СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно обобщающий урок Эпоха дворцовых переворотов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока. Урок был подготовлен в рамках недели педмастерства в школе. К конспекту прилагается презентация. 

Просмотр содержимого документа
«Повторительно обобщающий урок Эпоха дворцовых переворотов»

Повторительно – обобщающий урок в 7 классе по теме:

«ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ В РОССИИ».

Вид урока: Урок - практикум

Цели урока:

  1. Сформировать личное представление о правителях эпохи дворцовых переворотов;

  2. Продолжить развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы;

  3. Пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого; показать, что через знание прошлого можно лучше понять настоящее, предвидеть будущее.


Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, распечатки документов, карточек, заданий.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, гвардия, манифест.

Эпиграф:

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц »


  1. Орг. момент

  2. Формулировка темы

  3. Целеполагание

  4. Обобщение и повторение пройденного материала

  5. Практикум

  6. Домашнее задание

  7. Рефлексия

Ход урока.

  1. Орг. момент.


Здравствуйте! Присаживайтесь по своим местам. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем! Нашим гостям вы сегодня должны показать свою работу в группах. Капитан первой команды – Мария, а капитан второй команды – Денис.

На протяжении урока каждая команда будет получать свои вопросы, на которые она должна будет ответить. За правильный ответ, команда получит фишку. Фишки можно получить и другим путём. К примеру, если ваши противники, то есть другая команда, будет затрудняться с ответом, а вы знаете ответ на их вопрос, то можете попытаться ответить на вопрос другой команды. Так же, фишку можно получить, дополнив ответ на заданный вопрос, как вашей команде, так и другой команде. В конце уроке, в своих рабочих листах укажите сколько фишек было собрано вашей командой.

Итак, все поняли условия сегодняшнего урока?

Тогда продолжим урок.


  1. Формулировка темы.

Показ видео (4 серия сериала «Романовы»)


  1. Целеполагание.


Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?


Как будет звучать тема нашего урока?


Верно, сегодня у нас пройдёт повторительно – обобщающий урок по теме «Дворцовые перевороты».


Откройте свои тетради и запишите тему урока.


Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по пройденной теме.


Урок хотелось бы начать с эпиграфа: «Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц »

Согласны ли вы с эпиграфом? Почему?


Учитель: действительно, и вправду: Царей не очень много, а более цариц.



(На доске представляется иллюстративный ряд портретов российских монархов 1725-1762 гг.: Екатерина I Алексеевна, Петр II Алексеевич, Анна Иоанновна, Иоанн IV Антонович, Елизавета Петровна, Петр III Федорович, Екатерина II.)



Прежде чем мы приступим к повторению темы «Дворцовые перевороты», давайте вспомним происходившие события незадолго до дворцовых переворотов. А именно, тему: «Россия при Петре I».


  1. Обобщение и повторение пройденного материала.


Первый этап повторения будет называться «Атака учителя на учеников».

  1. Атака учителя на учеников.


Я называю Вам имена людей, а вы называете их род деятельности. Будем работать в группах. Каждая группа будет получать свои вопросы, на которые она должна будет ответить, посовещавшись друг с другом.


1. Выбор словесных ассоциаций, связанных с родом деятельности людей:

- Василий Васильевич Голицын – правитель России в период регентства царевны Софьи.
- Петр 1 – император России.
- Генерал Лефорт – руководитель Великого посольства.
- Карл 2 – шведский король.
- Меншиков – полководец русской армии.
- Кондратий Афанасьевич Булавин – казак, руководитель восстания.

2. Найти один общий признак в парах следующих понятий:

- Полтавская битва – “Нарвская конфузия” Северная война.
- Протекционизм - меркантилизм Экономическая политика Петра
- Дания – Речь Посполитая Союзники России в Северной войне

- О. Гренгам – м. Гангут Морские сражения

3. Назвать даты:

- Северная война (1700-1721).
- Восстание под предводительством К.А.Булавина (1707-1708).
- Полтавская битва (1709, 27 июня).

- Азовские походы (1695, 1696).


2. Вступительное слово учителя.

Я не случайно начал урок с материала по эпохе Петра 1. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: дворцовые перевороты, цель которого обобщить и систематизировать ваши знания по этому периоду. Вы уже знаете, что отчасти, сам того не желая, Петр явился катализатором эпохи дворцовых переворотов.


Предлагается проблемное задание: — За 37 лет – с 1725 г. по 1762 г. – на российском престоле сменились 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов.

-Кто из правителей принёс больше пользы государству?

-А кто из правителей нанёс ущерб государству или ничего хорошего не сделал для страны?

На эти вопросы, вы ответите в конце урока.

Прежде чем, мы продолжим наш урок, давайте вспомним что такое дворцовые перевороты и основные причины дворцовых переворотов. Сейчас вы опять посовещаетесь с командой, и попытаетесь ответить на этот вопрос.


