СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение раздела «Фразеология».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала, коррекции знаний.

Цель урока: закрепление  понятия о фрaзеолoгизмах, их роли в обогащении языка.

 Задачи:

Образовательные:

  • закрепить изученное по теме «Фразеология»;
  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
  • уметь различать лексические средства русского языка по сфере употребления.

Воспитательные:

  • воспитание, внимательного отношения к слову, уважительное отношение друг к другу;
  • умение корректно исправлять чужие ошибки.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Повторение раздела «Фразеология».»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе


Тема: Повторение раздела «Фразеология».

Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала, коррекции знаний.

Цель урока: закрепление понятия о фрaзеолoгизмах, их роли в обогащении языка.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить изученное по теме «Фразеология»;

  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

  • уметь различать лексические средства русского языка по сфере употребления.

Воспитательные:

  • воспитание, внимательного отношения к слову, уважительное отношение друг к другу;

  • умение корректно исправлять чужие ошибки.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:  знать понятия «фразеологизмы», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»; уметь определять значение фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать свои примеры на изученные правила.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Методы и формы обучения:

Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Используемые технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

I.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Слово учителя.

Мы закончили изучать раздел «Фразеология» Давайте посмотрим, насколько хорошо мы его усвоили.

Работаем в паре.

Диалог с учителем.

Личностные: выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные: учиться работать по предложенному плану

Коммуникативные: умение отвечать за себя и других участников

II.Целеполагание

На доске мы видим карточки с информацией. Каждая пара должна выбрать карточку и определить тему информации, сформулировать её.

- Сегодня мы продолжим знакомство с фразеологическими оборотами . Ответим на вопросы:

1) Вспомним, что является предметом изучения раздела «Фразеология»? (Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов.)

2) Каковы отличительные признаки фразеологизмов? (Неизменная структура; единое лексическое значение; единая синтаксическая роль в предложении; переносное, образное значение.)

3) Что общего имеют фразеологизмы со словами? (Как и слово, фразеологизмы бывают однозначными и многозначными; могут иметь синонимы, антонимы, омонимы; являются членами предложения). Дайте его определение. (Фразеологизмы – устойчивые по своему составу, структуре сочетания слов с образным, переносным смыслом; лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом; в предложении является одним членом.)

4) В каких стилях речи используются фразеологизмы. (Фразеологизмы используются во всех стилях речи).

5) В каком словаре собраны все фразеологизмы? («Школьный фразеологический словарь русского языка»).

- Сформулируйте урока. Что именно мы будем повторять на уроке? («Фразеологизмы»)

Излагают свою точку зрения, обосновывают свою точку зрения.

Осуществляют целеполагание на основе предложенной информации.




















Работа в паре, самостоятельно опрашивают друг друга без помощи учителя, оценивают свои знания на этом этапе урока.

Личностные: готовность к учебной деятельности.

Регулятивные: определение темы урока, постановка целей изучения темы, планирование учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: чтение с целью извлечения нужной информации; выводы.


III. Актуализация опорных знаний.













IV.Физкультминутка

Устный опрос.

- Как возникают фразеологизмы. Назовите источники возникновения фразеологизмов? (собственно русские фразеологизмы связаны с историей с обычаями наших предков: как с гуся вода. Многие возникли из пословиц: собаку съел, медвежья услуга, как белка в колесе. Много фразеологизмов пришло к нам из библии: манна небесная, Фома неверующий и т.д.)






3.Сохранение интереса к теме урока при непосредственной работе с новой информацией.

- Выполняем команды, которые сфрмулированы только с помощью фразеологизмов.

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

- Бьем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь - руки в брюки.

-- Держим нос по ветру

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше занятие.

Личностные:

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать, понимание речи других, формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.

Познавательные:

формулирование определений языковых понятий.


V. Повторение и обобщение пройденного материала.

- Ребята, посмотрите на картинки, какой фразеологизм подходит под эту картинку, объясните значение этого фразеологизма:

  1. как кошка с собакой – в постоянной ссоре;

  2. спустя рукава – небрежно, кое-как;

  3. как курица лапой – небрежный почерк;

  4. море по колено – ничего не страшно;

  5. как с гуся вода – все нипочем, безразлично;

  6. волчий аппетит – очень сильный аппетит;

  7. носом к носу – близко столкнуться;

  8. сесть в калошу – попасть впросак, опозориться;

  9. водить за нос – обманывать.

Работа со слайдом с заданным материалом, комментирование ответов, отработка навыков составления фразеологизмов.




Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. 

2.

Фразеологизмы

Синонимы

Кот наплакал

мало

Сидеть сложа руки

бездельничать

Рукой падать

близко

Повесить голову

грустить

Зарубить на носу

запомнить

Кожа да кости

худой


Работа с таблицей 


3.Добавьте «нужное» слово во фразеологизм (устно все, один на доске дописывает слова, объясняет):

Глеб у доски повесил …

Краснеет до корней …

Он в этот час, как говорится, готов сквозь …

О чем же думал он вчера, когда баклуши … с утра?

Выполняют работу с последующей самопроверкой

4.Героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение.

На ухо наступил …;

покупать … в мешке;

смотрит как … на новые ворота;

биться как … об лед.

Отвечают на проблемный вопрос.


5. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос. Как говорят …

о кротком, безобидном человеке;

о чувстве большой неловкости, стыда;

о человеке, который пришел не вовремя, некстати;

о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении.

(Рядом в столбике записаны выражения: готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, мухи не обидит, в подметки не годится. Учащиеся должны выбрать подходящие по смыслу фразеологизмы).

6. - Многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова. Я просила дома вас поработать и поделиться своей находкой.

Самостоятельный поиск решения вопроса.


Выступление учащихся.

(Например, фразеологизмы: остаться у разбитого корыта, спору нет, глаз не сводит, белены объелась - стали известны благодаря таланту А.С. Пушкина. Фразеологизмы: а воз и ныне там, Бог послал кусочек сыру, так поди же попляши, а ларчик просто открывался –

И.А. Крылову.)


VI.Рефлексия. Итог урока.














Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Фразеологизмы”? - Чему научились?

- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?

- Что особенно сегодня понравилось?

Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

Оцените результаты своей работы на уроке.






Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.


Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные:   оценка процесса и результатов деятельности. 
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные:  оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Умение осуществлять самоконтроль.

VII. Домашнее задание

Сочинить сказку о фразеологизмах.