СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение лексики.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторить и обобщить основные понятия лексики: лексическое значение слова, паронимы, синонимы, антонимы, , совершенствовать умения определять особенности этих видов, различать их значения в контексте, умения употреблять в речи.

Просмотр содержимого документа
«Повторение лексики.»

Технологическая карта урока.

1.Тема урока: Повторение лексики.

2. УМК: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова

3. Класс: 10

4. Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного

5. Форма проведения урока:

6. Цели урока:

Деятельностная цель: повторить и обобщить основные понятия лексики: лексическое значение слова, паронимы, синонимы, антонимы, , совершенствовать умения определять особенности этих видов, различать их значения в контексте, умения употреблять в речи.

Содержательная цель: систематизировать знания учащихся по теме «Лексика», сформировать у учащихся представление о лексических средствах, об особенностях их применения в устной и письменной речи.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи:

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): доска, электронная доска, компьютер, проектор, презентация.

10. Оформление доски: число, тема урока.



Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

1) Организацион-ный момент.

(2 минуты)

- Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть на нашем уроке. Скажите, кто отсутствует сегодня?

Приветствуют учителя. Называют отсутствующих.


2) Актуализация знаний.

(4 минуты)


- В тесты ЕГЭ обязательно включаются вопросы, касающиеся лексики, поэтому сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме «Лексика и фразеология», будем учиться разбирать задания теста ЕГЭ. Откройте тетради, запишите число и тему нашего сегодняшнего урока.

Я предлагаю начать с орфоэпической пятиминутки.

Спишите, расставляя ударения в словах:

аэропорты, банты, баловать, блокировать, дремота, жалюзи, квартал, каталог, кашлянуть, средства, торты, премировать, украинский, черпать, звонят.

Внимательно слушают учителя. Оформляют тетради. Работают с предложенным заданием письменно в тетрадях.












аэропо̀рты, ба̀нты, балова̀ть, блокѝровать, дремо̀та, жалюзѝ, кварта̀л, катало̀г, ка̀шлянуть, срѐдства, то̀рты, премирова̀ть, украѝнский, чѐрпать, звоня̀т.


3) Постановка учебной задачи

(8 минут)

- Итак, давайте вспомним, что изучает лексикология?



- Что называется лексикой?




- Что называется лексическим значением?



- Каждое слово что-то обозначает. То, что обозначает слово, есть его лексическое значение. Лексические значения разъясняются в толковых словарях.

- Предлагаю поработать с лексическими значениями слов, где нужно по значению узнать слово и записать его.

1. человек, который противится нововведениям.

2. направление развития.

3. последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи.

4. антоним к слову “различный”.

5. сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.

6. освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах.

7. синоним к слову “первенство”.


- Где можно найти толкование этих слов?

- Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный запас языка.



- Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется лексикой.



- Соотнесенность слова с определенным понятием называется лексическим значением.











1. Консерватор


2. Тенденция

3. Эпигон




4. Идентичный

5. Баллада





6. Эмансипация


7. Приоритет.


- Словарь иностранных слов.


4) Первичное закрепление.

(8 минут)

- Мы вспомнили с вами основные понятия, которые пригодятся нам на нашем уроке, теперь предлагаю закрепить наши знания. На своих партах найдите лист №1:

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?


1. Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.

2. Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.

3. Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.

4. Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.



1. На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.

2. Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.

3. В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.

4. Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.


1. Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными.

2. Стоунхендж, загадочное сооружение древности, находящееся в Южной Англии, считается астрономами самой СТАРШЕЙ обсерваторией Европы.

3. После стольких дней и ночей, проведённых в БЕСПЛОДНЫХ поисках пропавшей экспедиции, все члены спасательной группы чувствовали смертельную усталость.

4. Если заставить колебаться две одинаково натянутые струны, одна из которых вдвое длиннее другой, возникнет ГАРМОНИЧЕСКОЕ созвучие.


- Это задание проверяет знания лексических норм, т. е. умения правильно употреблять слова в соответствии с их точным лексическим значением и нормами лексической сочетаемости. Одним из частых нарушений лексических норм является не различение паронимов.









- Здесь правильно употреблены прилагательные болотистый (обильный болотами, топкий), а не болотный (относящийся к болоту), целостный (проникнутый единством), а не целый (1.значительный; 2.невредимый). Но прилагательное водяной употреблено неверно - вместо водный (водная поверхность - поверхность воды).








