Урок построен на основе технологии деятельностного подхода с привлечением информационно-коммуникативных технологий (презентация).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | -Пусть урок принесёт нам всем радость общения. -Нас сегодня ждут новые открытия. | |
2. Актуализация знаний. | -Послушайте стихотворение «Слова». Разные слова живут на белом свете, Всякие слова гуляют по планете: Ясные и смелые, Добрые и злые… Лишь бы говорили, Лишь бы не немые. Словом можно вылечить, А можно и обидеть, Словом можно выручить, Можно ненавидеть. Есть слова любимые, Нежные, приятные, Есть слова счастливые, Всем всегда понятные - Добро и радость, мир и счастье Помогут нам в любых несчастьях. Улыбки, детство, мама, дом Для нас растопят лёд кругом, В сердце проникают, В нём живут и зреют, Наше настроение выразить умеют. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -Правильно. Сегодня мы будем говорить о тайнах, загадках научных секретах слов. -Прочитайте тему урока на доске и ответьте на вопрос. -А что мы уже знаем о словах? | О словах. Знаем: Как могут изменяться слова. Строение слова. Умеем находить и подбирать однокоренные слова. Как определить часть речи у слова. Умеем находить орфограммы в слове. |
3.Целеполагание | -Постарайтесь теперь сформулировать учебные задачи. -Выберите номера ответов из предложенных. Слайд №2 -Почему не взяли №2 и №4. -Среди задач, которые вы выбрали, как вы думаете, какая будет ведущей, от которой зависит всё то, что мы будем говорить о словах? -Действительно мы должны обобщить свои знания о лексическом и грамматическом значении слова. | №1, №3, №5 Задача №1 |
4.Обобщение о лексическом и грамматическом значении слова. | Я задумала такие слова. Слайд №3  -Что вам о них известно? - Какая часть слова вам известна? -А что можно сказать о словах по окончанию? -Значит, у окончания есть своё значение. -Как оно называется? -Итак, грамматическое значение слова заключается в его окончании. -Если задуманные слова - глаголы, что можно сказать о словах? | Часть речи, число, род, падеж, время. Грамматическое значение основы. Прошедшее время глагола, род, число. |
5.Работа в группах. | -Подберите и запишите к каждой схеме по одному слову. Не забывайте выделять окончания. | |
6.Оценка своей деятельности. | -Проверка групп по четырёхбалльной шкале (т.к. 4 слова). |  |
7.Работа в группах. | -Теперь наши слова имена существительные. -Что о каждом можно сказать? Слайд №4  -Подберите и запишите к каждой схеме по одному слову. -Зачитайте слова. -А какое значение появилось в ваших словах? Почему? Как называется такое значение? -Перед вами следующая группа слов. Слайд №5  -Что это за слова? Назовите их грамматические признаки. -К каждой схеме запишите по словосочетанию. -По окончанию мы смогли определить часть речи, число, род, падеж. Значит, окончание имеет свое значение. Как оно называется? -Вы записали слова. Какое значение у них появилось? -Что нам помогает узнать значение незнакомых слов? -Как вы понимаете Толковый словарь? -«Толковать – объяснять, давать (чему) толк, смысл, значение». -В толковом словаре не просто собраны слова, но и объяснены, в нём раскрыты смысл и значение каждого слова. -В «Толковом словаре Живого великорусского языка» около двухсот тысяч (200000) слов. Все эти слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек Владимир Иванович Даль. | Род, число, падеж. 1. им. сущ. ж.р, ед.ч. 2. им. сущ.ср.р. ед.ч. 3. им. сущ. м.р. ед.ч. 4. им. сущ. мн.ч. Лексическое значение основы. Появился смысл, основа, корень. 1. им. прил. ед.ч. ж.р. им.п; 2. им. прил., ед.ч. ср.р. им.п; 3. им. прил. ед.ч. м.р. им.п.; 4.им. прил. мн.ч. им.п. Грамматическое. Лексическое значение основы. Словарь. |
8.Оценка своей деятельности. | -Проверка групп по четырёхбалльной шкале (т.к. 4 слова). |  |
9.Динамическая пауза | | Снять усталость и напряжение. |
10.Самостоятельная работа. Применение полученных знаний и умений. Работа по учебнику. | -Прочитайте и выполните задание на стр.94 упр. №552 -Что вы вспомнили, чтобы написать эти слова? -Слова каких частей речи оканчиваются на ЧЬ? -Прочитайте слова, записанные на доске. Что заметили? испечь кирпичь -Зачитайте свои слова. -Эти знания помогут вам при выполнении упр. №553 -Прочитайте слова, записанные только в красной рамке. -Определите, какая учебная задача стоит перед вами. -Прочитайте, как будете записывать слова. -Кто догадался, на какие группы можно разделить слова? | К каким частям речи могут относиться слова. Глаголы в неопределённой форме после Ч и имена сущ.ж. р. После шипящих, т.е. после буквы ч. Ошибка в слове кирпич. Решить орфографические задачи. Неопр. форма; им. сущ. ж.р.; им. сущ. м. р. |
11.Оценка своей деятельности. | -Начертите на полях в тетрадях шкалу. -По каким критериям будете оценивать себя? Какие слова попали в два столбика? Почему? Слайд №6  -Кто-нибудь знает, а как эти слова называются научным словом? -Такие слова называются омонимы. -Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слов. -Отчего зависело правописание этих слов? | Правильность. Печь, течь. Слова имеют разное лексическое значение. |
12.Итог урока. | -Вернёмся к нашей основной задаче урока. Слайд №2  Чтобы грамотно писать слова нужно знать… Слайд №7  | Лексическое и грамматическое значение слова. |
13.Рефлексия. | -Вам предстоит оценить свою работу в течение всего урока. Слайд №8 1.Легко справлялся с заданиями (зелёный листик). 2.Справлялся, но не со всеми (красный листик). 3.Было трудно, но обязательно научусь ( жёлтый листик).  | |
14.Инструктаж по выполнению домашнего задания. | -Стр.95 упр. №554 -Спасибо за урок. | |