СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России (XIX- начало XX вв.)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок истории в 8 классе в форме игры "Шахматные баталии"

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России (XIX- начало XX вв.)»

Игра «Шахматные баталии»

Итоговое обобщение по курсу истории России (XIX- начало XX вв.)


ЦЕЛИ: обобщение и систематизация знаний по теме; формировать умение активно и правильно пользоваться историческими терминами, уметь употреблять их; продолжить формирование навыков работы в группе; развивать творческие способности учащихся.


ОБОРУДОВАНИЕ: шахматная доска, изготовленная из ватмана, карточки с цифрами.


СЦЕНАРИЙ ИГРЫ:

В 40-х гг.XIX века общественная мысль разделилась на два лагеря.

Западники – первое буржуазно-либеральное течение в России (Кавелин, Грановский, Боткин, Анненков и др.). Они считали, что Россия и Запад идут одним путём – буржуазным. Западники выступали за отмену крепостного права, введение конституции и буржуазных свобод.

Славянофилы враждебно относились к Западу и уповали на самобытность русского народа, на особый путь его развития. К ним относились: Хомяков, Самарин, Аксаковы.

Особый путь России, по их мнению, возможен при сохранении патриархальности, деревенской общины – основной ячейки общества. Славянофилы желали постепенного освобождения крестьян от крепостного права и восстановления порядков допетровской России, выступали за возрождение Земских соборов.

Сегодняшнее состязание состоится между западниками и славянофилами. Для того, чтобы стать представителями одного из общественных движений, нужно правильно ответить на один из моих вопросов. А вот представителем какого общественного движения вы станете решит жребий.

На столе лежат карточки с названиями общественных движений (карточки перевёрнуты вниз надписью). Тот, кто правильно ответил на вопрос, выбирает карточку.


ХОД УРОКА,


  1. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП


Славянофилы

Западники




  1. Как называлась династия, правящая на Руси XIX в.? (Романовы)

  2. Царь – Освободитель? (Александр II)

  3. Кто изобрёл радиотелеграф? (Попов)

  4. Кто возглавил Группу «Освобождение труда»? (Плеханов)

  5. Как назывались крестьяне до перехода на выкуп? (временнообязанные)

  6. В каком году было отменено крепостное право? (1861 год)

  7. При каком русском царе был издан указ «о кухаркиных детях»? (Александр III)

  8. Псевдоним В. И. Ульянова. (Ленин)

  9. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александр III)

  10. Как Пушкин А. С. назвал первые года царствования Александра I? («Дней Александровых прекрасное начало…)

  11. Какой русский царь получил прозвище «Палкин»? (Николай I)

  12. Когда в России правил «Кровавый царь»? (Николай II, в 1894 -1917 гг.)

  13. Кто был главнокомандующим русской армии на первом этапе Отечественной войны 1812 г.? ( Барклай де Толли)

  14. Как называлось восстание, произошедшее в 1825 году? ( восстание на Сенатской площади)



  1. ПРАВИЛА ИГРЫ

На шахматной доске на черных и белых полях находятся карточки с цифрами от 1 до 62, разложенные в разброс. Цифры соответствуют определённому заданию. В качестве задания могут быть даты, исторические термины, характеристики исторических личностей, описания исторических событий, высказывания выдающихся людей. В противоположных углах шахматной доски находятся 2 коня – белый и чёрный, которые по правилам игры ходят буквой «Г». Общественное движение, которому достаётся белый конь, начинает игру. Сделав ход, ученики ставят своего коня на новое шахматное поле взамен карточки, номер которой сообщается учителю.

Учитель зачитывает задание, соответствующее номеру карточки. Если команда справляется с заданием, то конь остаётся на новом поле, а трофей (карточка) достается победившей команде. Если же команда не справляется с заданием, то конь возвращается на прежнее место, а карточка остаётся без ответа.

Команды ходят по очереди. Выигрывает та, которая набирает больше трофеев (карточек) до определённого счёта или же до определённого времени.


