Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
"Школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Самара"
Региональный учебно-методический (ресурсный) центр
Тема: «Повышение двигательной активности детей с ТМНР, РАС и обучение использованию полученных навыков в их повседневной жизни».
Выполнила: учитель начальных классов Ускова Т.В
Особое значение в обучении детей с РАС имеет организация системы сознательных целенаправленных педагогических воздействий, связанных с телесно-физическим развитием.
Ц
ель такой педагогической работы заключается в содействии оптимальному физическому развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и требований социализации.
В 2020 году вышла обновленная версия широко известной пирамиды обучения Вильямса и Шеленбергера.
Данная пирамида обучения наглядно показывает значение физического развития ребенка. Без пропущенных, не проработанных нижних блоков пирамиды не будет успешного академического обучения. Только тогда, когда у ребенка с РАС правильно функционируют сенсорные системы, когда развиты координационные способности, физические качества и навыки, только тогда он сможет контролировать свои эмоции и поведение, быть уверенным в управлении своими движениями и быть успешным в социально-бытовой ориентировке, а так же воспринимать информацию на слух и коммуницировать.
Рассмотрим организацию процесса обучения детей с РАС на примере адаптивного физического воспитания, важность и первостепенное значение которого в системе обучения детей с РАС не вызывают сомнения.
Адаптивное физическое воспитание направлено:
- на укрепление здоровья, своевременное формирование двигательных умений, навыков и основных физических качеств;
- коррекцию нарушений двигательной сферы и психомоторики;
- стимуляцию физического и двигательного развития, произвольной двигательной активности;
- создание предпосылок и стимуляцию интеллектуального и речевого развития;
- педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей в общество.
У детей с РАС трудности произвольной организации поведения и обучения часто проявляются в импульсивности и инертности психических процессов, в неспособности подчинить свое поведение речевой инструкции, самостоятельно выстроить последовательность нескольких действий даже при наличии мотивации, в невозможности осуществить самые простые целенаправленные и произвольные действия, овладеть элементарными видами деятельности.
Поведение ребенка с РАС ограничивается отдельными операциями и полевым поведением, он может быть захвачен стереотипно повторяющимися действиями и быть не в состоянии переключиться на другую деятельность. В результате этого опыт его взаимодействия с миром оказывается крайне ограниченным. Из-за грубых нарушений познавательной или сенсомоторной сферы многие дети не в состоянии усвоить и выполнить даже самую простую программу, особенности эмоционально-волевой сферы препятствуют формированию мотивации к занятиям.
Для развития двигательной сферы детей с РАС важен осознанный характер моторного обучения. Ребенку с РАС сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.
Поэтому основными целями обучения детей с РАС на уроках адаптивной физической культуры являются:
1) развитие имитационных способностей (умения подражать);
2) стимулирование к выполнению инструкций;
3) формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела, во внешнем пространственном поле);
4) воспитание коммуникативных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
Рассмотрим более подробно, какие классы действий входят в программу обучения:
- действия, требующие ориентировки в пространстве собственного тела;
- действия, обеспечивающие различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле (ползание, ходьба, бег, прыжки);
- точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.
Х
орошие результаты показывает использование на занятиях методики альтернативной системы коммуникации и развития речи (Карточки PECS). Способ, который даёт возможность выразить ребенку свои желания и потребности, а педагогу донести до ребёнка слова и их значения. PECS (Picture Exchange Communication System), или Коммуникационная система обмена изображениями.
Т
акже на занятиях себя зарекомендовали «жетоны поощрений». Жетонная система поощрений - это метод изменения поведения. С помощью жетонов осуществляется положительное подкрепление одного ребёнка или группы детей. Жетоны выдаются после выполнения каких-либо задач или демонстрации желаемого поведения.
Все упражнения на уроках адаптивной физической культуры построены с нарастающей трудностью. Сначала идет разминка, затем основные упражнения около 10 минут.
- Например, упражнение с теннисным мячом «броски об стену» (сначала бросок – поймал; затем бросок – хлопнул в ладоши – поймал; бросок – хлопнул в ладоши за спиной – поймал и так далее.)
- упражнение с теннисным мячом «бросок об пол» (бросок об пол – поймал; бросок об пол – поочередно ловит то правой рукой, то левой и так далее).
Большое значения для детей с РАС играет комплекс упражнений «Полоса препятствий» (или координационный маршрут) - развивает моторное планирование, включает чередование упражнений, движений, изменение направлений, скорости выполнения, использование разного инвентаря.
Также, в комплекс упражнений входит развитие мелкой моторики. Для развития мелкой моторики использую Су-Джок терапию и другие различные пособия.
Почему сила кистей важна?
Достаточная сила кистей необходима для множества бытовых навыков, например, для того чтобы одеваться, открывать контейнеры, использовать такие инструменты, как карандаши и ножницы. Таким образом, сила мышц кисти необходима, для того чтобы дети научились жить более независимой жизнью.
Ч
то говорит о сниженной силе кистей рук?
Е
сли у ребенка слишком слабые мышцы кистей рук, особенно если у него слабые мышцы между большим и указательным пальцем, то ему трудно правильно держать карандаш или ручку. В этом случае ребенок пытается сжимать карандаш в кулаке. Ребенок также может быстро бросать любые задачи, требующие навыков мелкой моторики, или у него возникают трудности с повседневными делами.
В заключении хочу отметить, что адаптивная физическая культура помогает обучающимся с РАС в усвоении основных общеобразовательных предметов и играет большую роль в повседневной жизни и адаптации в социуме.