Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме " Колебания и волны "»
Повторительно-обобщающий урок по теме
"Колебания и волны" в 9-м классе
Цель урока: повторение темы “Колебания и волны”, закрепление знаний по изученным темам, обобщить материал по данной теме.
Развивающая – развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу, совершенствовать навыки решения качественных и графических задач; развивать коммуникативные способности учащихся, воспитать волевые качества, стремление к победе.
Этапы урока:
1.Оргмомент.
2. Этап актуализации знаний( работа по таблицам – поставить в соответствие физической величине единицы измерения ).
3. Основная часть
Устная работа.
Работа по тестам.
Заполнение таблиц.
Решение задач .
4. Домашнее задание.
5. Итоги урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя (объявление темы, целей урока и определение задач).
Мы закончили изучение раздела « Колебания и волны ». На сегодняшнем уроке мы повторим все понятия, физические величины, единицы измерения этих величин, формулы, которые мы использовали при изучении этих разделов.
2. Этап актуализации знаний .
Прежде, чем перейдём к основной части нашего занятия, я предлагаю вам выполнить задание : физическим величинам поставить в соответствие единицы их измерения.
3. Основная часть.
Устно:
В этом году вы познакомились с понятиями математического и пружинного маятников.
Давайте вспомним определения и формулы, позволяющие вычислить периоды их колебаний.
Учащиеся дают определения и записывают формулы для вычисления периодов.
От каких величин зависят периоды колебаний маятников?
Если длину математического маятника увеличить в 4 раза, изменится ли период колебаний?
Одинаков ли период колебаний математического маятника на полюсе, экваторе, на широте 45 градусов?
Что можно сказать о периодах колебаний, изображённых на рисунке маятников?
l 1 =l 2

m1 m 2
m1 ‹ m 2
Как можно уменьшить период колебаний пружинного маятника?
Как увеличить период колебаний пружинного маятника в 9 раз?
А теперь я предлагаю поработать самостоятельно.
Работа по тестам.
Взаимопроверка. Ключ к ответам на доске. Результаты.
При колебаниях маятников происходит превращение одного вида энергии в другой. Какие это виды энергии?
Записать их формулы на доске и в тетрадях.
Теперь сообща заполним таблицы.
Заполнение таблиц.
![]()














![]()

А О В
О – положение равновесия
Направление движения маятника | Сила упругости, Fупр | Скорость, υ | Потенциальная энергия, Еп | Кинетическая энергия, Ек | Полная механическая энергия, Епол |
От В к О | | | | | |
От О к А | | | | | |
От А к О | | | | | |
ОТ О к В | | | | | |
Решение задач.
Задача 1. При измерении пульса человека было зафиксировано75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите период сокращений сердечной мышцы.
Задача 2. Частота колебаний крыльев вороны в полете равна в среднем 3 Гц. Сколько взмахов крыльями сделает ворона, пролетев путь 650 м со скоростью 13 м/с?
Задача 3. Какова частота колебаний поршня двигателя автомобиля, если за 0,5 мин поршень совершает 600 колебаний?
4. Домашнее задание. Повторить « Самое важное » в 4 и 5 главах, тесты.
5. Итоги урока.