Повторительно-обобщающий урок: «Политическая сфера общества»
9 класс.
Цель урока: повторить и углубить знания о политической сфере общества, способствовать формированию демократических ценностей, развить умение анализировать документы, совершенствовать навыки работы с ИКТ.
Задачи урока: обобщение знаний, формирование коммуникабельной культуры.
Класс поделён на 3 группы.
Организационный момент.
Проблемное задание классу – эпиграф к уроку высказывание У. Черчилля: «Демократия наихудшая форма правления, если не считать остальных». Вопрос: какую ошибку с точки зрения научного обществознания допустил Черчилль?
Учащиеся делают вывод, что демократия – это политический режим, а не форма правления.
Вопрос классу: «А какие вы ещё знаете политические режимы?» Ученики перечисляют и выполняют задание №1 в распечатанном виде, соотнося признаки политических режимов.
Задание 1.
Соотнесите правильно:
А. Тоталитарный режим | Жёсткая цензура и отмена свободы слова. Отказ от тотального контроля над обществом Свободные выборы Принуждение господствует над убеждением |
Б. Авторитарный режим | 5. Репрессии, террор 6.Власть в руках одного человека или группы лиц 7.Принцип разделения властей. 8. Конституционализм и господство закона. |
В. Демократический режим | 9. Полный контроль над обществом. 10. Командный стиль руководства. 11. Преследование инакомыслящих. 12. Многопартийность. |
Результаты занесите в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | | | | | |
Делается вывод о том, какой в нашей стране политический режим.
Задаётся вопрос: «А как называется государственное устройство в нашей стране?» Федерация.
Ребята вспоминают другие виды государственного устройства и выполняют работу в группах (задание № 2) по подготовке и защите проекта 3-х форм государственного устройства: федерации, конфедерации, унитарного государства (клеят на ватман признаки каждого типа государственного устройства).
Задание №2.
Единая структура государственного аппарата. Глава государства распространяет свою власть на всю территорию страны.
Все территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам. Административные единицы не обладают политической самостоятельностью.
Единое гражданство
Единая система права
Единая судебная система
Одноканальная система налогов: они поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы
Существует два уровня государственного аппарата: федеральный (союзный) и республиканский
Существует два уровня государственного аппарата: федеральный (союзный) и республиканский
Двойное гражданство
Двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектов федерации
Объединение государств на договорной основе для достижения определённых целей
Субъекты являются полностью самостоятельными государствами
Вопрос классу: «Какая форма правления в нашей стране?» Республика.
Называют виды республики: президентская, парламентская и смешанная.
Каждая группа представляет подготовленную презентацию по одному из типов республики.
Ставится проблемный вопрос: «Чем же отличаются виды республики друг от друга?»
По окончании дети делают вывод об отличиях.
Ставится вопрос: « Что является одним из главных принципов демократического государства?». Называется принцип разделения властей.
Ученикам предлагается работа в парах с текстом Конституции.
Ребята получают по группам задание №3: «Исправь ошибки в тексте» по главам: «Президент», «Правительство», «Федеральное собрание».
Задание 3.
Найти ошибки:
Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент Российской Федерации избирается сроком на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 5 лет. Одно и тоже лицо может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Найти ошибки:
Федеральное собрание.
Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 400 депутатов. Государственная Дума избирается на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 летнего возраста и имеющий право участвовать в выборах. Первое заседание Думы открывает старейший по возрасту депутат. Совет Федерации и Государственная Дума заседают вместе. К ведению Государственной Думы относится объявление амнистии.
Найти ошибки:
Правительство Российской Федерации.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается без согласия Государственной Думы. Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет управление региональной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Президент Российской Федерации не может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
Следующий блок заданий на закрепление по тестам ОГЭ в виде презентации представляет учитель. Презентация на данном сайте Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера».
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: написать эссе «Плюсы и минусы демократии».