СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение эффективности образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение эффективности образовательного процесса  через применение современных подходов к организации  образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя

Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности образовательного процесса»






Доклад на тему:

«Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя»



























Современная школа ориентируется на повышение качества образовательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. Установлена важная для методики проблема: усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно выяснены. Некоторые слова и выражения запоминаются легко, для усвоения других требуются специальные упражнения. Но при дифференцированной работе ученики могут овладеть активным лексическим минимумом.

Цель обучения лексической стороне речи, как записано в Примерных программах по иностранным языкам, состоит в том, чтобы школьники, с учётом их речевых возможностей и потребностей, последовательно овладевали лексикой с целью формирования элементарных коммуникативных умений в говорении, понимали её при аудировании и чтении.

Поэтому поиск средств и приемов для формирования именно лексического навыка всегда актуален.

Исходя из требований к образовательному процессу в целом и урокам иностранного языка в частности, можно определить основные пути совершенствования профессиональной компетентности педагога:

1. Исследовательская, экспериментальная деятельность;

2. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

3. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях;

4. Обобщение собственного педагогического опыта;

5. Использование информационно-коммуникационных технологий.

Система моей работы направлена на непрерывное самосовершенствование необходимых ключевых компетенций, требуемых современному преподавателю иностранных языков, на основе вышеназванных путей, а также повышение качества формирования коммуникативной компетенции и лексических навыков школьников посредством использования новых методических приемов и стратегий обучения и использования компьютерных технологий.

В процессе обучения я придерживаюсь коммуникативной концепции Е.И. Пассова, который дает следующее определение лексическому навыку: «Лексический навык есть синтезированное действие по выбору лексической единицы (ЛЕ) адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающие ситуативное использование данной лексической единицы в речи».

Лексический навык, как и другие навыки, характеризуется автоматизированностью, устойчивостью, самостоятельностью, обусловленностью и репродуктивностью. По мнению Е.И.Пассова формирование лексических навыков предполагает прохождение определенных ступеней:

  • семантизация ЛЕ (процесс раскрытия значения слова);

  • автоматизация ЛЕ (процесс формирования ЛН, процесс усвоения слова в речи и для речи);

  • дальнейшее совершенствование ЛН.

Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, считаю необходимым интенсивное использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка.

Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.

Я работаю в разных классах, с детьми, имеющими различный уровень языковой подготовки и обладающими разными способностями. В классах, где обучаются дети с низким уровнем обучаемости, метод использования мультимедийных презентаций оправдывает себя как никакой другой. Ведь именно этим детям сложно заучивать слова, у них слабо развита долговременная память, слабая мотивация.

Кроме того, на своих уроках мультимедийную презентацию использую для создания проблемной и обычной речевой ситуации, демонстрации лингвострановедческих реалий.

Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием, а не с фразой на родном языке, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Для создания мультимедийной презентации я использую следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяющая форматировать нужный текст), Microsoft PowerPoint (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео-файлами), Microsoft Publisher (возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (работа с сетевыми ресурсами Internet).

Помимо формирования лексических навыков, в целях развития коммуникативной компетенции и общей мотивации к изучению иностранного языка использую следующие методические приемы:

  1. Карта памяти. Это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

  2. Отсроченная догадка. Учащиеся высказывают предположения по названию темы. Но вопрос остается открытым почти до конца урока. Они должны самостоятельно дать на него ответ.

  3. Корзина идей. Это приемы индивидуальной и групповой работы для актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, которые позволяют выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме.

  4. Круги по воде. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме.

  5. Фишбоун. Позволяет обучающимся через наглядный систематизатор выявить и обсудить проблему. В «голове» рыбы формулируется проблема, «косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую — «против». В «хвосте» рыбы формулируется вывод.

  6. Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Таким образом, можно сделать вывод, что уроки с использованием современных подходов обучения и компьютерных технологий способствуют лучшему усвоению материала учащихся и позволяют:

- повысить мотивацию учащихся;

- интенсифицировать урок;

- приводит к более интенсивному участию в процессе обучения  самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.