СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение ИКТ- компетентности учителя иностранного языка в условиях ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность рассматриваемой нами темы обусловлена процессами, происходящими в современной школе – реформированием и модернизацией содержания общего образования, предъявлением новых требований к качеству образования, новых требований к деятельности учителя с позиций компетентностного подхода. Согласно ФГОС второго поколения педагог должен обладать ИКТ-компетентностью («компетенцией в области использования информационно-коммуникационных технологий» (1).Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся незаменимым помощником учителей-предметников средней общеобразовательной школы.ИКТ – компетентность педагога это  «не только совокупность знаний, умений, формируемых в процессе обучения информатике и современных информационно-коммуникационным технологиям, но и личностно-деятельностную характеристику педагога, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной деятельности» (2). Актуальность рассматриваемой нами темы обусловлена процессами, происходящими в современной школе – реформированием и модернизацией содержания общего образования, предъявлением новых требований к качеству образования, новых требований к деятельности учителя с позиций компетентностного подхода. Согласно ФГОС второго поколения педагог должен обладать ИКТ-компетентностью («компетенцией в области использования информационно-коммуникационных технологий» (1).Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся незаменимым помощником учителей-предметников средней общеобразовательной школы.ИКТ – компетентность педагога это  «не только совокупность знаний, умений, формируемых в процессе обучения информатике и современных информационно-коммуникационным технологиям, но и личностно-деятельностную характеристику педагога, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной деятельности» (2).

Просмотр содержимого документа
«Повышение ИКТ- компетентности учителя иностранного языка в условиях ФГОС ООО»

Повышение ИКТ- компетентности учителя иностранного языка в условиях ФГОС ООО

Автор: Арылахова Сардаана Николаевна,

учитель английского языка МАОУ НПСОШ №2

Актуальность рассматриваемой нами темы обусловлена процессами, происходящими в современной школе – реформированием и модернизацией содержания общего образования, предъявлением новых требований к качеству образования, новых требований к деятельности учителя с позиций компетентностного подхода. Согласно ФГОС второго поколения педагог должен обладать ИКТ-компетентностью («компетенцией в области использования информационно-коммуникационных технологий» (1).Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся незаменимым помощником учителей-предметников средней общеобразовательной школы.ИКТ – компетентность педагога это «не только совокупность знаний, умений, формируемых в процессе обучения информатике и современных информационно-коммуникационным технологиям, но и личностно-деятельностную характеристику педагога, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной деятельности» (2).

В условиях глобальной компьютеризации и развития информационно- коммуникационных технологий современный учитель иностранного языка должен уметь эффективно интегрировать ИКТ в образовательный процесс практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою творческую активность, повысить познавательную мотивацию , развить навыки самостоятельного изучения и закрепления учебного материала.

Сегодня в период интенсивных преобразований в системе общего образования проблема повышения ИКТ- компетентности педагогов , в том числе учителей иностранных языков остается очень актуальной. Однако в отечественной теории и методике обучения иностранным языкам термин «ИКТ – компетентность учителя» разработан не в достаточной степени. Так авторы П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев под определением «ИКТ-компетентность учителя иностранных языков » понимают «способность использовать учебные Интернет- ресурсы, социальные сервисы Веб 2.0 и другие информационно-коммуникационные технологии с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка» (1).

В обобщенную структуру ИКТ-компетентности учителя английского языка входят знания и умения следующего характера:


- знания осущности, содержании и структуре ИКТ; обобщенных возможностях и особенностях ИКТ в процессе обучения английскому языку, эргономических нормах применения ИКТ на различных этапах обучения английскому языку; конкретных видах дидактических ИКТ-продуктов, информационно-ориентированных, справочных, обучающих Интернет- ресурсах и их интеграции в процесс обучения английскому языку;особенностях созданиях собственных Интернет-продуктов (веб-квесты и др.) и их использовании в процессе обучения английскому языку; основных программах и Интернет-сервисах по изготовлению ИКТ-продуктов; мультимедийных дидактических программах и особенностях их применения в обучении английскому языку;
- умения рационально применять ИКТ в процессе обучения английскому языку, самостоятельно создавать ИКТ-продукты и рационально применять их на уроке английского языка и во внеклассной работе; пользоваться различными программами для изготовления дидактических ИКТ- продуктов;

В данной статье мы представляем опыт по повышению ИКТ- компетентностиучителя английского языка на материале созданных мультимедийных презентаций в программе PowerPoint для учащихся 7 классов МАОУ НПСОШ №2 города Якутска.

Мультимедийные презентации были созданы по трем направлениям: обучение грамматике, лексике и расширение страноведческих знаний в рамках внеклассной работы. Для обучения грамматике в 7 классе по теме «Времена действительного залога» нами были разработаны презентации в программе PowerPoint:

  1. PresentSimple, Past Simple, Future Simple;

  2. PresentProgressive, Past Progressive, Future Progressive;

  3. Present Perfect, Past Perfect, Future Perfect;

  4. Present Perfect Progressive, Past Perfect Progressive, Future Perfect Progressive.

Для обучения лексике в 7 классе были разработаны презентации по следующей тематике:

1. Взаимоотношения в семье, с друзьями.

2. Школа и школьная жизнь.

3. Родная страна и страна/страны изучаемого языка.

4. Здоровье.

5. Защита окружающей среды.

6. Великобритания.

7. Средства массовой информации

Во внеклассной работе по в 7 классе были апробированы такие разработанные презентации как:

-Игра-викторина "Знаешь ли ты достопримечательности изучаемого языка?"