- Здесь правильно употреблено прилагательное красочный (отличающийся яркими красками), а не красивый (доставляющий наслаждение взору) и наречие дипломатично (тонко, уклончиво). Но прилагательное дипломатичный употреблено неверно – вместо дипломатический (дипломатические отношения – официальные отношения между государствами).









- Здесь ошибочно употреблено прилагательное старший (имеющий больше лет в сравнении с кем-либо; обычно о человеке, о классе, учебной группе и т.п.) – вместо старый (существующий с давнего времени, долго).








5) Этап реализации построенного проекта.

(7 минут)

- Какие слова называются паронимами?



- Рассмотрим примеры. Например, абонент и абонемент.


Абонент – тот, кто пользуется правом использования чего-либо, пользования чем-либо. Абонент телефонной сети.

Абонемент - документ, удостоверяющий право владельца на регулярное обслуживание, пользование чем-либо в течение определенного срока. Абонемент в бассейн.

Или, например, многие смешивают однокоренные глаголы одеть – надеть. Одеть можно кого-то во что-то, одеть ребёнка, больного, малыша.

Но надеть можно что-то, имеется ввиду на себя: надеть одежду и надеть что-то на кого-то: надеть пальто на ребенка, надеть платье, костюм, очки, украшения.

Легко запомнить фразу, которая подскажет, как правильно употреблять эти глаголы: Одевать Надежду, надевать одежду.

Но вернемся к нашим заданиям на листах. В этих заданиях проверяется умение различать паронимы - слова, которые пишутся и звучат похоже, но различаются значением и употреблением.

В ЕГЭ подобные задания стоят под номером А2. Чтобы лучше подготовиться к заданию А2 , я вам советую использовать различные типы словарей: Толковые словари, словарь паронимов слов.

- Паронимы – это однокоренные слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.


6) Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(8 минут)

Также задание, связанное с лексикой, встречается в вопросе А12. Чтобы выполнить задание А12 нужно знать значение выделенного слова, его смысловые оттенки. Разберем один пример такого задания. (лист №2)

Прочитайте текст, укажите значение слова ИДЕЯ в предложении 3.

1) основной источник исторического развития

2) понятие, представление

3) мысль, намерение

4) основная, главная мысль

(1)... (2)Но итальянец Альберто Волкан нашёл способ, как изготавливать бумагу не из дерева, а из яблок. (3)Он пришёл к этой идее, когда подумал, как много целлюлозы содержится в выбрасываемых отходах. (4)Сейчас А. Волкан уже поставляет несколько видов бумажных изделий для различных учреждений в Италии. (5)А для нужд правительства страны он произвёл шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов. (6) ..., получив поддержку властей, изобретатель занимается изготовлением из яблок клея и других изделий.

Как выполнить это задание?

1.Определить лексическое значение слова ИДЕЯ (мысль).

2.Нужно ещё раз внимательно прочитать предложение 3, заменив выделенное слово его лексическим значением.

В третьем предложении ИДЕЯ – это мысль, намерение. Он намеревался изготавливать бумагу из яблок.

Ответ: 3

- Теперь попробуйте самостоятельно справиться с подобным заданием.


Прочитайте текст. Укажите значение слова ИСКУССТВО (искусства) (предложение 3).

(1)…(2)Действительно, под напором турок и австрийцев она растеряла значительную часть своих владений, а открытие Америки подорвало ее экономическую мощь. (3)… Венеция по-прежнему оставалась второй — после Парижа — культурной столицей Европы, куда съезжались литературные, сценические и светские знаменитости, прославленные красавицы, авантюристы, путешественники, ученые и любители искусства. (4)В городе существовало семь театров. (5)В многочисленных кафе велись литературные беседы и обсуждались последние новости. (6)Четыре музыкальные школы обучали монастырских воспитанниц.


1. умение, мастерство

2. творческое отражение действительности в художественных образах

3. живопись

4. дело, требующее сноровки

Внимательно слушают объяснение учителя. Приступают к аналогичному заданию, которое выполняют самостоятельно.









































- Можно было бы предположить, что речь идет о живописи, но в данном случае слово надо понимать шире, ведь дальше говорится и о музыке, и о поэзии, и о театре – о разных видах искусства, поэтому правильный ответ – 2 - творческое отражение действительности в художественных образах.


