана Царевича, что Кощей Бессмертный похитил Василису Прекрасную, и просит Иван Царевич помочь нам справиться с Кощеем и освободить Василису из плена. Давайте же скорее отправимся туда.

4. Работа по теме урока. Обобщение и систематизация знаний.

1. Морфемный разбор.

- Прочитайте текст. Какова тема этого четверостишия? Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

Я к..чаюсь на к..чели,

На скакалочке скачу,

Ведь зд..ровый образ жизни

Очень я вести х..чу

-Проверим. 

- Выпишите слова, состав которых соответствует схемам: а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание;

-Проверим. 

- Молодцы! Справились с заданием! С какой морфемой здесь нет слов?(С приставкой)

2. Динамическая пауза "Правописание приставок ".

3. Игра «Змейка». Работа в группах.

Разобрать по составу слова:

     А.     Матросский, привычка, снежок, подъезд.

     Б.     Пустынный, смолистый, придорожный, дружок.

4.Творческое задание.

Записать слова по словосочетаниям.

  1. Музыкант, играющий на трубе.     ( Трубач)

  2. Хитрый человек                               ( Хитрец)

  3. Тот, кто любит шутить.                   ( Шутник)

  4. Тот, кто богат на выдумки.             ( Выдумщик)

  5. Любящий мечтать.                           ( Мечтатель)

  6. Женщина-повар.                               (Повариха)

  7. Детеныш орла.                                  ( Орленок)

  8. Участник игры.                                 ( Игрок)

  9. Болтливая девочка.                          (Болтушка)

Образовать слова с данными морфемами.

            1.      Ся, ближ, при, а, л,         (Приближался)

            2.      Ый, ост, жал, без, н         (Безжалостный)

            3.      Сь, каз, а, по, л,  о            (Показалось)













Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.

1

с






д

2


а




о


3



м


х



4




о




5



р


л



6


а




е


7

п






т

    1.             Специалист по разведению садов.

    2.             Локомотив с паровым двигателем.

    3.             Канал для выхода дыма из трубы.

    4.             Русская народная игра-пляска.

  1.           Лес, поваленный бурей,

  2.           Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.

  3.           Огнестрельное оружие.



5. Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание.

– Задания все выполнены! А правила, которые мы сегодня повторили, будут ждать нас и на следующих уроках русского языка.

-Какие правила вспомнили на уроке?

- О чем еще говорили , кроме правил?



6.Выставление оценок учителем.

- Ребята, я надеюсь, что мы хорошо повторили материал по теме «Морфемика. Орфография». И ваши знания вам помогут в написании контрольной работы.

7. Домашнее задание.

1)Написать текст 5-6 предложений на тему "Здоровые привычки"

или "Мой любимый вид спорта", используя слова с изученными орфограммами

или

2) Выполнить упражнение в учебнике
















Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Морфемный разбор.

- Прочитайте текст. Какова тема этого четверостишия? Спишите, вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

Я к..чаюсь на к..чели,

На скакалочке скачу,

Ведь зд..ровый образ жизни

Очень я вести х..чу

- Выпишите слова, состав которых соответствует схемам: а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание.

Упражнение 2. Распредели слова на две группы:

  1. Формы слова 2. Однокоренные слова

К воде, водный, у воды, в воде, в воду, водичка, водник, воды, подводный, водой, водяной, вода, водопровод, подводник.

Упражнение 3. Разобрать по составу слова:

     А.     Матросский, привычка, снежок, подъезд.

     Б.     Пустынный, смолистый, придорожный, дружок.

Упражнение 4. Записать слова по словосочетаниям, выделить суффиксы.

  1. Музыкант, играющий на трубе.    

  2. Хитрый человек                              

  3. Тот, кто любит шутить.                  

  4. Тот, кто богат на выдумки.            

  5. Любящий мечтать.                          

  6. Женщина-повар.                              

  7. Детеныш орла.                                  

  8. Участник игры.                                

  9. Болтливая девочка.                          

Упражнение 5.Образовать слова с данными морфемами.

            1.      Ся, ближ, при, а, л,        

            2.      Ый, ост, жал, без, н        

            3.      Сь, каз, а, по, л,  о            


Упражнение 6. Записать слова по словосочетаниям, выделить корни и соединительные гласные.

1.             Специалист по разведению садов.

    2.             Локомотив с паровым двигателем.

    3.             Канал для выхода дыма из трубы.

    4.             Русская народная игра-пляска.

5.          Лес, поваленный бурей,

6.          Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.

7.          Огнестрельное оружие.












Упражнение 6. Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.

1

с






д

2


а




о


3



м


х



4




о




5



р


л



6


а




е


7

п






т

    1.             Специалист по разведению садов.

    2.             Локомотив с паровым двигателем.

    3.             Канал для выхода дыма из трубы.

    4.             Русская народная игра-пляска.

5.          Лес, поваленный бурей,

6.          Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.

7.          Огнестрельное оружие.



Упражнение 6. Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.

1

с






д

2


а




о


3



м


х



4




о




5



р


л



6


а




е


7

п






т

    1.             Специалист по разведению садов.

    2.             Локомотив с паровым двигателем.

    3.             Канал для выхода дыма из трубы.

    4.             Русская народная игра-пляска.

5.          Лес, поваленный бурей,

6.          Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.

7.          Огнестрельное оружие.

Упражнение 6. Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.

1

с






д

2


а




о


3



м


х



4




о




5



р


л



6


а




е


7

п






т

    1.             Специалист по разведению садов.

    2.             Локомотив с паровым двигателем.

    3.             Канал для выхода дыма из трубы.

    4.             Русская народная игра-пляска.

5.          Лес, поваленный бурей,

6.          Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.

7.          Огнестрельное оружие.





11