Игра-путешествие «Древний Египет»
Цели урока:
1. Повторить и систематизировать знания по разделу «Древний Египет».
2. Научить применять знания на практике, проявляя различные творческие способности.
3.Развить у учеников интерес к дальнейшему изучению древней истории с помощью различных форм творческой деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-путешествие (1 урок)
Оборудование: презентация «Египет», листы ватмана, фломастеры, иллюстрации, атрибуты костюмов, альбомы по искусству Древнего мира, восточная музыка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Путешествие в Древний Египет.
III. Рефлексия.
Ребята, сегодня урока не будет. Мы закончили изучать Древний Египет и я предлагаю вам совершить путешествие в эту древнюю страну. Вы все желаете отправиться в путешествие? Хорошо. Для путешествия мы объединимся в группы (2 парты-группа). Каждой группе я вручаю Оценочные листы.
Оценочный лист группы №______
Ф.И. ученика | Самооценка | Текст с ошибками | Ответ | Работа в группе | Тест | Итоговая отметка |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Пусть каждый из вас поставит себе отметку по 5 бальной системе в графе «Самооценка», пытаясь объективно оценить уровень знаний по пройденному материалу.
Что нам необходимо для путешествия? (Знать маршрут)
Я предлагаю вам проверить, знаете ли вы маршрут движения в Египет, не собьетесь ли с пути. Его должен знать каждый. До вас тоже были желающие, но они неправильно его описали и в Древний Египет не попали. В маршрутных листах допущено 7 ошибок. Вы должны их найти и исправить.
ТЕКСТ С ОШИБКАМИ (1 слайд)
Древний Египет находился в северо-западной части Африки, по берегам реки Нил, впадающей в Красное море. Первоначально территория государства была невелика: она простиралась от четвертого до первого порога. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей азиатской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500 г. до н.э. в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. (7 ошибок).
Проверка по образцу (2 слайд). Учащиеся обмениваются карточками с заданием в парах и отмечают + правильные ответы, выставляют отметку в оценочный лист в графу «Текст с ошибками» по предложенному алгоритму:
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«2» - 4-7 ошибок
Древний Египет находился в северо-западной (северо-восточной) части Африки, по берегам реки Нил, впадающей в Красное море (Средиземное море). Первоначально территория государства была невелика: она простиралась от четвертого до первого порога (от первого порога до дельты). Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях (низовьях) величайшей азиатской (африканской) реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500 г.до н.э. (1500 г.до н.э.) в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. (Тутмоса III) (7 ошибок).
Итак, мы готовы к путешествию. На чем отправимся? (Варианты, предложенные учащимися). Я предлагаю вам отправиться в Древний Египет на Машине времени. С помощью ее мы вмиг перенесемся в Древний Египет. Чтобы успеть за ту экскурсию, которая нам положена по времени, посмотреть как можно больше, мы должны заранее спланировать, что же мы хотим увидеть, с кем пообщаться. (Корректировка ответов учащихся и запись на доске):
- знатные люди
- незнатные люди
- искусство
- военные походы.
Учащиеся вспоминают темы раздела, которые изучали на уроках.
Учитель объявляет задачу урока - применить полученные нами знания в конкретной жизненной ситуации.
Учитель.
Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Древнему Египту на Машине времени. Будьте внимательны, постарайтесь ничего не пропустить. Нам нужно познакомиться с этой страной поближе, а в конце путешествия вы составите свои отчёты об увиденном в Древнем Египте в письменном, художественном или театрализованном виде. В каждой группе выбираем гида, который будет отвечать за работу группы.
Игра «Машина времени»
(- К запуску Машины времени приготовиться!
- Есть приготовиться!
- Пристегнуть ремни!
- Есть пристегнуть ремни!
- Включить контакты!
- Есть включить контакты!
- Завести моторы!
- Есть завести моторы!
- Три, два, один! Пуск!
- Ура!
Итак, мы с вами в Египте. (Звучит восточная музыка)
Для начала я попрошу выбрать гидов в каждой группе (группа-2 парты), чтобы наша экскурсия прошла организованно и мы не потеряли друг друга, двигаясь по определенному в карте маршруту. (Гиды групп получают маршрутные листы с заданиями):
1-я группа.
Время вашего присутствия, к сожалению, совпало с трагическими событиями. Умер великий фараон Хеопс. Кажется, вся страна погрузилась в траур. Этот фараон почти всю жизнь строил себе гробницу - огромную пирамиду. Вы участвовали в обряде погребения, может быть, кто-то из вас был главным бальзамировщиком, носившим маску бога Анубиса (шакала). Составьте отчет обо всем, что вы увидели, с кем пообщались, какие чувства испытали?
2-я группа. Вы испытываете ужасное чувство жажды. Но … вот на вашем пути в саду среди цветов и деревьев стоит красивый дом. Вам ничего не остается, как отправиться к нему.
