Скандинавская ходьба.
«Движение – это жизнь» - слова, которые знает с детства каждый ребенок и взрослый. Двигаться не только полезно для развития силы и выносливости, но очень нужно для формирования физического и психического здоровья.
Это важно для человека и необходимо уже с дошкольного возраста привлекать детей к активному образу жизни.
Двигаясь, ребенок изучает окружающий мир, тем самым удовлетворяет биологические потребности организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности.
Двигательная активность расшифровывается как суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют образовательную, частично - образовательную и нерегламентированную двигательную активность.
Образовательная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.
Частично-образовательная двигательная активность- это объем двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).
Самостоятельная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Двигательная активность ребенка представляет различные формы организации физического воспитания которые являются воспитательно - образовательный комплексом , разнообразной деятельности.
Данной проблеме, в психолого-педагогической науке, уделялось большое внимание. На этом поприще в разные годы объединяли и продолжают объединять свои усилия возрастные физиологи, гигиенисты и врачи А.А. Ухтомский, Н.А, Бернштейн, Г. Шеперд, Г.П. Юрко, М.Я. Набатникова, М.Н. Кузнецова; психологи А.З. Запорожец, В.П. Зинченко, Ю.Ф. Змановский, В.Т. Кудрявцев; педиатры и педагоги П.С. Лесгафт, Е.А. Аркин, Ю.Ф. Змановский, И.А. Аршавский; педагоги А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Е.Н. Вавилова, М.Ю. Кистяковская, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Л.П. Матвеев, В.К. Бальсевич.
Методический аспект рассматривали Т.И. Осокина, М.Ю. Кистяковская, Ю.Ю. Рауцкис, Е.А. Тимофеева, В.Г. Фролов, С.Б. Шарманова, М.А. Рунова, В.А. Шишкина, Н.А. Фомина, Н. Аксенова и др.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, организации двигательной активности которая должна соответствовать реализация принятому стандарту в ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой. В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.
Приоритетным направлением по оздоровлению и физическому воспитанию детей, строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста [Трубайчук Л.В.]. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на взгляд разработчиков, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.
Следовательно, физическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается как приоритетное направление деятельности ДОУ, именно в общей системе дошкольного образования этот вид развития имеет решающее значение для охраны и укрепления здоровья и становления и развития физического и психологического потенциала ребенка.
В данное время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Причин сложившейся в данной ситуации множество, но одна из главных – малоподвижный образ жизни ребенка.
Очевидно, что необходимый объём двигательной активности не может выполнен в течении образовательной деятельности. Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня дошкольного учреждения может быть достигнута за счёт сочетания различных форм и методов проведения физического развития , использования различных приёмов выполнения физических упражнений в сочетании с другими средствами оздоровления.
Инновацией по физическому развитию и улучшению здоровья стала одна из форм образовательной деятиельности «Скандинавская ходьба».
Ходьба с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба (англ. Nordic Walking) – это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При таких прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.
Методика обучения скандинавской ходьбе легко научиться, и она имеет много преимуществ:
улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких
активизирует процессы обмена веществ
укрепляет мышцы туловища
уменьшает нагрузку на тазобедерные и коленные суставы
оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию
повышает стрессоустойчивость организма, это возможность познакомится с новыми людьми и получить массу удовольствия.
Ходьба с палками имеет в себя технику различных направления спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с рядовой физической подготовкой.
Скандинавская ходьба по физической активности и технике подходит детям и дает хорошие результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц, т.е. позволяет себя поддерживать в хорошей физической форме
Скандинавская ходьба – это не набор движений с палками, а разработанная система, учитывающая особенности физическую подготовленность и развитие ребенка.
Почему в дошкольном учреждении стали использовать такую форму физического развития:
1. Чтобы освоить правильную технику, дающую заметный эффект, достаточно небольшое количество подвижных игр и упражнений с инструктором по физической культуре.
2. При регулярной ходьбе с палками изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, корректируется осанка, снижается нагрузка на суставы.
3. Повышается выносливость детей
4.Скандинавская ходьба развивает тонус мышц верхних и нижних конечностей одновременно.
Ходьба с палками – двигательная активность для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в с родителями или в с другими детьми – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью.
Основные задачи использования нордической ходьбы для дошкольников:
Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Почти все педагоги испытывают трудности в общении с родителями. И у меня возникла проблема. Бывает сложно было заинтересовать родителей, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и развивать физически.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и образования дошкольников. И я попытался ответить на важные для меня вопросы: «Как заинтересовать родителей?» «Как привлечь родителя к физическому развитию своего ребенка? «Какие новые формы взаимодействия нужно применить».