  1. ЗАДАНИЯ

  1. Какое событие произошло в :

  1. 11 марта 1801 г. (дворцовый переворот, вступление на престол Александра I)

  2. 1801-1825 гг. (царствование Александра I)

  3. 1803 г. («Указ о вольных хлебопашцах»)

  4. 1812 г. (Отечественная война)

  5. 26 августа 1812 г. (Бородинская битва)

  6. 1825 г. (восстание декабристов)

  7. 1817 – 1864 гг. (Кавказская война)

  8. 1825-1855 гг. (царствование Николая I)

  9. 1 марта 1881 г. (убийство Александра II)

  10. 19 февраля 1861 г. (отмена крепостного права)

  11. 1905 -1907 гг. (первая русская революция)

  12. 1904 – 1905 гг. (русско-японская война)

  13. 1897 г. (денежная реформа Витте)

  14. 1855 -1881 гг. (царствование Александра II)

  15. 1914 – 1918 гг. (первая мировая война)


  1. Дайте определения понятиям.


  1. Крепостное право (система юридических норм, которая закрепляет форму крестьянской зависимости от феодала)

  2. Западники (сторонники западноевропейского пути развития)

  3. Отруб (участок земли, выделенный крестьянину, вышедшему из общины с сохранением его двора в деревне)

  4. Промышленный переворот (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике)

  5. Пролетариат ( рабочий класс)

  6. Политика (искусство управления государством)

  7. Барщина (все работы крестьян в хозяйстве помещика)

  8. Оброк (платежи крестьян помещику продуктами труда)

  9. Временнообязанный крестьянин (крестьянин до перехода на выкуп)

  10. Хутор (Участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением его из деревни на новое место жительства)

  11. Кодификация законов (систематизация законов, устранение противоречий и создание единого кодекса)

  12. Тильзитский мир (договор 1807 г., по которому Россия присоединялась к континентальной блокаде против Англии)


  1. О ком идет речь?

  1. Воспитывался он отцом и бабкой. В результате он, по выражению В. О. Ключевского «должен жить на два ума» и «держать двойной прибор манер, чувств и мыслей». (Александр I)

  2. По слухам, Наполеон в дни его свиданий с Александром I поговорил с этим человеком, подвёл его к царю со словами: «Не угодно ли вам, государь, обменять этого человека на какое-нибудь королевство?»

А всемогущий А. А. Аракчеев сказал однажды: «Если бы у меня была треть его ума, я был бы великим человеком!» (М. М. Сперанский)

  1. Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный.

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесённый в важный сан пронырствами, злодей! (А. А. Аракчеев)

  1. Сын воспитателя Александра I, капитан Генерального штаба. Унаследовал от деда миллионное состояние, был женат на богатейшей графине А. Г. Чернышевой, отказался от всего, ради участия в заговоре с целью преобразования России. Составил программу Северного общества. (Н. М. Муравьёв)

  2. Потомок дворянина из Шотландии, сын бедного армейского поручика – достиг высших чинов благодаря своим дарованиям, трудолюбию, а также доверию к нему Александра I. «Мужественный и хладнокровный до невероятия» воин, «великий муж во всех отношениях», говорили о нём современники. (Барклай-де-Толли)

  3. Сподвижник Румянцева и Суворова. Его род уходит корнями в XII век. Боевой опыт исчислялся в полвека. Много раз смерть смотрела ему в глаза. В молодости ему дважды прострелили голову, но он оба раза, к удивлению русских и европейских медиков, выжил. (М. И. Кутузов)

  4. Он мало царствовал, но много начудесил:

Сто двадцать пять в Сибирь сослал

И пятерых – повесил! (Николай II)

  1. Правнук царя Вахтанга VI, любимый ученик и сподвижник Суворова, «генерал по образу и подобию Суворова», так говорили о нём современники. (Багратион)

  2. Автор «Теории официальной народности». (С. С. Уваров)

  3. В результате реформы, которую он провёл, государственные крестьяне получили новую систему бюрократической опёки над ними в виде Министерства государственных имуществ с его многочисленными структурами. Эта система отчасти защищала крестьян от помещичьего грабежа, но придавала их дополнительными поборами на содержание новых «опекунов». (П. Д. Киселёв)

  4. Первая в истории войн медицинская сестра на поле боя. (Даша Александрова – Даша Севастопольская)


  1. Интересные вопросы.

