СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение Предлог и союз

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: обобщение и систематизация изученного. 2 часа.

Метод обучения: частично поисковый.

Цели: систематизировать информацию, полученную в ходе работы с предлогом и союзом; составить сводный опорный конспект (или схему), где будут представлены все характерные особенности предлога и союза, а также разряды предлога и союза, как по образованию, так и по структуре.

Просмотр содержимого документа
«Повторение Предлог и союз»

Класс: 7

Тема: Предлог и союз

Тип урока: обобщение и систематизация изученного. 2 часа.

Метод обучения: частично поисковый.

Цели: систематизировать информацию, полученную в ходе работы с предлогом и союзом; составить сводный опорный конспект (или схему), где будут представлены все характерные особенности предлога и союза, а также разряды предлога и союза, как по образованию, так и по структуре.

Этапы

Ход урока

Организационный момент.


Закрепление.




















ОТМЕТКА ЗА КЛАСТЕР


































































































































































































Это резервное упражнение.
















Эксперимент для курсовой одногруппницы.

Если есть время.




дз

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте наличие ручек, карандашей и тетрадей на своих партах. Настраиваемся на урок.


Сегодня нам с вами предстоит систематизировать все наши знания о предлоге и союзе. Как вы думаете, что значит «систематизировать»? Привести все разрозненные элементы в единую систему.

Верно. Сегодня мы с вами обобщим и упорядочим все полученные знания. Какие цели мы поставим на эти два урока?

(слушаю ответы)


Отлично! Сейчас объясняю принцип работы, внимательно слушайте задания. Первый ряд готовит полный ответ о предлоге как части речи. второй ряд – союз как часть речи. третий ряд – как отличить союз от омонимичных частей речи (мест, нареч). И вместе с вами мы сделаем вывод, в чем сходство и различие предлогов и союзов.

Даю вам 2 минуты на подготовку.


В это время один человек у доски представит все, что мы знаем о предлоге в виде кластера, схемы. Второй – о союзе. С примерами.


Три ученика получат карточки, за них пойдет отметка в журнал.

(раздаю карточки) на выполнение 5-7 минут. Сделали-сдавайте.


Кластеры на доске начерчены. Ученики с карточками почти заканчивают их выполнение.

Начинаем обсуждение. Первый ряд.


-Предлог – служебная часть речи, выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях.


-Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.


-Простые состоят из одного слова, а составные из двух, реже из трех.


-Производные образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков. Непроизводные – не образованы от самостоятельных частей речи.


Посмотрим на доску, какую схему составили по предлогу.

Обратите внимание на слайд. Какие предлоги мы вставим на месте пропусков и почему?


  • идти … школу    – прийти … школы в из

  • пойти … концерт - прийти … концерта на с

  • пошел … цирк - вернулся …цирка в из


-потому что у предлогов есть пара - в=из, на=с


На следующем слайде пропущены буквы. Какие мы вставим? Почему?


по приезде

по прилете

по окончании

по прибытии

по завершении


-потому что предлог по, в значении «после чего-либо», употребляется с существительным в предложном падеже. О ком? О чем? О приезде. И следовательно, по приезде.


Отлично, запишем предложение, которое сейчас на слайде и выполним морфологический разбор предлогов. Два человека у доски, все остальные в тетради.


У стрекозы были удивительные глаза — огромные, выпуклые, вроде стеклянных фонарей.


Назовите предлоги.

- у, вроде.

Выполняем разбор.


У – предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) простой, непроизводный, неизменяемое слово.


Вроде – предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) простой, производный, неизменяемое слово.


Предлог вроде производный, от какой части речи он образован?

- от существительного. В роде


Верно. Теперь второй ряд обобщит информацию о союзе.

Союз – служебная часть речи, связывает однородные члены, части сложного предложения и предложения в тексте.

Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

Простые союзы состоят из одного слова, составные из двух и более слов.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равные по смыслу части сложного предложения, в сложносочиненном предложении.

Сочинительные делятся на три группы – соединительные, противительные и разделительные.


Подчинительные союзы связывают части сложного предложения, которое называется сложноподчиненным. По значению делятся на причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные.


Молодцы! Как и с предлогом, всю информацию, которую мы сейчас обговорили, обобщим в морфологическом разборе.

Откроем учебник на странице 157-ой. Порядок разбора представлен.

Спишите предложение со слайда. Один союз мы разберем вместе, второй союз – один человек у доски. Все остальные в тетради.


Соревнования проходили на стадионе и в бассейне, потому что в них участвовали представители всех видов спорта.


Сначала подчеркнем главные и однородные члены предложения. О чем говорится в предложении? О соревнованиях – подлежащие, выраженное существительным. Что говорится о соревнованиях? Что они проходили – сказуемое, выраженное глаголом. Проходили где? На стадионе, в бассейне – обстоятельство, выраженное существительными с предлогами.

Во второй части говорится о ком? О представителях - подлежащие, выраженное существительным. Что говорится о представителях? Что они участвовали – сказуемое, выраженное глаголом.


(я выделяю на доске, ребята сами все проговаривают и записывают в тетрадях)

Какой союз встречается в первой части предложения?

-и

Что он соединяет?

-однородные обстоятельства.

Союз и сочинительный или подчинительный?

- сочинительный

Простой или составной?

-простой

Записываем разбор.

И – союз, так как: 1. соединяет однородные обстоятельства; 2. Сочинительный, простой. (я на доске, ребята в тетради.)


Теперь второй союз, который встречается в этом предложении. Катя, разбери у доски.