Для достижения положительного результата, в развитии и пропаганды двигательной активности как скандинавская ходьба использую такие традиционные формы работы с семьёй, как:
1. Беседы — индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице.
Открытыя образовательная деятельность для родителей – дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с методикой и практическим применением доступных упражнений и подвижных игр, по скандинавской ходьбе. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.
3.Дни открытых дверей в спортивном зале — помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности и научиться вместе с детьми элементам скандинавской ходьбы, а родителям узнать предпочтения как ребёнок осваивает данное движения и, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.
4.Физкультурные праздники и развлечения – способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
5. Консультации. Целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
6. Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами физического развития
9. Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволила заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь нашего ДОУ.
10.Для родителей, которые всегда спешат, предоставляем информацию в форме экспресс - листовок. Листовки разнообразны по содержанию, такие как: «игры с бегом», « поиграем зимой на улице», где родители смогут узнать, какие движения можно разучить с ребенком, о правилах той или иной игры. Также разработаны листовки для родителей родителей оздоровительного характера на темы: «В семейную копилку», «Здоровье всему голова».
11. Составление альбомов «Наша спортивная семья». Данная форма работы способствует повышению интереса детей к физической культуре и спорту, к выполнению физических упражнений, к утренней зарядке. А так же, детям предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных увлечениях и достижениях своих близких.
14. Школа здоровья «Здоровейка». Одна из наиболее продуктивных форм приобщения семей к здоровому образу жизни и физической культуре.
16.Нетрадиционная форма обратной связи с родителями «Почтовый ящик», в который они могут положить записки со своими отзывами, предложениями, идеями, вопросами к администрации детского сада и специалистам.
Стало традицией участие детей и родителей в спортивных мероприятиях, как на уровне детского сада, так и на муниципальном уровне: «Легкоатлетическая эстафета », Спартакиада, Лыжня России», «Папа, мама, я – спортивная семья». Родители вместе с детьми приняли участиев соревнованиях «Весёлые старты» среди воспитанников и родителей ДОУ Курчатовского района. Во всех мероприятиях дети имеют хорошие результаты результаты.
В последние годы словосочетание «сетевое взаимодействие» стало таким же модным, как «инновация» или «нанотехнологии». Стоит отметить, что сетевое взаимодействие ДОУ – это не взаимодействие в сети Интернет Речь идет об особом типе взаимодействия дошкольных образовательных организации, с родителями. Сайт или блог позволяет каждому участнику сети получить доступ к ресурсам, для развития, недоступным вне сети.
Сетевое взаимодействие дошкольного учреждения является на современном этапе инновационным механизмом развития дошкольного образования в свете ФГОС. Различные формы взаимодействия: дистанционное, межрегиональное сотрудничество, создание совместного банка материалов, объединение ресурсов способствуют опережающему введению стандартов.
Поэтому целью ведения образовательного блога считаю:
завоевать доверие родителей,
опосредованно образовывать родителей, формировать с ними партнёрские отношения путём приглашения родителей в соавторы блога;
размещать в блоге статьи на актуальные для родителей темы
размещать в блоге ссылки на популярные педагогические сайты и сайты для детей.
Таким образом, материалы блога оказались не только интересными, но и полезными для родителей.
Размещаю темы по скандинавской ходьбе:
1. Техника скандинавской ходьбы
2. Упражнения и игры с палками на улице
3. Фотографии образовательной деятельности «Скандинавская ходьба»
4.Рекомендации по методике обучения элементам скандинавской ходьбы.
Признавая роль общественного воспитания ведущей, нельзя умалять огромного значения семьи в формировании личности ребенка и здоровья . Семья — малая социальная группа для ребенка является первой школой жизни. Родители — первые учителя и воспитатели. Они имеют исключительную, большую силу воздействия на формирующуюся личность ребенка. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь к нему и забота. На это ребенок отвечает чувством привязанности, признанием превосходства и авторитета родителей.
Поэтому, успех всей образовательной деятельности по здоровью и физическому развитию зависит, прежде всего, от успешного сотрудничества воспитателей и всех педагогических работников и родителей. В своей работе я применил как сетевой ресурс и так и различные традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями для привлечения к физическому развитию через двигательную активность «Скандинавская ходьба»