СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Систематизировать и углубить знания о частях речи и их грамматических признаках; обобщить знания об изученных членах предложения.

  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание, интерес, уважение к родному языку.

Формы и методы работы на уроке, используемые технологии:

  • работа в паре

  • работа в группе

Урок построен на основе технологии  деятельностного  подхода с привлечением информационно-коммуникативных технологий (презентация).

Просмотр содержимого документа
««Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь»»


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Аннотация к уроку русского языка

Тема и № урока в данной теме: урок проводится согласно тематическому планированию в разделе «Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь» №160

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Систематизировать и углубить знания о частях речи и их грамматических признаках; обобщить знания об изученных членах предложения.

  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание, интерес, уважение к родному языку.

Формы и методы работы на уроке, используемые технологии:

  • работа в паре

  • работа в группе

Урок построен на основе технологии деятельностного подхода с привлечением информационно-коммуникативных технологий (презентация).

Оборудование:

  • учебник (Русский язык.3 класс.М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко);

  • презентация урока;

  • раздаточный материал (для работы в паре);

Ожидаемый результат:

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника;

  • учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • самоанализ и самоконтроль результата;

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия(анализ, сравнение);

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения объяснять свой выбор. Отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

  • формировать умение работать в мини-группах(организация сотрудничества со сверстниками);

Регулятивные УУД:

  • контроль и оценка собственных действий.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

-Пусть урок принесёт нам всем радость общения.

-Нас сегодня ждут новые открытия.


2. Актуализация знаний.

-Послушайте стихотворение «Слова».

Разные слова живут на белом свете,

Всякие слова гуляют по планете:

Ясные и смелые,

Добрые и злые…

Лишь бы говорили,

Лишь бы не немые.

Словом можно вылечить,

А можно и обидеть,

Словом можно выручить,

Можно ненавидеть.

Есть слова любимые,

Нежные, приятные,

Есть слова счастливые,

Всем всегда понятные -

Добро и радость, мир и счастье

Помогут нам в любых несчастьях.

Улыбки, детство, мама, дом

Для нас растопят лёд кругом,

В сердце проникают,

В нём живут и зреют,

Наше настроение выразить умеют.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Правильно. Сегодня мы будем говорить о тайнах, загадках научных секретах слов.

-Прочитайте тему урока на доске и ответьте на вопрос.

-А что мы уже знаем о словах?














О словах.

Знаем:

Как могут изменяться слова.

Строение слова.

Умеем находить и подбирать однокоренные слова.

Как определить часть речи у слова.

Умеем находить орфограммы в слове.

3.Целеполагание

-Постарайтесь теперь сформулировать учебные задачи.

-Выберите номера ответов из предложенных. Слайд №2

-Почему не взяли №2 и №4.

-Среди задач, которые вы выбрали, как вы думаете, какая будет ведущей, от которой зависит всё то, что мы будем говорить о словах?

-Действительно мы должны обобщить свои знания о лексическом и грамматическом значении слова.



№1, №3, №5










Задача №1

4.Обобщение о лексическом и грамматическом значении слова.

Я задумала такие слова.
Слайд №3

-Что вам о них известно?

- Какая часть слова вам известна?

-А что можно сказать о словах по окончанию?

-Значит, у окончания есть своё значение.

-Как оно называется?

-Итак, грамматическое значение слова заключается в его окончании.

-Если задуманные слова - глаголы, что можно сказать о словах?











Часть речи, число, род, падеж, время.



Грамматическое значение основы.




Прошедшее время глагола, род, число.

5.Работа в группах.

-Подберите и запишите к каждой схеме по одному слову. Не забывайте выделять окончания.


6.Оценка своей деятельности.

-Проверка групп по четырёхбалльной шкале (т.к. 4 слова).

7.Работа в группах.

-Теперь наши слова имена существительные.

-Что о каждом можно сказать? Слайд №4

-Подберите и запишите к каждой схеме по одному слову.

-Зачитайте слова.

-А какое значение появилось в ваших словах? Почему? Как называется такое значение?


-Перед вами следующая группа слов. Слайд №5

-Что это за слова? Назовите их грамматические признаки.

-К каждой схеме запишите по словосочетанию.


-По окончанию мы смогли определить часть речи, число, род, падеж. Значит, окончание имеет свое значение. Как оно называется?

-Вы записали слова. Какое значение у них появилось?

-Что нам помогает узнать значение незнакомых слов?

-Как вы понимаете Толковый словарь?

-«Толковать – объяснять, давать (чему) толк, смысл, значение».

-В толковом словаре не просто собраны слова, но и объяснены, в нём раскрыты смысл и значение каждого слова.

-В «Толковом словаре Живого великорусского языка» около двухсот тысяч (200000) слов. Все эти слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек Владимир Иванович Даль.

Род, число, падеж.




1. им. сущ. ж.р, ед.ч.

2. им. сущ.ср.р. ед.ч.

3. им. сущ. м.р. ед.ч.

4. им. сущ. мн.ч.


Лексическое значение основы.

Появился смысл, основа, корень.



1. им. прил. ед.ч. ж.р. им.п;

2. им. прил., ед.ч. ср.р. им.п;

3. им. прил. ед.ч. м.р. им.п.;

4.им. прил. мн.ч. им.п.



Грамматическое.




Лексическое значение основы.


Словарь.

8.Оценка своей деятельности.

-Проверка групп по четырёхбалльной шкале (т.к. 4 слова).

9.Динамическая пауза


Снять усталость и напряжение.

10.Самостоятельная работа. Применение полученных знаний и умений. Работа по учебнику.

-Прочитайте и выполните задание на стр.94 упр. №552

-Что вы вспомнили, чтобы написать эти слова?


-Слова каких частей речи оканчиваются на ЧЬ?




-Прочитайте слова, записанные на доске. Что заметили?

испечь кирпичь

-Зачитайте свои слова.

-Эти знания помогут вам при выполнении упр. №553

-Прочитайте слова, записанные только в красной рамке.

-Определите, какая учебная задача стоит перед вами.

-Прочитайте, как будете записывать слова.

-Кто догадался, на какие группы можно разделить слова?




К каким частям речи могут относиться слова.

Глаголы в неопределённой форме после Ч и имена сущ.ж. р. После шипящих, т.е. после буквы ч.

Ошибка в слове кирпич.






Решить орфографические задачи.

Неопр. форма; им. сущ. ж.р.; им. сущ. м. р.

11.Оценка своей деятельности.

-Начертите на полях в тетрадях шкалу.

-По каким критериям будете оценивать себя?

Какие слова попали в два столбика? Почему? Слайд №6

-Кто-нибудь знает, а как эти слова называются научным словом?

-Такие слова называются омонимы.

-Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слов.

-Отчего зависело правописание этих слов?



Правильность.



Печь, течь.

Слова имеют разное лексическое значение.

12.Итог урока.

-Вернёмся к нашей основной задаче урока. Слайд №2

Чтобы грамотно писать слова нужно знать…

Слайд №7











Лексическое и грамматическое значение слова.

13.Рефлексия.

-Вам предстоит оценить свою работу в течение всего урока. Слайд №8

1.Легко справлялся с заданиями (зелёный листик).

2.Справлялся, но не со всеми (красный листик).

3.Было трудно, но обязательно научусь ( жёлтый листик).



14.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

-Стр.95 упр. №554

-Спасибо за урок.




3