Доклад на тему:
«Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя»
Современная школа ориентируется на повышение качества образовательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. Установлена важная для методики проблема: усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно выяснены. Некоторые слова и выражения запоминаются легко, для усвоения других требуются специальные упражнения. Но при дифференцированной работе ученики могут овладеть активным лексическим минимумом.
Цель обучения лексической стороне речи, как записано в Примерных программах по иностранным языкам, состоит в том, чтобы школьники, с учётом их речевых возможностей и потребностей, последовательно овладевали лексикой с целью формирования элементарных коммуникативных умений в говорении, понимали её при аудировании и чтении.
Поэтому поиск средств и приемов для формирования именно лексического навыка всегда актуален.
Исходя из требований к образовательному процессу в целом и урокам иностранного языка в частности, можно определить основные пути совершенствования профессиональной компетентности педагога:
1. Исследовательская, экспериментальная деятельность;
2. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
3. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях;
4. Обобщение собственного педагогического опыта;
5. Использование информационно-коммуникационных технологий.
Система моей работы направлена на непрерывное самосовершенствование необходимых ключевых компетенций, требуемых современному преподавателю иностранных языков, на основе вышеназванных путей, а также повышение качества формирования коммуникативной компетенции и лексических навыков школьников посредством использования новых методических приемов и стратегий обучения и использования компьютерных технологий.
В процессе обучения я придерживаюсь коммуникативной концепции Е.И. Пассова, который дает следующее определение лексическому навыку: «Лексический навык есть синтезированное действие по выбору лексической единицы (ЛЕ) адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающие ситуативное использование данной лексической единицы в речи».
Лексический навык, как и другие навыки, характеризуется автоматизированностью, устойчивостью, самостоятельностью, обусловленностью и репродуктивностью. По мнению Е.И.Пассова формирование лексических навыков предполагает прохождение определенных ступеней:
семантизация ЛЕ (процесс раскрытия значения слова);
автоматизация ЛЕ (процесс формирования ЛН, процесс усвоения слова в речи и для речи);
дальнейшее совершенствование ЛН.
Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, считаю необходимым интенсивное использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка.
Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
Я работаю в разных классах, с детьми, имеющими различный уровень языковой подготовки и обладающими разными способностями. В классах, где обучаются дети с низким уровнем обучаемости, метод использования мультимедийных презентаций оправдывает себя как никакой другой. Ведь именно этим детям сложно заучивать слова, у них слабо развита долговременная память, слабая мотивация.
Кроме того, на своих уроках мультимедийную презентацию использую для создания проблемной и обычной речевой ситуации, демонстрации лингвострановедческих реалий.
Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием, а не с фразой на родном языке, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Для создания мультимедийной презентации я использую следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяющая форматировать нужный текст), Microsoft PowerPoint (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео-файлами), Microsoft Publisher (возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (работа с сетевыми ресурсами Internet).
Помимо формирования лексических навыков, в целях развития коммуникативной компетенции и общей мотивации к изучению иностранного языка использую следующие методические приемы:
Карта памяти. Это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
Отсроченная догадка. Учащиеся высказывают предположения по названию темы. Но вопрос остается открытым почти до конца урока. Они должны самостоятельно дать на него ответ.
Корзина идей. Это приемы индивидуальной и групповой работы для актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, которые позволяют выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме.
Круги по воде. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме.
Фишбоун. Позволяет обучающимся через наглядный систематизатор выявить и обсудить проблему. В «голове» рыбы формулируется проблема, «косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую — «против». В «хвосте» рыбы формулируется вывод.
Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Таким образом, можно сделать вывод, что уроки с использованием современных подходов обучения и компьютерных технологий способствуют лучшему усвоению материала учащихся и позволяют:
- повысить мотивацию учащихся;
- интенсифицировать урок;
- приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.