Тема: Повторение. Твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные
Цель: углубить знания учащихся о твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; добиться усвоения особенностей произношения звонких и глухих согласных; формировать орфоэпические навыки; развивать логическое мышление, фонематический слух, память, культуру устной и письменной речи.
Ход занятия
- В чем заключается различие между звуком и буквой?
- Как образуются звуки человеческой речи?
- Из чего состоит речевой аппарат человека?
- На какие звуки делятся?
- Как образуется голос?
- Вследствие чего возникает шум?
- Какую роль в создании слогов слова гласные и согласные звуки?
- Может ли состав образовываться только с гласного звука? (Подтвердить примерами)
- Может ли состав образовываться только с согласного звука?
- Сегодня мы будем повторять ттвёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные
- Давайте вспомним какие звуки согласные? (дети перечисляют по алфавиту).
- Какими способами мы можем определить твердые мягкие согласные? (дети рассказывают о знакомых способах деления согласных звуков)
- Выполним звуко - буквенный анализ слов:
Морковь
Месяц
Картина
Мальчик
- Я вам прочту предложения, которые вы продолжите предложенными словами ( пыль, пил)
Я сотру со шкафа ПЫЛЬ
Я кисель сегодня ПИЛ
- Сравните последние согласные звуки в словах, дайте им характеристику
( в слове пыль…л-мягкий согласный звук
В слове пил…..л-твёрдый согласный звук)
- Сделайте звуковой анализ слов ( сколько букв, сколько звуков?)
- Почему больше букв?
- Послушайте сказку:
Собрались однажды все буквы вместе, и мягкий знак расхвастался: «Я самая волшебная буква! Только я могу превращать одно слово в другое! Было слово ел, а я сделаю ель, было слово банка, а я захочу — и получится банька!» А некоторые буквы рассмеялись и сказали: «Если мы захотим, то лук превратится в люк, мышка в мишку, а рад в ряд». Замолчал мягкий знак, задумался.
- Какие буквы, по-вашему, могли поспорить с мягким знаком (ответы детей)
- Какие буквы тоже обозначают на письме мягкость согласных звуков? (ответы детей)
Физкультминутка
Медвежата в чаще жили…
Игра «Поймаем мягкий согласный звук»
- Хлопайте в ладоши, если услышите в слове мягкий согласный звук в!
Выл, вил ,вал, вял, вёл, вол, валить, вялить, высок, висок, воз, вёз, вазы, вязы, выть, вить.
Подведение итогов
Беседа.
- Какова роль в звуков гласных, и какая - согласных?
- Кто знает, сколько звуков в русском языке?
- Из них гласных?
- Согласных?
- Приведите примеры пар звонких и глухих согласных.