Урок
Повторение. Тире в неполном предложении.
Авторское тире
Цель:
дать понятие о неполном предложении, сфере его употребления, рассмотреть правила постановки тире в неполных предложениях, условия наличия авторского тире;
развивать аналитические умения;
воспитывать любовь к предмету, эстетические чувства.
Актуализация изученного.
Наблюдения на основе языкового материала.
Запишите данные предложения. Определите, какие из них являются неполными.
В понедельник иду в театр. В среду – на концерт.
Кошка-проказница шмыг в беседку. Собака – за ней.
В комнате было казённо, неуютно. Посередине – школьная парта (есть пауза). У стены чёрная доска (нет паузы).
Изучение нового материала.
Слово учителя.
Записи в тетради для конспектов.
Неполное – это П, в котором опущен какой-либо член П, необходимый для понимания его смысла. Он легко восстанавливается из контекста или из ситуации речи: Утром иду на стадион. Вечером – на концерт (иду).
НП часто употребляются в диалогах (во избежание повторов).
Тире в неполном П
Одна тропка пошла влево, другая – прямо в лес.
Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
Не ставится, если нет особого акцента и паузы:
Отец с сыном на заводе, мать в поле, сестра за уроками.
Задание: прочитайте стихотворения вслух, дайте ответы на вопросы.
Почему автор употребляет тире, постановка которых противоречит нормам пунктуации русского языка?
Можно ли это считать приёмом создания выразительности текста, его ритмичности?
Записи в тетради для конспектов.
Авторское тире
ставится с целью смыслового и интонационного выделения,
выражения неожиданности, противопоставления,
создания художественного образа, ритмики:
Время – сникло. Завтра – заморозок.
Закрепление изученного.
Обоснуйте необходимость постановки (или причину отсутствия) тире.
От учёного набирайся ума, от мастера – сноровки.
Гулкий выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий.
Был человек. И – нету.
РЕЗЕРВ
Тренировочные упражнения по теме «Тире в простом неосложнённом предложении».
Задание: запишите предложения (можно устно), расставьте пропущенные тире, в скобках укажите пунктограммы.
Стать художником – мечта моего сына (тире между ___ и ___).
Мир освещается солнцем, а человек – знанием (тире в неполн. П).
Помнить – значит предвидеть (тире между ___ и ___).
Лучше хорошо знать одно ремесло, чем сто – плохо (тире в неполн. П).
Но мгновенье было – трепет, взоры были – страх (авторск. тире).
Предстоял переезд, а главное – ремонт (тире в неполн. П).
Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки (тире в неполн. П).
После ливня – ни грозы, ни ветерка (авторск. тире).
Что ни изба – с подпоркой, что ни бабушка – с клюкой (тире в неполн. П).
Это – общежитие для студентов (тире между ___ и ___).
Это общежитие – для студентов (тире в неполн. П).
Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня, леса, болота, мох (тире в неполн. П).
В зале говорили свидетели – торопливо, обесцвеченными голосами, судьи – неохотно и безучастно (авторское тире).
На тонкой шее восковые бусы (тире в неполн. П, нет паузы).
В углу старый кожаный диван (тире в неполн. П, нет паузы).
Подведение итогов.
Что изучали на уроке?
Какие пунктограммы, связанные с постановкой тире в простом неосложнённом предложении, вы усвоили?
Домашнее задание: обоснуйте необходимость постановки или отсутствие тире (где это возможно, графически); в скобках укажите пунктограммы.
Его цель – сделаться героем романа.
Минимальное количество курсов по выбору – три.
Видно, и у больших лиц сердце не камень.
Красна изба углами, а обед – пирогами.
Во дворе – две скамейки, детская площадка.
Вода в заливе как будто чёрная тушь.
Весёлая песня что крылатая птица.
А она не слышит –
Слышит – не глядит,
Тихая – не дышит,
Белая – молчит.