- потому что – союз, так как: 1. Соединяет части сложного предложения; 2. Подчинительный, составной.


Теперь третий ряд. Как отличить союз от омонимичных частей речи?

- союз не является членом предложения, а местоимение и наречие – члены предложения.

-к союзу нельзя задать вопрос, к местоимению и наречию можно.

-союз можно убрать из предложения, и смысл не поменяется, а местоимение и наречие нельзя убрать, чтобы союз не поменялся.


Отлично, остались какие-то вопросы по союзам или предлогам?


Сейчас я буду читать вам предложения. Если употребляется предлог, вы хлопаете в ладоши, если союз – поднимаете руку.

Отложить прогулку из-за непогоды предлог

Красные и желтые листья деревьев союз

Мы не пошли гулять, потому что темно союз

Пришла посылка от бабушки предлог

Миша тоже поедет на стадион предлог

Я позвонил, чтобы узнать расписание союз

Поехать путешествовать на поезде предлог


Молодцы, вы отлично отличаете предлоги и союзы на слух.

Недавно я наткнулась на один журнал и ужаснулась. Сколько в нем было ошибок. Я выписала предложения из этого журнала. Сейчас мы будем их исправлять. Поработаем редакторами этого журнала.

Кто такой редактор?

— это человек, который работает с текстом. Составляет и исправляет его.

Так вот вживаемся в роль редакторов. Прочитайте задания. Есть вопросы? Начинаем выполнять. 3 минуты. Потом вместе проверим.



1. По приезду в Ростов-на-Дону школьники отправились на набережную гулять.

По приезде. Предлог по, в значении после чего-либо, употребляется с существительным в п.п. о ком о чем?

2. Вопреки желания больного положили в больницу.

3. Благодаря статьи в журнале мы узнали много интересного о жизни животных пустыни.

Благодаря, вопреки, согласно – употребляются с существительным в д.п. кому чему? Вопреки желанию. Благодаря статье.



1. Дождливая погода то же была по-своему хороша.

Союз, можем заменить на и и также


2. Зато высказывание и пострадал.

Не союз, предлог и указ мест, потому что задаем вопрос и указывает на высказывание, не можем заменить, не можем убрать из предложения


3. Также, как у Маши, в минуту радости сверкали глаза. Наречие и част задаем вопрос, не можем убрать из предложения


4. Чтобы я мог сделать для людей? Мест и частица

Падает лог ударение на сс



Какие мы молодцы! Мы знаем больше, чем редактор этого журнала!


Сейчас я раздам вам текст. Называется «Нравоучительная книжка».

(читаю текст, говорим по смыслу)




О чем текст?

Почему книжка, форточка и тд с большой буквы?

Какой литературный прием использует автор?

Что было бы если бы ее послушали?

У каждой вещи свое предназначение

Основная мысль?

Сейчас я даю вам пару минут, чтобы вы выделили в тексте союзы и предлоги. Предлоги-треугольник, союзы в овал.

Раскройте скобки и вставьте пропущенную буквы.


Какие предлоги выделили в первом абзаце? Простые составные? Производные, непроизводные?

А союзы? Простые, составные? Сочинительные, подчинительные? И по группам по значению.

Так говорим по каждому абзацу.

(говорим, как и почему исправили деформации)


Откроем учебник на странице 163-ей. Упражнение 399-ое.

Саша, прочитай задание. Есть вопросы?

Кто прочитает текст?

Пожалуйста, Витя.

Начинаем выполнять.



Вспомните, какие цели мы ставили перед собой на первом уроке? Достигли ли мы их?


Сейчас я раздаю вам тест, на выполнение 7-10 минут. Обязательно подпишите листок. Закройте учебники.


Я раздам вам пустые листочки, подписывать их не нужно. Я буду называть слово, а вы, ребята, записывайте первые пришедшие вам в голову ассоциации (одно-два). НАПРИМЕР, КРАСИВАЯ – ОБОЯТЕЛЬНАЯ, ДЕВУШКА. Каждое слово записывайте с новой строки.

Слова: KFC, БЛОГГЕР, ЛИТЕРАТУРА, РОДИНА, ПОПУЛЯРНОСТЬ, DOTA2




Сделать вариант впр.















Нравоучительная книжка

Маленькому мальчику купили в магазине Книжку. Называлась она: «Нужно быть послушным». Очевидно, считали, что для маленького мальчика будет полезна Книжка вроде этой.

Когда люди ушли по своим делам, в комнате никого не осталось, и Книжка решила осмотреться на новом месте. Осторожно, чтобы не ушибиться, она спрыгнула с этажерки и отправилась по комнате.

Первым ей встретился отрывной Календарь. В нем уже почти не осталось листков, потому что дело было в декабре. Но он не смущался этого и даже был весел.

- Негодные дети! - возмутилась Книжка. - Разве можно книги рвать?!

Календарь только усмехнулся, но Книжка его не поняла, так как в ней ничего не говорилось о календарях. Поэтому она, проворчав себе под нос что-то нравоучительное, отправилась дальше.

На письменном столе она увидела Пресс-папье.

- Грязнуля, - сказала Книжка. - Посмотри, ты весь в чернилах!

Затем она долго отчитывала Форточку за то, что та выглядывает на улицу.

- Можно простудиться!

В течение дня еще успела объяснить Маятнику, что не следует все время бегать взад-вперед. Графину - что нельзя баловаться с водой, и так далее.

Хорошо, что на ее слова никто не обращал внимания. А если бы ее послушали?