СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».»

Тема : « Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

Цели:

1. повторить ранее изученное по теме « Сложное предложение» ;

2. закрепить навыки постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;

3. воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока.

Повторение ранее изученного материала.

Фронтальный опрос:

‑ Какие предложения называются сложными?

- Какие виды сложных предложений известны?

- Чем отличаются друг от друга ССП, CПП и БСП?

- Какие средства связи используются в сложном предложении?


II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

1.Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Укажите, чем осложнены простые предложения в составе ССП.

  1. Л…зурь н..бесная см..ется ночной омытая гр..зой и между гор р..систо вьется д..лина светлой полосой. ( Ф. Тютчев)2. По п..лям изв..ваясь бл..стящей струей льется речка студеной волною и б..седка одетая срчной листвой накл..нясь над л..зурной ее глубиной отр..жается гладью речною.(С. Надсон).3. Старый сад всю ночь гудел угрюмо дождь шумел и словно капли слез падал он в х..лодный снег на землю с голых сучьев стонущих берез. ( И. Бунин ).4. Бл..снет весна иного года и может быть в желанный час Тавриды пышная пр..рода в св..и объятья примет нас. (В. Бенедиктов).

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Определите вид сочинительных союзов.

  1. Она смеялась от всей души и смех пр..давал сверкающую силу ее осл..пительной красоте. ( Н. Гоголь).2. Ра…стались мы но твой портрет я на груди моей храню.( М, Лермонтов).3. Остап редко пре..водительствовал другими в дерзких предприятиях зато он всегда был одним из первых пр..ходивших под знамена пре..приимчивого бурсака. (Н, Гоголь), 4. В это время в девичьей не только был известен пи..езд минмистра но и внешний вид их обоих был подробно ..писан.( Л, Толстой).


Синтаксический разбор предложения.

Трава мне по пояс, а на ней , сложив домиком крылья, греются под солнцем серые мотыльки.

Лес не шумел и только голоса лесных птиц будили тишину утра.

Задание: Осложните предложение, включив обособленное определение в первую или вторую часть.

Объяснительный диктант.

Я вошел с Афанасием Ивановичем в комнаты . Казалось, все было в них по- прежнему, но я заметил во всем какой-то беспорядок, какое-то ощутительное отсутствие чего-то… Я старался чем- нибудь занять хозяина и рассказывал ему разные новости. Он слушал с тою же улыбкою, но по временам взгляд его был совершенно бесчувствен, и мысли в нем не бродили, но исчезали… Он сидел бесчувственно, бесчувственно держал ложку, и слезы , как ручей , как немолчно текущий фонтан, лились, лились ливмя на застилавшую его салфетку.

( Н. Гоголь )


Проверочный тест.

1.Отметьте предложения, в которых ставится запятая.


А) Кто это такие и что им надо?

Б) В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря.

В) В лесу еще лежит снег и деревья стоят в белом уборе.

Г) Пропустить врага и дать огонь по команде!

Д) Я не мог видеть ее глаз она не поднимала ресниц.


  1. Отметьте предложения , в которых не ставится запятая.


А) Много веков сушили эту землю ветры- суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.

Б) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.

В) Старик сыграл « Зимнюю дорогу» Шуберта и собрался затем уходить на покой.

Г) В Москве Левитан всю зиму писал декорации для оперного театра и эта работа не прошла для него бесследно.

Д) По берегам растет камыш и в нем сидят рыбаки.



III.Подведение итогов урока.

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Какое предложение называется ССП ?

- Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?

- В каком случае между простыми предложениями в составе сложного ставится точка с

запятой?

- Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?


Домашнее задание:1. Выучить правило. 2. Выполнить морфологический и синтаксический разбор трех предложений.