Составьте отчет обо всем, что вы увидели, с кем пообщались, какие чувства испытали?
3-я группа. Вы уже издали видите толпу людей. Что их собрало? Вы спешите к толпе, наталкиваясь на большие глиняные сосуды с зерном. О боже!!! Двое человек держат лежащего не земле египтянина: один за ноги, другой за плечи. Третий наносит удар за ударом по лежащему на земле палкой. Вы просите отпустить беднягу. В знак благодарности он приглашает вас к себе домой.
Составьте отчет обо всем, что вы увидели, с кем пообщались, какие чувства испытали? За что наказали беднягу? На что он еще пожаловался вам?
4-я группа. С помощью «машины времени» вы смогли побывать в древнеегипетской школе. Расскажите, как прошел школьный день.
Составьте отчет обо всем, что вы увидели, чему вас учили, какие чувства испытали?
5-я группа. Вы отправились к храму и побывали на религиозном празднике.
Составьте отчет обо всем, что вы увидели, с кем пообщались, какие чувства испытали? Что вас рассмешило?
6-я группа. О! Как вам повезло. Рядом с домом, мимо которого вы проходите, повозка с колесами. Как же упустить случай покататься на ней!!! Вы готовы сделать это. Но увы.. У нее отвалилось одно колесо, да и хозяин выходит во двор.
Составьте отчет о том, с кем вы пообщались, что он вам рассказал, какие чувства вы испытали?
- Представление отчётов в виде рассказов, коллажей, инсценировок.
- Гид оценивает работу каждого в своей группе.
- Оценка индивидуальных ответов оценивается учителем.
III. Рефлексия «Мишень»
На листе формата А3 рисуется мишень, которая делится на четыре сектора и вывешивается на доску.
В каждом секторе параметры оценки:
- Было интересно
- Узнал новое
- Активно участвовал
- Было понятно
Каждый ученик «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером в каждом секторе по 5-бальной системе.

На следующем уроке каждый ученик выполняет тест (15 минут) и получает за него отметку в оценочный лист. Учитель анализирует самооценку и итоговые отметки учащихся. Ученики проводят самоанализ, называют причины несоответствия самооценки и итоговой отметки, намечают пути повышения итоговой отметки.
Тест по теме «Древний Египет»
1. Как называется река, протекающая по территории Египта?
а) Нил Б) Тигр в) Евфрат
2. Каменными «иглами фараона» называли?
А) храмы Б) обелиски В) дамбы
3. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
А) амулет Б) саркофаг В) мумия
4. Из чего строили простые египтяне дома?
А) из глины б) из камня В) из дерева
5. Царские советники, знать в Древнем Египте:
А) жрецы Б) вельможи В) писцы
6. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?
А) Сфинкс Б) Апис В) Хеопс
7. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
А) саркофаг Б) пирамида В) мумия
8. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги?
А) писцы Б) вельможи В) жрецы
9. Кто набирался в армию в Древнем Египте?
А) каждый десятый юноша – египтянин Б) каждый второй раб В) все вельможи
10. Кто в Древнем Египте владел знаниями?
А) писцы Б) вельможи В)жрецы
11. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида?
А) Эхнатон Б) Хеопс В) Тутанхамон
12. Письменность в Древнем Египте:
А) иероглифы Б) клинопись В) папирус
13. Когда образовалось единое государство в Древнем Египте?
А) ок.3000 лет до н.э. Б) ок.2500 г. до н.э. В) ок.1500 г.до н.э.
14. Кого древние египтяне считали «живым богом»?
А) главного жреца Б) фараона В) Амон-Ра
15. Что ввозили торговцы в Древний Египет?
А) папирус Б) древесину В) хлеб
16. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
А) объединение Южного и Северного царств Б) союз богов неба и земли
В) царство мертвых и царство живых
17. Что обозначает понятие «дышло»?
А) это отверстие на вершине храма Б) это решето для просеивания зерна
В) это длинная палка, соединяющая площадку колесницы с конями
18. Что обозначает понятие «религия»?
А) вера в сверхъестественные силы Б) вера в силы природы В) умение подчиняться кому-либо
19. Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?
А) обогащали фараонов и вельмож Б) ослабляли свою страну В) давали возможность воинам проверить свои силы.
20. С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны?
А) с целью личного обогащения Б) с целью обогащения своих воинов и вельмож
В) с целью знакомства с другими странами
21. Кто расширил территорию Египта с помощью завоевания других стран?
А) Хеопс Б) Тутанхамон В) Тутмос
22. Кто из ученых сумел расшифровать египетские иероглифы?
А) Шампольон Б) Геродот В) Эхнатон
23. Каких египетских богов ты знаешь?
24. Хотел бы ты учиться в древнеегипетской школе? Объясни почему.
25. Чем запомнилась тебе эта древняя страна?