Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте наличие ручек, карандашей и тетрадей на своих партах. Настраиваемся на урок. Сегодня нам с вами предстоит систематизировать все наши знания о предлоге и союзе. Как вы думаете, что значит «систематизировать»? Привести все разрозненные элементы в единую систему. Верно. Сегодня мы с вами обобщим и упорядочим все полученные знания. Какие цели мы поставим на эти два урока? (слушаю ответы) Отлично! Сейчас объясняю принцип работы, внимательно слушайте задания. Первый ряд готовит полный ответ о предлоге как части речи. второй ряд – союз как часть речи. третий ряд – как отличить союз от омонимичных частей речи (мест, нареч). И вместе с вами мы сделаем вывод, в чем сходство и различие предлогов и союзов. Даю вам 2 минуты на подготовку. В это время один человек у доски представит все, что мы знаем о предлоге в виде кластера, схемы. Второй – о союзе. С примерами. Три ученика получат карточки, за них пойдет отметка в журнал. (раздаю карточки) на выполнение 5-7 минут. Сделали-сдавайте. Кластеры на доске начерчены. Ученики с карточками почти заканчивают их выполнение. Начинаем обсуждение. Первый ряд. -Предлог – служебная часть речи, выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях. -Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные. -Простые состоят из одного слова, а составные из двух, реже из трех. -Производные образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков. Непроизводные – не образованы от самостоятельных частей речи. Посмотрим на доску, какую схему составили по предлогу. Обратите внимание на слайд. Какие предлоги мы вставим на месте пропусков и почему? идти … школу – прийти … школы в из пойти … концерт - прийти … концерта на с пошел … цирк - вернулся …цирка в из -потому что у предлогов есть пара - в=из, на=с На следующем слайде пропущены буквы. Какие мы вставим? Почему? по приезде по прилете по окончании по прибытии по завершении -потому что предлог по, в значении «после чего-либо», употребляется с существительным в предложном падеже. О ком? О чем? О приезде. И следовательно, по приезде. Отлично, запишем предложение, которое сейчас на слайде и выполним морфологический разбор предлогов. Два человека у доски, все остальные в тетради. У стрекозы были удивительные глаза — огромные, выпуклые, вроде стеклянных фонарей. Назовите предлоги. - у, вроде. Выполняем разбор. У – предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) простой, непроизводный, неизменяемое слово. Вроде – предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) простой, производный, неизменяемое слово. Предлог вроде производный, от какой части речи он образован? - от существительного. В роде Верно. Теперь второй ряд обобщит информацию о союзе. Союз – служебная часть речи, связывает однородные члены, части сложного предложения и предложения в тексте. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. Простые союзы состоят из одного слова, составные из двух и более слов. Сочинительные союзы связывают однородные члены и равные по смыслу части сложного предложения, в сложносочиненном предложении. Сочинительные делятся на три группы – соединительные, противительные и разделительные. Подчинительные союзы связывают части сложного предложения, которое называется сложноподчиненным. По значению делятся на причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные. Молодцы! Как и с предлогом, всю информацию, которую мы сейчас обговорили, обобщим в морфологическом разборе. Откроем учебник на странице 157-ой. Порядок разбора представлен. Спишите предложение со слайда. Один союз мы разберем вместе, второй союз – один человек у доски. Все остальные в тетради. Соревнования проходили на стадионе и в бассейне, потому что в них участвовали представители всех видов спорта. Сначала подчеркнем главные и однородные члены предложения. О чем говорится в предложении? О соревнованиях – подлежащие, выраженное существительным. Что говорится о соревнованиях? Что они проходили – сказуемое, выраженное глаголом. Проходили где? На стадионе, в бассейне – обстоятельство, выраженное существительными с предлогами. Во второй части говорится о ком? О представителях - подлежащие, выраженное существительным. Что