СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок "Однородные члены предложения", 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:   обобщение и систематизация знаний учащихся об однородных членах предложениях и знаках препинания при них.

 

Задачи урока:  

  1. Повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.
  2. Знать признаки ОЧ, изобразительно-выразительную роль данных конструкций.
  3. Уметь находить ОЧ, определять их синтаксическую роль, составлять схемы, конструировать предложения с ОЧ.
  4. Развивать речь учеников, интерес к языку, воспитывать коммуникабельность.
  5. Воспитание внимания к миру, природе, интереса  к путешествиям.

Тип урока:   комбинированный (обобщение и систематизация знаний с введением дополнительных сведений по теме)

Форма проведения урока:  урок-заочное путешествие в г. Сочи.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок "Однородные члены предложения", 8 класс»

Тема урока: Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения»


Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся об однородных членах предложениях и знаках препинания при них.


Задачи урока:

  1. Повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.

  2. Знать признаки ОЧ, изобразительно-выразительную роль данных конструкций.

  3. Уметь находить ОЧ, определять их синтаксическую роль, составлять схемы, конструировать предложения с ОЧ.

  4. Развивать речь учеников, интерес к языку, воспитывать коммуникабельность.

  5. Воспитание внимания к миру, природе, интереса к путешествиям.


Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний с введением дополнительных сведений по теме)


Форма проведения урока: урок-заочное путешествие в г. Сочи.


Оборудование урока:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • раздаточный материал;

  • презентационные материалы.


План урока:


1.Оргмомент. – 2 мин.

2.Постановка темы и цели урока – 5 мин

3. Словарная работа. – 5 мин.

4. .Синтаксический разбор предложения – 7 мин.

5. Практическая работа по закреплению. – 15 мин.

6. Итог. Рефлексия. – 5 мин.


Обоснование: проводится в конце изучения темы с целью систематизации обобщения знаний. При подготовке ученики читают дома пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал. На уроке используется учебник и опорная схема. Работа на таких уроках может быть организована по-разному: самостоятельная, парная, коллективная.















ХОД УРОКА.


1.Оргмомент.


- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я, Татанова Вера Андреевна, учитель русского языка и литературы МОУ Назаровской СОШ, сегодня проведу у вас урок.

- Какое у вас настроение? Вы со мной согласитесь, наверное, что только при хорошем настроении можно творчески и интересно работать. Улыбнитесь! Пожелайте друг другу удачи.

    Я рада вас сегодня встретить.

     Мне интересны вы, друзья!

     И ваши умные ответы

     Не обойду вниманьем я.

     Сегодня ждут нас наблюденья

     И выводы, и рассужденья...

     А чтобы впрок пошёл урок,

     Активным самым будь, дружок!



2. Повторение.


- Ребята, откройте тетради и запишите…

Записать число, классная работа.

- Что вы записали с точки зрения синтаксиса? (словосочетание)

- Какие способ подчинительной связи вы знаете?

(согласование, управление, примыкание)

- Назовите способ связи в словосочетании классная работа?

(согласование, т.к. зависимое слово - самостоятельная ч. речи – имя прилагательное).

- Замените это словосочетание с согласованием на словосочетание со связью управление?

- Прочтите, что у вас получилось? (работа в классе) . Такое задание, ребята, ожидает вас на следующий год на государственной аттестации.


3. Актуализация знаний. Введение в тему.


- Что ещё, кроме словосочетания, изучает синтаксис? (предложение)

- Перед вами лежат рабочие листы, которые помогут нам организовать сегодняшний урок.


Задание 1. Называется оно «Эпиграф». Прочитайте, пожалуйста, эпиграф.

- Какие затруднения вызвало у вас это чтение и почему? (Трудно сразу понять смысл, так как отсутствуют знаки препинания).


Слайд №1 (Слова А.П.Чехова)


- А теперь спишите эпиграф, поставьте, если необходимо, знаки препинания.