-Брейн-ринг "Знаменитости США, Канады, Австралии"

-Игра-"Кто хочет стать миллионером"( Who wants to be a millionaire")

-Внеклассное мероприятие" St Valentine's Day"

-English-speaking countries


Далее представляем фрагментарный дидактический материал по проведению внеклассного мероприятия в 7 классе по теме «English-speaking countries» с использованием разработанной мультимедийной презентацией..

Обучающими целями мероприятия являлись:

  1. Закрепление страноведческого материала по теме «Англо-говорящие страны»;

  2. Совершенствование навыков аудирования, чтения и монологической речи;

  3. Совершенствование лингвострановедческой компетенции учащихся.

Основными воспитательными целями были определены:

  1. Приобщение учащихся к культуре и традициям англо-говорящих стран;

  2. Воспитание умения работать в команде.

В качестве развивающих целей выделены:

  1. Развитие лингвистической догадки;

2) Развитие интеллектуальных способностей.

Основная часть

Our first competition is “Shape”.

Каждой команде раздаются листы, на которых нарисованы контуры различных англо-говорящих стран: Великобритании, Соединённых Штатов Америки, Австралии, Канады, новой Зеландии. Учащиеся получают задание определить по контуру название страны.

So, I’ll give each team these sheets of paper. You can see the shapes of different English-speaking countries there. Guess what countries have such shapes. You have three minutes for this task.

В течение трёх минут учащиеся обсуждают свои ответы.

Teacher: Well. Time is up. Let’s check. Please, put your sheets of paper on the blackboard.

Учащиеся обеих команд вывешивают свои листы с контурами и подписанными под ними странами на доску и вместе с учителем проверяют свои ответы.

Teacher: Well, let’s name all English-speaking countries once more.

Pupils: The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, the United States of America, Canada, Australia, New Zealand.

Teacher: That’s right.

Quiz

Teacher: Well, the rules of the quiz are the following. Each team should choose a sector and points they like and I read you a question for the sector. If your answer is wrong the other team may answer the same question. Take turns in choosing the sectors. Are the rules clear?

Questions (1 point)

  1. What is the capital of the Unit­ed Kingdom? (London)

  2. What is the capital of Austra­lia? (Canberra)

  3. What is the capital of New Zealand? (Wellington)

  1. What is the capital of the USA? (Washington)

  2. What is the capital of Canada? (Ottawa)

  3. Paris - лишнее



Для разработки данного дидактического материала нами были содержательно изучены возможности и преимущества программыPowerPoint. Преимуществами презентации PowerPoint являются универсальность и простота; возможность сочетания разнообразной текстовой, графической, аудио- и видеонаглядности, возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок; возможность осуществлять как опорную поддержку, так и работать в интерактивном режиме; использование отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге);возможность интенсифицировать учебный процесс используя различные формы – фронтальную, парную , индивидуальную, групповую.

При самостоятельной разработке мультимедийных презентаций мы определили некоторые особенности работы с ними:

  • Использование презентаций возможно на любом этапе работы с учебным материалом – при введении нового материала, при его активизации и применении.

  • При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию, выделять функциональные особенности, подавая их квантами

  • При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки, фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики.

  • Для закрепления изученного материала необходимо создавать различные виды упражнений ( подготовительные, упражнения на закрепление, контрольные речевые упражнения).

При наличии в классе мультимедийной доски можно вызывать к ней учащихся, которые будут самостоятельно выполнять различные задания. Так учащимся очень нравится работать на уроках с презентациями, они с увлечением выполняют свои собственные презентации и представляют результаты на контрольных занятиях.

Учащиеся в классе выбирают между собой пару для совместного выполнения задания в программе PowerPoint. Выбрав себе собеседника по диалогу, учащиеся составляют свой диалог на слайде в программе PowerPoint, по желанию вставляют картинку в презентацию. У учащегося есть выбор при выполнении презентации, вместе с собеседником озвучить свой диалог, записавсовместный разговор на телефон и вставив в последующем в презентацию PowerPoint или с помощью третьих лиц могут снять видео об их диалоге, что очень положительно влияет на учащихся при изучении грамматики и лексики английского языка. Визуальное и слуховое восприятие эффективно работает при создании совместного труда учащихся. Данная работа очень нравится учащимся, так как дает возможность раскрыть свои творческие способности, совершенствуя активные грамматические и лексические навыки.




Как показывает опыт использования мультпрезентаций в обучении грамматике по теме PresentPerfectиPastPerfectобучающиеся научились использовать временные формы английского глагола в устной и письменной речи, содержательно составляли учебные диалоги, использовали данные грамматические навыки употребления Времен Действ залога при описании собственного опыта,.

Таким образом, мы считаем, что даже обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель иностранного языка может создавать оригинальные учебные материалы в данной программе как эффективное средство обучения английскому языку, делая процесс овладения английским языком увлекательным и полезным.

Выстроенное таким образом обучение несомненно способствует достижению основной цели модернизации образования — улучше­нию качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к ин­формационно-коммуникационным возможностям современных техноло­гий и обладающей информационной культурой.













Список использованной литературы



  1. Сысоев, П.В. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав / П.В. Сысоев,
    М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. – 2017. – № 5. – С. 45 – 47.

  2. Лапчик, М.П. ИКТ-компетентность бакалавров образования / М.П. Лапчик // Информатика и
    образование. – 2018. – № 2. – С.39 – 42

3. Мильруд Р.П., Максимова И.Р., Информационно-педагогические технологии в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе .-2019-№9.





4