Эпоха дворцовых переворотов — период в русской истории после смерти Петра I и до правления Екатерины II, характеризовавшийся сменой правителей путем дворцовых переворотов.


А причины?


Верно, вы назвали все основные причины:

- Отмена старого порядка престолонаследия.
- Петр I не назначил наследника.
- Противоречия между старой и новой знатью.
- Усиление влияния гвардии при дворе.


Итак, все основные причины были названы.


А кто ответит на вопрос, что такое гвардия?


Гвардия — отборные привилегированные воинские части.


  1. Практикум.


А теперь перейдём к практической части нашего урока.


Задание№1: Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов. Не забывайте, что вы работаете в группах. Поэтому, прежде чем выполнить это и последующие задания, советуйтесь друг с другом. На выполнение данного задания у вас полторы – две минуты. Затем, от каждой группы, выходит представитель и презентует работу своей группы.


Имена:

  • 1.

    Екатерина I

    2.

    Петр II

    3.

    Анна Ивановна

    4.

    Иван Антонович

    5.

    Елизавета Петровна

    6.

    Петр III

    Петр II

  • Екатерина I

  • Анна Ивановна

  • Петр III

  • Иван Антонович

  • Елизавета Петровна



Задание№2: Кем российские правители приходились Петру I (взяв листочки со стола, приклеить на доску таблички со степенью родства к Петру I). На выполнение данного задания у вас полторы – две минуты. Затем, от каждой группы, выходит представитель и презентует работу своей группы.



  1. Петр II - внук Петра I, сын царевича Алексея

  2. Анна Иоанновна – племянница, дочь Ивана V, брата Петра I, его соправителя в 1682 – 1696гг.

  3. Елизавета Петровна – дочь Петра и Екатерины

  4. Петр III – внук, сын второй дочери Петра Екатерины

  5. Екатерина I – вторая жена Петра I




Вы неплохо поработали, а теперь давайте немного отдохнём от урока. Давайте все станем и немного зарядимся физкультминуткой.



Далее, нам предстоит поработать с документами. Каждой группе нужно разобрать по 2 документа (по 2 правителя). Задача групп – познакомиться с текстом документа (то есть проанализировать), высказать свою точку зрения на представленные мнения авторов документа (согласиться или не согласиться с предлагаемой оценкой).



Первая группа займётся изучением дополнительного материала о правлении Екатерины I и Петра II.


Вторая группа займётся изучением дополнительного материала об Анне Иоанновне и Иване Антоновиче.


На выполнение этого задания у вас 5 – 7 минут.


Итак, первая группа ваши ответы. Какой правительницей была Екатерина I? И каково ваше отношение к этой правительнице?


Есть ли желающие, которые хотели бы дополнить по данному вопросу?


А каким правителем был Пётр II? Ваше отношение к этому правителю.


Вторая группа занималась исследованием дополнительного материала об Анне Иоанновне и Иване Антоновиче. Расскажите, какой правительницей была Анна Иоанновна и ваше отношение к ней.


Желающие дополнить? Есть такие?


Расскажите нам об Иване Антоновиче.


Кто – нибудь желает дополнить?


Ксения и Виктория получили опережающее задание. Они должны были подготовить небольшие проекты.


Итак, первой выступит Ксения. Она занималась изучением биографии Елизаветы Петровны.


Виктория подготовила нам информацию о Петре III.


В начале урока Вам были заданы проблемные вопросы.

-Кто из правителей принёс больше пользы государству?

-А кто из правителей нанёс ущерб государству или ничего хорошего не сделал для страны?


Ваша одноклассница Настя подготовила для нас кроссворд. Давайте попробуем решить её кроссворд.


Отчёт о работе групп

Вы успешно справились и с этим заданием. А теперь давайте послушаем небольшой отчёт о работе группы. Капитаны группы сейчас нам поведают о том, как работала его группа.


Комментированное оценивание учеников.

Наш урок подходит к концу и поэтому самое время вам выставить оценки.


  1. Домашнее задание.


Ну что ж, оценки выставлены. А теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

Для всех учеников: повторить параграфы 20-21, ответить письменно на вопросы в конце параграфа.

Для сильных учеников, таких как Денис, Сабина, Маша, Вика и Ксения подготовить рассказ от участника дворцового переворота. Можете выбрать реального участника дворцового переворота и от его имени написать рассказ.






Итоговое слово учителя.


На предыдущих уроках и на завершающем уроке по этой теме, мы узнали, что преемники Петра I не были фигурами столь же выдающимися. Важной чертой данного периода является постоянная борьба за власть между придворными группировками, в которой активное участие принимала гвардия.


  1. Рефлексия. Закончить предложения:

Взгляните на свои рабочие листы и давайте с вами придумаем концовку предложения.



1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был




активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен



В связи с тем, что у нас осталось немного свободного времени, я предлагаю Вам поиграть в интеллектуальную игру.

Интеллектуальная игра (оставшееся время)

36 вопросов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!