Проверим! (слайд №2)


- Что с точки зрения синтаксиса вы записали? (Предложение)

- Что является единицами синтаксиса? (словосочетания и предложения)


- Как вы понимаете смысл слов Александра Ивановича Куприна? (Только тщательно изучая язык, все его элементы, можно овладеть его богатством, уметь глубже и точнее выражать мысли).

- Назовите количество грамматических основ этого предложения? (1)

- А теперь хитрое задание: выпишите грамматическую основу этого предложения? (Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен). А хитрость в том, что всё предложение является основой.

- А что особенного есть в этом предложении? (Оно осложнено однородными членами предложения).


– Как вы, думаете, почему Александр Иванович Куприн в своём высказывании использует ряд однородных членов? ( Чтобы показать, как богат язык).


- Да, чтобы показать, как богат наш родной язык А.Куприн использует однородные члены.


- Какова же тема нашего урока?


Тема урока: (слайд №3)


- Что вы уже знаете об однородных членах предложения?


Слайд №4


- Итак, какие задачи мы поставим сегодня перед собой?


Слайд №5


- Все словосочетания и предложения будут сегодня посвящены одной теме. Ровно год назад мы с замиранием сердца следили за успехами наших спортсменов на….. (22-х Олимпийских играх).


Слайд №6


- И сегодня мы с вами совершим небольшое заочное путешествие в столицу 22-х Олимпийских игр – Сочи, третий город мира по протяженности. Он «растянулся» на 148 километров. Кроме того, это самый протяженный город Европы.


Слайд №7


Итак, начинаем! Условия нашего путешествия следующие: все вы будете выполнять задания в тетрадях, затем мы будем проверять, а после каждый из вас на полях тетради будет отмечать, как он справился с заданием, ставя : + (плюс), если всё правильно, - (минус), если допустил более 50% ошибок и +/- (плюс/минус), если сделано с небольшим количеством ошибок.


Задание №2222 «Четвёртый лишний»


– Как можно различить однородные и неоднородные определения?


Слайд №8


- Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Определите четвертое лишнее словосочетание.

Величественный кавказский п….йзаж, необыкновенная уникальная пр…рода, заснеженный экскурсионный м…ршрут, первозданный горный л..н..шафт.


Проверим! (слайд №9)



- Проверяем, проговаривая орфограмму. Итак, какое же словосочетание лишнее? (второе). Что мы должны исправить? (поставить запятую).


Слайд №10



- Что повторили? (однородные и неоднородные определения, правописание словарных слов).


ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!



Слайд №11


- Записанные нами словосочетания подтверждают красоту Сочи.



Задание №3


Пунктуационный разбор предложений. ( Работа по карточкам)

Запись предложений, составление схем.

Работа у доски (1 ученик), класс работает самостоятельно.


Сочи – самый крупный курорт в России. Он включает не только центральную часть курорта, но и другие районы: Лазаревское, Хосту, Адлер.



- Проверим, как справились с заданием (учащиеся у доски объясняют поставленные знаки препинания).


ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!


- Какие пунктограммы повторили? (тире между подлежащим и сказуемым, однородные члены предложения (разные виды)



Ф и з к у л ь т м и н у т к а:



Задание №4

- Продолжим любоваться красотой Сочи!

Графический диктант (работа в парах)

- Внимание в схемах нужно отразить только однородные члены предложения! Вспомним знаки, которыми обозначаем однородные члены предложения.

Составьте схемы к данным предложениям:


  1. В Сочи, к удивлению, можно выбрать прогулку на лыжах или купание в море.

  2. Сочетание гор и ледников, рек и озёр, спускающихся к Чёрному морю, придают необыкновенную красоту этому месту.

  3. Красная Поляна привлекает туристов и необыкновенно красивой природой, и чистейшим горным воздухом, и продолжительным сезоном катания.

  4. Неповторима красота его горных ущелий, и бурных рек, и высокогорных озёр, и ниспадающих с большой высоты водопадов.