7)Этап включения в систему знаний и повторения.

(5 минут)

В ЕГЭ также есть задание А30, которое проверяет знание лексической системы языка и умение понимать слова и сочетания в соответствии с контекстом. Это задание имеет много разновидностей: найти слова в переносном значении, неологизмы, устаревшие, диалектные слова, синонимы или антонимы, омонимы, фразеологизмы, определить значение многозначного слова. На своих партах найдите лист №3.

Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1. ручьи (предложение 16)

2. дно (предложение 18)

3. варенье (предложение 22)

4. сапоги (предложение 29)













В предложении 18 не описано морское купанье, а переданы ощущения от книги. Правильный ответ – 2.


8)Этап рефлексии учебной деятельности.

(3 минуты)

- Давайте подведем итоги нашего урока:

- Что является предметом изучения лексики?

- Что такое лексическое значение слова?

- Какие слова называются синонимами, антонимами, паронимами?

Домашнее задание: составить по одному заданию А2, А12 и А30.


Отвечают на вопрос учителя. Записывают домашнее задание.




Лист №1.

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.

2. Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.

3. Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.

4. Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.


1. На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.

2. Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.

3. В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.

4. Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.


1. Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными.

2. Стоунхендж, загадочное сооружение древности, находящееся в Южной Англии, считается астрономами самой СТАРШЕЙ обсерваторией Европы.

3. После стольких дней и ночей, проведённых в БЕСПЛОДНЫХ поисках пропавшей экспедиции, все члены спасательной группы чувствовали смертельную усталость.

4. Если заставить колебаться две одинаково натянутые струны, одна из которых вдвое длиннее другой, возникнет ГАРМОНИЧЕСКОЕ созвучие.


Лист №2.

Прочитайте текст, укажите значение слова ИДЕЯ в предложении 3.

1) основной источник исторического развития

2) понятие, представление

3) мысль, намерение

4) основная, главная мысль

(1)... (2)Но итальянец Альберто Волкан нашёл способ, как изготавливать бумагу не из дерева, а из яблок. (3)Он пришёл к этой идее, когда подумал, как много целлюлозы содержится в выбрасываемых отходах. (4)Сейчас А. Волкан уже поставляет несколько видов бумажных изделий для различных учреждений в Италии. (5)А для нужд правительства страны он произвёл шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов. (6) ..., получив поддержку властей, изобретатель занимается изготовлением из яблок клея и других изделий.


Прочитайте текст. Укажите значение слова ИСКУССТВО (искусства) (предложение 3).

(1)…(2)Действительно, под напором турок и австрийцев она растеряла значительную часть своих владений, а открытие Америки подорвало ее экономическую мощь. (3)… Венеция по-прежнему оставалась второй — после Парижа — культурной столицей Европы, куда съезжались литературные, сценические и светские знаменитости, прославленные красавицы, авантюристы, путешественники, ученые и любители искусства. (4)В городе существовало семь театров. (5)В многочисленных кафе велись литературные беседы и обсуждались последние новости. (6)Четыре музыкальные школы обучали монастырских воспитанниц.

1. умение, мастерство

2. творческое отражение действительности в художественных образах

3. живопись

4. дело, требующее сноровки


Лист №3.

(1) В тринадцать лет я впервые прочел "Анну Каренину". (2) Война подкатила к самому Туапсе. (3) Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4) Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5) В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике. (6) Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7) Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9) И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10) Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12) К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть. (14) Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с "Анной Карениной". (15) Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16) Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17) И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря. (20) Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21) Хотелось к ним. (22) Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23) Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал. (24) Читаешь "Войну и мир", и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25) Полный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26) И это счастье передается читателю. (27) И что нам каторжные черновики! (28) Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29) Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30) На самом деле он ни черта о нем не знает. (31) Наполеон - мировоззренческий враг Толстого. (32) По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33) Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34) По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество. (35) И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) Поэтому, по Толстому, Наполеон -- это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37) Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38) Он боится этим самым его перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.

(По Фазилю Искандеру)

Фазиль Искандер (р. 1929) — русский писатель.

Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1. ручьи (предложение 16)

2. дно (предложение 18)

3. варенье (предложение 22)

4. сапоги (предложение 29)