  1. Ими могли стать только подданные Российской империи в возрасте от 25 до 70 лет, с безупречной личной характеристикой, проживающей в данной местности не менее 2-х лет, имущественный ценз – владение имуществом на сумму не менее 2 тыс. рублей. (Присяжные заседатели)

  2. В известной песне группы Любе Екатерина II упрекается в продаже этой территории. Исправьте ошибку авторов песни. Кто и что продал? (Александр 2 продал Аляску)

  3. Когда в начале XX века мужиков спрашивали, кого из исторических деятелей они знают, то услышали в ответ: Стеньку Разина, Емельку Пугачёва, Петра, Катерину, Суворова, Кутузова, Скобелева и ещё одно имя. Назовите его. (Александр II)

  4. Проведение этой реформы для многих стало стимулом для получения образования? Назовите реформу и объясните, как она стимулировала получение образования. (военная реформа 1874 г. Чем выше было образование, тем короче срок службы)

  5. Насекомое, сыгравшее важную роль в жизни художника Сурикова. (Муха. Будучи мелким чиновником, художник изобразил на одной из деловых бумаг муху. Губернатор, прежде чем понял, что насекомое нарисовано, несколько раз пытался смахнуть её рукой. Впоследствии он отправил работы Сурикова в Петербургскую академию)

  6. В 1900 году она была показана на Парижской всемирной выставке и мастерская стала выполнять заказы не только для России, но и для других стран. Мастера ухитрялись делать наборы, насчитывающие до 50 фигурок. (Русская матрёшка)

  7. Начало этому процессу положил указ Александра I «о вольных хлебопашцах», затем закон об «обязанных» крестьянах. Кто и когда завершил этот процесс? (Александр II. Ликвидация крепостного права)

  8. В одном источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: «7 января 1812 года бой завязался в 5 часов утра». Как объяснить это расхождение в источниках? Кто прав? (Оба источника правы, даты в одном случае указаны по старому стилю, в другом – по новому)

  9. Произведение, на создание которого ушло двадцать лет. Назовите автора и произведение. (картина Иванова «Явление Христа народу)

  10. Современники называли вывоз хлеба во второй половине XIX века «голодным экспортом». Почему? (Крестьяне продавали зерно в ущерб собственным интересам, экспорт основался на недоедании жителей деревни)


  1. «Чьи слова».


  1. «Дворянин в России, лишь тот, с кем я говорю и пока я с ним говорю», - заявил этот император. (Павел I)

  2. «Мне хотелось, принять на себя все трудности, всё тяжёлое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России я вас любил больше всего на свете. Служи России». (Николай I)

  3. Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одерживать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». (Наполеон)

  4. «Крепостное состояние есть пороховой погреб под государством», - докладывал он царю. (А. Х. Бенкендорф)

  5. «Европа может подождать, пока русский царь рыбачит» (Александр III)

  6. «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнёт само собою уничтожаться снизу». (Александр II)


  1. Узнай историческое событие


  1. Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!... (отмена крепостного права)

  1. 25 июня 1807 года на плоту на реке Неман состоялась встреча императоров Александра I и Наполеона I. Она привела к заключению мирного договора между двумя странами. Согласно этому документу, Россия признавала все завоевания наполеона и присоединялась к «континентальной блокаде». (Тильзитский мир)

  2. Вчера, 14 декабря 1825 года, на Сенатской площади пытаясь убедить рядовых участников антиправительственного выступления, был смертельно ранен герой войны 1812 года, генерал-губернатор Петербурга Милорадович. (Восстание декабристов)

  3. С целью улучшения положения государственных крестьян, государь решил начать преобразования. Планируется ввести крестьянское самоуправление, переселение крестьян на свободные земли. (реформа Киселёва)

  4. Результатом проведения денежной реформы, в ходе которой главным платежным средством стал серебряный рубль, на который можно было обменять бумажные ассигнации, стало укрепление денежной системы России. ( денежная реформа Канкрина)


  1. «Найди лишнее»

  1. Отрезки, выкуп, «вольные хлебопашцы», временнообязанные

  2. Корнилов, Скобелев, Нахимов, Истомин.

  3. Канкрин, Бенкендорф, Уваров, Витте.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!