  5. Как летний, так и зимний отдых на Красной Поляне оставят неизгладимое впечатление.


Проверим! (слайд №12)


Обсуждение схем.


-Запишем ещё одно предложение:


Ни свет ни заря спортсмены устремляются на неизведанные горные маршруты.

- В чем особенность этого предложения? (Никогда не разделяются запятой фразеологические обороты с повторяющимися союзами и..и, ни..ни: и стар и млад, ни днём ни ночью).


ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!


- Какой темой объединены предложения? ( Сочи, олимпиада)

- Для чего в этих предложениях используются однородные члены предложения? (Чтобы показать красоту Сочи).


ПРОБЛЕМА!


– Какую пунктограмму однородных членов предложения мы не повторили? (Знаки препинания при обобщающем слове).

- Какое слово называется обобщающим? (Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов).

- В чем его особенности? (Обобщающие члены предложения являются теми же членами предложения, что и однородные; при обобщающих членах предложения ставятся тире или двоеточие).


Работа со схемами.

- О чем говорят нам следующие схемы:


Слайд №13


Задание № 5 (по вариантам) Творческая работа


Слайд №12



- Составьте предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения, используя опорные слова:


Биатлон, бобслей, конькобежный спорт, хоккей, лыжный спорт, (разные виды спорта)


(Зачитываются несколько предложений)


ИТОГ


- Предлагаю оценить свою деятельность на уроке, посмотрите на то, какие обозначения на полях вы делали, и скажите, что у вас вызвало затруднение.


- Вспомните какую цель мы ставили в начале урока? (Повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.)

- Достигли ли мы её? (да)

- А что мы вспомнили об однородных членах предложения?

(1. Как находить и выделять в предложении ОЧ.

2. Составлять схемы с ОЧП.

3. Обобщающие слова при ОЧ.

4. Поговорили о роли ОЧП в речи, о значении их использования в предложениях)


- Где можно применить знания о роли ОЧП в речи?


Д.З


- Вот и подошел к завершению наш урок. Надеюсь, что полученные сегодня знания вам пригодятся.



И на прощание мы составим с вами синквейн

Что такое синквейн?

Слайд №13


Олимпиада

Веселая, спортивная.

Бегать, прыгать, кататься.

Пришел, увидел, победил.

Здоровье!

































Рабочий лист


Задание №1. Эпиграф.

Русский язык красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен.

А. Куприна


Задание №3. Спишите предложение, расставляя знаки препинания. Составьте схему.


Сочи самый крупный курорт в России. Он включает не только центральную часть курорта но и другие районы Лазаревское, Хосту, Адлер.



Задание №4.


Графический диктант (работа в парах)



  1. В Сочи, к удивлению, можно выбрать прогулку на лыжах или купание в море.

  2. Сочетание гор и ледников, рек и озёр, спускающихся к Чёрному морю, придают необыкновенную красоту этому месту.

  3. Красная Поляна привлекает туристов и необыкновенно красивой природой, и чистейшим горным воздухом, и продолжительным сезоном катания.

  4. Неповторима красота его горных ущелий, и бурных рек, и высокогорных озёр, и ниспадающих с большой высоты водопадов.

  5. Как летний, так и зимний отдых на Красной Поляне оставят неизгладимое впечатление.



Задание №5. Творческая работа


Составьте предложение с обобщающим словом при однородных членах, используя опорные слова:


Биатлон, бобслей, конькобежный спорт, хоккей, лыжный спорт, (разные виды спорта).


Д/З: выполнить задания из КИМов:


  1. Замените словосочетание «человеческая вера», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление._____________________________

  2. Замените словосочетание «вечерней прохладой», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление._____________________________

  3. Замените словосочетание «стая гусей», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.____________________________

  4. Замените словосочетание «школьные будни», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление._____________________________

  5. Замените словосочетание «палуба корабля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. _____________________

  • Напишите сочинение-миниатюру «Зимний день», используя однородные члены предложения.