«Повторение по теме «Морфемика. Орфография».
Класс: 5
Цели: закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Морфемика»; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование положительного отношения к уроку, следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Предметные
Образовательные: введение в отработку правил написания различных морфем и изученных орфограмм.
Развивающие: развивать память, речь, мышление, внимание, умение сравнивать и обобщать; развивать орфографическую зоркость и речь.
Воспитательные: содействовать привитию чувства любви и интереса к русскому языку; воспитывать ценностное отношение к слову; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
Метапредметные.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, взаимодействие учащихся в парной работе, развитие уважения друг к другу.
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: сформировать представление о морфемике, осознание важности знания морфем, умение выделять морфемы в слове.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Оборудование: учебники, презентация, медиапроектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Еще раз проверьте свою готовность, посмотрите на готовность товарищей. В добрый путь, начнем!
2. Самоопределение к деятельности. Формулирование учащимися темы и целей урока.
Сегодня будет необычный урок, а урок-сказка. Прежде, чем отправиться в сказку, давайте узнаем тему урока. Для этого нам надо отгадать загадки.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов,
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту….(корень)
В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется... (приставка)
После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу… (суффикс)
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
Она выражает значение слова
И называется просто — ... (основа)
Слова записываются в тетрадь через запятую с комментированием.
Что объединяет все эти слова? Как можно назвать их одним словом?
О каком разделе русского языка мы будем сегодня говорить? Почему мы опять вернулись к этим понятиям? Итак, тема урока ……
Запишите в тетрадь.
Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой при повторении и систематизации знаний по этой теме?
1.Повторить и систематизировать знания, полученные при изучении раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи»;
2. Формировать умения самостоятельно применять знания при выполнении любых заданий и в любых текстах;
3.Развивать творческие способности, словарный запас.
А что бы нам было еще интереснее, я предлагаю вам отправиться в сказку. Как раз вчера получила письмо от Ивана Царевича, что Кощей Бессмертный похитил Василису Прекрасную, и просит Иван Царевич помочь нам справиться с Кощеем и освободить Василису из плена. Давайте же скорее отправимся туда.
4. Работа по теме урока. Обобщение и систематизация знаний.
1. Морфемный разбор.
- Прочитайте текст. Какова тема этого четверостишия? Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.
Я к..чаюсь на к..чели,
На скакалочке скачу,
Ведь зд..ровый образ жизни
Очень я вести х..чу
-Проверим.
- Выпишите слова, состав которых соответствует схемам: а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание;
-Проверим.
- Молодцы! Справились с заданием! С какой морфемой здесь нет слов?(С приставкой)
2. Динамическая пауза "Правописание приставок ".
3. Игра «Змейка». Работа в группах.
Разобрать по составу слова:
А. Матросский, привычка, снежок, подъезд.
Б. Пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
4.Творческое задание.
Записать слова по словосочетаниям.
Музыкант, играющий на трубе. ( Трубач)
Хитрый человек ( Хитрец)
Тот, кто любит шутить. ( Шутник)
Тот, кто богат на выдумки. ( Выдумщик)
Любящий мечтать. ( Мечтатель)
Женщина-повар. (Повариха)
Детеныш орла. ( Орленок)
Участник игры. ( Игрок)
Болтливая девочка. (Болтушка)
Образовать слова с данными морфемами.
1. Ся, ближ, при, а, л, (Приближался)
2. Ый, ост, жал, без, н (Безжалостный)
3. Сь, каз, а, по, л, о (Показалось)
Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.
1 | с | | | | | | д |
2 | | а | | | | о | |
3 | | | м | | х | | |
4 | | | | о | | | |
5 | | | р | | л | | |
6 | | а | | | | е | |
7 | п | | | | | | т |
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
Лес, поваленный бурей,
Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
Огнестрельное оружие.
5. Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание.
– Задания все выполнены! А правила, которые мы сегодня повторили, будут ждать нас и на следующих уроках русского языка.
-Какие правила вспомнили на уроке?
- О чем еще говорили , кроме правил?
6.Выставление оценок учителем.
- Ребята, я надеюсь, что мы хорошо повторили материал по теме «Морфемика. Орфография». И ваши знания вам помогут в написании контрольной работы.
7. Домашнее задание.
1)Написать текст 5-6 предложений на тему "Здоровые привычки"
или "Мой любимый вид спорта", используя слова с изученными орфограммами
или
2) Выполнить упражнение в учебнике
Тренировочные упражнения
Упражнение 1. Морфемный разбор.
- Прочитайте текст. Какова тема этого четверостишия? Спишите, вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.
Я к..чаюсь на к..чели,
На скакалочке скачу,
Ведь зд..ровый образ жизни
Очень я вести х..чу
- Выпишите слова, состав которых соответствует схемам: а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание.
Упражнение 2. Распредели слова на две группы:
Формы слова 2. Однокоренные слова
К воде, водный, у воды, в воде, в воду, водичка, водник, воды, подводный, водой, водяной, вода, водопровод, подводник.
Упражнение 3. Разобрать по составу слова:
А. Матросский, привычка, снежок, подъезд.
Б. Пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
Упражнение 4. Записать слова по словосочетаниям, выделить суффиксы.
Музыкант, играющий на трубе.
Хитрый человек
Тот, кто любит шутить.
Тот, кто богат на выдумки.
Любящий мечтать.
Женщина-повар.
Детеныш орла.
Участник игры.
Болтливая девочка.
Упражнение 5.Образовать слова с данными морфемами.
1. Ся, ближ, при, а, л,
2. Ый, ост, жал, без, н
3. Сь, каз, а, по, л, о
Упражнение 6. Записать слова по словосочетаниям, выделить корни и соединительные гласные.
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей,
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
Упражнение 6. Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.
1 | с | | | | | | д |
2 | | а | | | | о | |
3 | | | м | | х | | |
4 | | | | о | | | |
5 | | | р | | л | | |
6 | | а | | | | е | |
7 | п | | | | | | т |
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей,
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
Упражнение 6. Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.
1 | с | | | | | | д |
2 | | а | | | | о | |
3 | | | м | | х | | |
4 | | | | о | | | |
5 | | | р | | л | | |
6 | | а | | | | е | |
7 | п | | | | | | т |
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей,
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
Упражнение 6. Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.
1 | с | | | | | | д |
2 | | а | | | | о | |
3 | | | м | | х | | |
4 | | | | о | | | |
5 | | | р | | л | | |
6 | | а | | | | е | |
7 | п | | | | | | т |
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей,
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
11