СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в модернизации российского образования

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение профессионализма учителя как условие повышения качества образования на этапе освоения стандартов второго покаления. Сохранение  и укрепление здоровья обучающихся  образовательных учреждений средствами физической культуры и спорта.

Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в модернизации российского образования»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Красноармейска

Саратовской области имени Героя Советского Союза Танцорова Г.В.»






Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в модернизации российского образования




Выступление подготовила учитель физической культуры МБОУ «СОШ №2

г. Красноармейска Саратовской области»

Гринько Ольга Викторовна




















2014-2015г


Для решения данной задачи требуется выполнение ряда мероприятий


Повышение профессионализма учителя как условие повышения качества образования на этапе освоения стандартов второго поколения. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся образовательных учреждений средствами физической культуры и спорта».

Совершенствовать методику преподавания физической культуры в условиях освоения стандартов второго поколения.

Внедрение нового содержания образования и современных педагогических и информационных технологий в образовательный процесс.

Изучение материалов и совершенствование методики подготовки к итоговой аттестации по физической культуре.

Формирование у школьников ключевых образовательных компетенций средствами урочной и внеурочной деятельности.

Выявление, обобщение и распространение опыта работы творчески работающих учителей.

Внедрение форм работы с учащимися, позволяющими вовлекать школьников в активную творческую деятельность.

Способствовать повышению интереса учащихся по физической культуре


"Оценка качества образования по физической культуре"


В результате модернизации образования современной школы возникает противоречие между инновационными процессами, происходящими в образовании и сложившейся системой оценивания качества образования. Возникает проблема объективного оценивания учащихся, соответствующего требованиям современного общества. 

Оценка качества образования включает в себя оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. 
В современной школе достаточно остро стоит вопрос о качестве оценки физического воспитания школьников. 
При формировании образовательных стандартов были предприняты различные меры, направленные на повышение качества образования по предмету «Физическая культура» и его оценивания. 

Так, в одном из документов, направленных в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации рекомендовало использовать безотметочное оценивание по зачетной системе с последующим внесением записи «зачтено»/ «не зачтено» по результатам обучения в школьную документацию. Где, в качестве причины этого предложения, министерство выдвигало тезис, что «отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства». 

В документах Министерства образования Российской Федерации предлагалось также принять меры по увеличению двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений (возродить эффективные внеурочные формы занятий, увеличить количество часов по предмету «Физическая культура»). 
Я поддерживаю мнение коллег, что отказ от цифровой оценки учащихся ставит предмет «Физическая культура» на порядок ниже по отношению к другим школьным предметами и, что самое главное, снижает приоритет предмета в формировании у учащихся ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. 
В последнее время в некоторых регионах нашей страны наблюдается тенденция на увеличение количества уроков физической культуры, так в Татарстане, Москве, а также отдельных учебных заведениях других регионов вводится до пяти часов физической культуры в неделю. Это актуально, только двигательная активность позволит нам сохранить здоровье детей и сформировать потребность в здоровом образе жизни. 

В процессе модернизации изменились ориентиры образования, поэтому должны измениться и критерии существующей системы оценивания. В результате анализа мнений коллег и своего собственного, предлагаю учителям физической культуры оценочные суждения качества образования формировать на основе мониторинга, самооценки и обратной связи: 

- мониторинг. Применение мониторинга физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей. Этот мониторинг должен быть открытым для обучающихся и их родителей и давать возможность наблюдать динамику развития. В современной школе это возможно, благодаря наличию компьютера (компьютерный журнал достижений учащихся). Таким образом, наглядный прирост результатов физической подготовленности будет не только показателем отношения к физической культуре, но и стимулом для дальнейшего самосовершенствования; 
- самооценка. Формирование у обучающихся навыков самооценки помогает им объективно оценить себя, ставить перед собой реальные цели и достигать их в собственном темпе развития; 
- обратная связь. Обратная связь дает возможность обучающемуся получать информацию о выполнении им программы, на каком этапе находится, о своих слабых и сильных сторонах. Учитель благодаря обратной связи получает информацию о степени достижения учеником поставленных целей и имеет возможность объективно оценить учащегося. (В статье использовались мнения коллег по данному вопросу, опубликованные в журнале «Физическая культура в школе»).



Формирование положительной мотивации обучающихся - важнейшее условие повышения качества образования.

Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.

Я стараюсь развивать у ребят потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать - сильными, хорошо физически развитыми.

В школе, ребенок может быть впервые задумывается над своим отношением к тому, что ему «хочется», и к тому, что «Надо», «надо для здоровья», а следовательно, для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость - этому учит физкультура.

Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно - ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики - спортивным, девочки - подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированным: одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика, третьим - вольная борьба.

Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:

  • Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).

  • Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным и т.д.)

  • Подготовка себя к труду и службе в армии.

  • Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)

  • Сдача норм ГТО

Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Общаясь с родителями, я вижу большое понимание многих пап и мам роли физической культуры в жизни детей. Их дети охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, занимаются в спортивных секция.

Школьники могут самостоятельно или с родителями заниматься физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Моя задача, как учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных систематических занятиях или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.

На первом этапе формирования положительного отношения к физической культуре, я с первого класса ненавязчиво подчеркиваю положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии ребят и укреплении их здоровья.

На второй этапе - идет внутренняя подготовка ежедневно заниматься самостоятельно физическими упражнениями. Я задаю домашнее задание, которое необходимо выполнять не только в те дни, когда прошел урок, но и последующие, а так же на каникулах и выходных. Мы разучиваем на уроке комплекс упражнений, которые ребята будут выполнять дома.

Домашние задания по предмету «Физическая культура» также являются эффективной формой  мотивации к здоровому образу жизни. Их регулярное выполнение  учениками влечет за собой  успешное освоение программного материала.

Третий этап - превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. В силу возрастных психологических особенностей младших школьников и подростков (легкая смена интересов и желаний, недостаточное развитие настойчивости, целеустремленности) регулярное, самостоятельное выполнение ими физических упражнений представляют значительные трудности. Ребенок может 3-4 раза встать пораньше и сделать зарядку, но потом это ему надоест и он найдет для себя много оправданий, которые освободят его от угрызений совести в том, что он не осуществил задуманное (например, "поздно лег спать, поэтому проспал, и на зарядку не осталось времени" и т.д.).