СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение. Тире в неполном предложении. Авторское тире

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учеников 8 класса. В ходе урока ученики узнают о неполном предложении и сфере его употребления

Просмотр содержимого документа
«Повторение. Тире в неполном предложении. Авторское тире»

Урок

Повторение. Тире в неполном предложении.

Авторское тире

Цель:

  • дать понятие о неполном предложении, сфере его употребления, рассмотреть правила постановки тире в неполных предложениях, условия наличия авторского тире;

  • развивать аналитические умения;

  • воспитывать любовь к предмету, эстетические чувства.


  1. Актуализация изученного.

  1. Наблюдения на основе языкового материала.


  • Запишите данные предложения. Определите, какие из них являются неполными.



  1. В понедельник иду в театр. В среду – на концерт.

  2. Кошка-проказница шмыг в беседку. Собака – за ней.

  3. В комнате было казённо, неуютно. Посередине – школьная парта (есть пауза). У стены чёрная доска (нет паузы).


  • Дайте определение неполного предложения. Объясните условия постановки тире.



  1. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.


Записи в тетради для конспектов.


Неполное – это П, в котором опущен какой-либо член П, необходимый для понимания его смысла. Он легко восстанавливается из контекста или из ситуации речи: Утром иду на стадион. Вечером – на концерт (иду).

НП часто употребляются в диалогах (во избежание повторов).


Тире в неполном П

  • Ставится на месте пропуска члена П (часто сказуемого):

Одна тропка пошла влево, другая – прямо в лес.

Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.


  • Не ставится, если нет особого акцента и паузы:

Отец с сыном на заводе, мать в поле, сестра за уроками.



  1. Задание: прочитайте стихотворения вслух, дайте ответы на вопросы.

  • Почему автор употребляет тире, постановка которых противоречит нормам пунктуации русского языка?

  • Можно ли это считать приёмом создания выразительности текста, его ритмичности?


Записи в тетради для конспектов.

Авторское тире

  • ставится с целью смыслового и интонационного выделения,

  • выражения неожиданности, противопоставления,

  • создания художественного образа, ритмики:


Время – сникло. Завтра – заморозок.


  1. Закрепление изученного.

  1. Обоснуйте необходимость постановки (или причину отсутствия) тире.


  1. От учёного набирайся ума, от мастера – сноровки.

  2. Гулкий выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий.

  3. Был человек. И – нету.


РЕЗЕРВ


  1. Тренировочные упражнения по теме «Тире в простом неосложнённом предложении».

  1. Задание: запишите предложения (можно устно), расставьте пропущенные тире, в скобках укажите пунктограммы.


  1. Стать художником – мечта моего сына (тире между ___ и ___).

  2. Мир освещается солнцем, а человек – знанием (тире в неполн. П).

  3. Помнить – значит предвидеть (тире между ___ и ___).

  4. Лучше хорошо знать одно ремесло, чем сто – плохо (тире в неполн. П).

  5. Но мгновенье было – трепет, взоры были – страх (авторск. тире).

  6. Предстоял переезд, а главное – ремонт (тире в неполн. П).

  7. Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки (тире в неполн. П).

  8. После ливня – ни грозы, ни ветерка (авторск. тире).

  9. Что ни изба – с подпоркой, что ни бабушка – с клюкой (тире в неполн. П).

  10. Это – общежитие для студентов (тире между ___ и ___).

  11. Это общежитие – для студентов (тире в неполн. П).

  12. Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня, леса, болота, мох (тире в неполн. П).

  13. В зале говорили свидетели – торопливо, обесцвеченными голосами, судьи – неохотно и безучастно (авторское тире).

  14. На тонкой шее восковые бусы (тире в неполн. П, нет паузы).

  15. В углу старый кожаный диван (тире в неполн. П, нет паузы).


  1. Подведение итогов.

  • Что изучали на уроке?

  • Какие пунктограммы, связанные с постановкой тире в простом неосложнённом предложении, вы усвоили?



  1. Домашнее задание: обоснуйте необходимость постановки или отсутствие тире (где это возможно, графически); в скобках укажите пунктограммы.


Его цель – сделаться героем романа.

Минимальное количество курсов по выбору – три.

Видно, и у больших лиц сердце не камень.

Красна изба углами, а обед – пирогами.

Во дворе – две скамейки, детская площадка.

Вода в заливе как будто чёрная тушь.

Весёлая песня что крылатая птица.

А она не слышит –

Слышит – не глядит,

Тихая – не дышит,

Белая – молчит.