говорится о представителях? Что они участвовали – сказуемое, выраженное глаголом. (я выделяю на доске, ребята сами все проговаривают и записывают в тетрадях) Какой союз встречается в первой части предложения? -и Что он соединяет? -однородные обстоятельства. Союз и сочинительный или подчинительный? - сочинительный Простой или составной? -простой Записываем разбор. И – союз, так как: 1. соединяет однородные обстоятельства; 2. Сочинительный, простой. (я на доске, ребята в тетради.) Теперь второй союз, который встречается в этом предложении. Катя, разбери у доски. - потому что – союз, так как: 1. Соединяет части сложного предложения; 2. Подчинительный, составной. Теперь третий ряд. Как отличить союз от омонимичных частей речи? - союз не является членом предложения, а местоимение и наречие – члены предложения. -к союзу нельзя задать вопрос, к местоимению и наречию можно. -союз можно убрать из предложения, и смысл не поменяется, а местоимение и наречие нельзя убрать, чтобы союз не поменялся. Отлично, остались какие-то вопросы по союзам или предлогам? Сейчас я буду читать вам предложения. Если употребляется предлог, вы хлопаете в ладоши, если союз – поднимаете руку. Отложить прогулку из-за непогоды предлог Красные и желтые листья деревьев союз Мы не пошли гулять, потому что темно союз Пришла посылка от бабушки предлог Миша тоже поедет на стадион предлог Я позвонил, чтобы узнать расписание союз Поехать путешествовать на поезде предлог Молодцы, вы отлично отличаете предлоги и союзы на слух. Недавно я наткнулась на один журнал и ужаснулась. Сколько в нем было ошибок. Я выписала предложения из этого журнала. Сейчас мы будем их исправлять. Поработаем редакторами этого журнала. Кто такой редактор? — это человек, который работает с текстом. Составляет и исправляет его. Так вот вживаемся в роль редакторов. Прочитайте задания. Есть вопросы? Начинаем выполнять. 3 минуты. Потом вместе проверим. 1. По приезду в Ростов-на-Дону школьники отправились на набережную гулять. По приезде. Предлог по, в значении после чего-либо, употребляется с существительным в п.п. о ком о чем? 2. Вопреки желания больного положили в больницу. 3. Благодаря статьи в журнале мы узнали много интересного о жизни животных пустыни. Благодаря, вопреки, согласно – употребляются с существительным в д.п. кому чему? Вопреки желанию. Благодаря статье. 1. Дождливая погода то же была по-своему хороша. Союз, можем заменить на и и также 2. Зато высказывание и пострадал. Не союз, предлог и указ мест, потому что задаем вопрос и указывает на высказывание, не можем заменить, не можем убрать из предложения 3. Также, как у Маши, в минуту радости сверкали глаза. Наречие и част задаем вопрос, не можем убрать из предложения 4. Чтобы я мог сделать для людей? Мест и частица Падает лог ударение на сс Какие мы молодцы! Мы знаем больше, чем редактор этого журнала! Сейчас я раздам вам текст. Называется «Нравоучительная книжка». (читаю текст, говорим по смыслу) О чем текст? Почему книжка, форточка и тд с большой буквы? Какой литературный прием использует автор? Что было бы если бы ее послушали? У каждой вещи свое предназначение Основная мысль? Сейчас я даю вам пару минут, чтобы вы выделили в тексте союзы и предлоги. Предлоги-треугольник, союзы в овал. Раскройте скобки и вставьте пропущенную буквы. Какие предлоги выделили в первом абзаце? Простые составные? Производные, непроизводные? А союзы? Простые, составные? Сочинительные, подчинительные? И по группам по значению. Так говорим по каждому абзацу. (говорим, как и почему исправили деформации) Откроем учебник на странице 163-ей. Упражнение 399-ое. Саша, прочитай задание. Есть вопросы? Кто прочитает текст? Пожалуйста, Витя. Начинаем выполнять. Вспомните, какие цели мы ставили перед собой на первом уроке? Достигли ли мы их? Сейчас я раздаю вам тест, на выполнение 7-10 минут. Обязательно подпишите листок. Закройте учебники. Я раздам вам пустые листочки, подписывать их не нужно. Я буду называть слово, а вы, ребята, записывайте первые пришедшие вам в голову ассоциации (одно-два). НАПРИМЕР, КРАСИВАЯ – ОБОЯТЕЛЬНАЯ, ДЕВУШКА. Каждое слово записывайте с новой строки. Слова: KFC, БЛОГГЕР, ЛИТЕРАТУРА, РОДИНА, ПОПУЛЯРНОСТЬ, DOTA2 Сделать вариант впр. |