МКОУ Яшкульская СОШ
Повышение функциональной грамотности
на уроках математики.
Учитель математики Босхаева Наталья Петровна.
2019г.
«Повышение функциональной грамотности на уроках математики» СЛАЙД №1
СЛАЙД №2
Слова греческого философа Гераклита «Многознание уму не научает» и его же слова «Все течет, все изменяется» актуальны и в наше время.
Математика – язык разума. На протяжении всей жизни нам приходится решать разного рода жизненные задачи и проблемы. Главной задачей уроков математики является развитие словесно - логического мышления. Задачи дисциплинируют ум, расширяют кругозор. Чтобы у ученика развилось творческое мышление, необходимо, чтобы ему стало интересно и надо научить работать в потоке информации, т.е. уметь извлекать ее из текста и применять на конкретном примере.
Математика - это наука, в которой естественный способ изложения - способ восхождения от абстрактного к конкретному.
С помощью различных образовательных технологий, наряду с формированием предметных знаний и умений, необходимо обеспечивать развитие у учащихся математической грамотности.
СЛАЙД №3
Под математической грамотностью понимают готовность учащихся справляться с жизненными проблемами, для решения которых нужно использовать некоторые математические знания и умения:
умение выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;
умение рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках)
В дальнейшем это умение будет способствовать успешности выпускника школы во взрослой жизни.
В зависимости от сложности задания выделены
СЛАЙД №4
уровни математической компетентности
Первый уровень включает воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;
Второй – установление связей и интеграцию материала из разных математических тем, необходимого для решения поставленной проблемы;
Третий – математические размышления, требующие обобщения и интуиции.
Формирование математической грамотности идет в течение каждого урока
Как игровой момент на уроке;
проблемный элемент в начале урока;
задание для смены деятельности;
модель реальной жизненной ситуации, показывающей необходимость изучения какого- либо понятия;
Как развивать математическую грамотность учащихся на уроках математики?
Перед учеником нужно поставить компетентностно - ориентированные задания. При их решении учащиеся должны осуществлять такие виды деятельности:
учение (как основа для дальнейшего образования), взаимообучение, совместное изучение, совместное обсуждение, исследования (в том числе совместные), обмен опытом, проектирование.
СЛАЙД №5
Математика начинается со счета, и как сказал Песталоцци:
«Счет и вычисления - основа порядка в голове».
В начале урока, когда записываем дату, всегда обращаю внимание ребят на числа - а что сегодня в них интересного? Это и четные - нечетные, кратные и признаки делимости, и.т.д. А так же уроки математики в 5,6 кл и алгебры 7,8 классов начинаем с устного счета.
задание на доске в картине «Устный счет»
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников является решение задач.
СЛАЙД №6
Арифметический способ решения текстовых задач-
один из приемов формирования математической грамотности. В процессе решения развивается мышление и речь.
Например: алгебра 7 кл. Решение задач с помощью уравнений.
В двух мешках было по 50 кг сахара. После того как из одного мешка взяли в 3 раза больше сахара, чем из другого, в нём осталось в 2 раза меньше сахара, чем в другом. Сколько сахара осталось в каждом мешке?
СЛАЙД №7
Известный педагог – математик Д.Пойа говорил:
«Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».
Таким образом, можно составить одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
СЛАЙД №8
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках, например, таких как: игры-упражнения, игры-путешествия, состязания, конкурсы, ребусы, кодированные задания, математическое лото, домино, кроссворды и т. д.- все это создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными. Занимательность делает процесс овладения знаниями более привлекательным. А значит, создает благодатную почву для формирования у учащихся математической грамотности.
Примеры заданий для развития математической грамотности
СЛАЙД №9 Например на уроках геометрии в 7 классе по теме «Задачи на построение», где используется циркуль я предлагаю детям вместо циркуля использовать веревку или шнур.
СЛАЙД №10 В 8 классе на уроках геометрии мы проходим площади фигур. Чтобы дети понимали, что площадь ромба отличается от площади квадрата можно предложить решить такую задачу:
Игорь планирует изготовить стенд либо в виде квадрата со стороной 70 см, либо в виде ромба со стороной той же длины. На покраску стенда какой формы уйдёт больше краски?
S
кв. = а² , S ромба = ah
h
Тогда, площадь квадрата больше площади ромба. Следовательно, на покраску стенда в форме квадрата расходуется больше краски
Эффективным способом развития мышления является решение учащимися нестандартных логических задач.
Все эти упражнения способствуют формированию математической грамотности.
Моя главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и использовать их в практических ситуациях. А также чтобы они, умели анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Чтобы достигнуть цели, я стараюсь создаю такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его математической грамотности.