Гольцман Екатерина Карловна,
учитель математики
МБОУ «Школа № 15» г. Ачинск
Повышение качества математического образования через использование методики взаимотренажа
Данная статья предназначена для учителей математики, физики, химии, информатики, но может быть полезна учителям других предметов, так как в статье описываются возможности взаимотренажа для повышения качества знаний учащихся.
В Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования указано на необходимость формирования у учащихся предметных знаний, включающих владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Формирование требуемых знаний включает в себя ряд определенных трудностей, главная из которых – недостаток времени для усвоения на уроке. Невозможно добиться запоминания терминологией и понятий, если использовать на уроках фронтальную работу или самостоятельную работу учащихся. Запомнят терминологию и понятия только учащиеся с хорошими учебными возможностями.
Один учитель в классе не может на каждом этапе усвоения проверить понимание и запоминание программного материала каждым учеником. Учитывая один из постулатов обучения коллективных учебных занятий: «Дети отличаются не своими возможностями усвоить тот или другой учебный материал, а индивидуальными способами и средствами усвоения этого материала» и каждого ученика необходимо обеспечить этими средствами. На сколько работает мышление каждого ребенка, мы узнаем, когда слышим речь каждого из учеников. Любой человек, как и мои ученики, вынуждены задуматься и ответить на вопрос тогда, когда его задают лично, персонально ему, смотрят при этом в глаза и ждут ответа.
В условиях общего фронта на уроке – это возможно осуществить только в том случае, если использовать диалоги учащихся, т.е. парную работу для осмысленного запоминания и усвоения учебного материала в деятельности друг с другом.
Одним из способов организации такой работы является введение в структуру урока взаимотренажа. Автор данной методики М.А. Мкртчян. Взаимотренаж предназначен для организации повторения, закрепления, тренировки пройденного материала. Использование денной методики в практической деятельности – один из ресурсов для реализации задачи повышения качества математического образования.
Взаимотренаж на уроках математики – второй год направление деятельности коллег – математиков, участников городского инновационного комплекса «Оптимизация урока на основе оргдиалога».
Вместе с коллегами – математиками 5-7 классов через взаимотренаж работаю по направлениям:
- устный счет;
- припоминание свойств и правил;
- решение простейших задач.
Понимаю, что запоминание определений, формул, алгоритмов действий являются ключевым фактором в процессе обучения предметов естественно математического цикла. Именно от того, как каждый ученик знает и понимает теоретический материал, насколько автоматизированы у него вычислительные навыки, как он умеет решать простейшие математические задачи, зависит его успешность в освоении программного материала.
Как показала моя практика работы за этих полтора года в 6-7 классах, введение в структуру уроков взаимотренажа – важное условие для более прочного усвоения программного материала через проговаривание хода выполнения заданий. Такая работа не занимает много времени - 3-5 минут урока, но ее использование эффективно тогда, когда данный вид деятельности будет проводиться систематически, когда каждый ученик освоит алгоритм выполнения заданий, будет уметь взаимодействовать в парах, будет иметь необходимую дидактику для выполнения заданий по взаимотренажу.
Но если в прошлом учебном году, исходя из установок научного руководителя городского инновационного комплекса И.Г. Литвинской, работа по взаимотренажу в 5-6 классах велась по односторонним карточкам взаимотренажа (в карточках для каждого ученика даны задания и ответы), в которых предлагались простейшие задания на устный счет – в этом учебном году по созданному коллегами – математиками, включая меня, в прошлом учебном году банку карточек взаимотренажа по математике в 5-6 классах аналогичная работа продолжается, банк карточек взаимотренажа пополняется (см. приложение).
По математике в 7 классах первый год согласно направлениям работы по повышению качества математического образования ведется работа по взаимотренажу. Дидактический материал по взаимотренажу по различным блокам программного материала математики 7-го класса в течение данного учебного года создается мною и коллегами - математиками 7-х классов школ ГИК и регулярно используется в практической деятельности.
Исходя из сложности программного материала по алгебре, геометрии 7-го класса, для эффективности работы по взаимотренажу, возникла необходимость, кроме односторонних карточек, создавать двусторонние карточки, т.е. карточки – задания видят оба напарника, а в карточке проверяющего есть и задания и решения этих заданий (см. приложение).
Созданные мною и коллегами – математиками 7-х классов школ ГИК двусторонние карточки, можно использовать не только для взаимотренажа, но и при других видах работы в оргдиалоге.
Для отслеживания результатов взаимотренажа ежемесячно проводится контроль, анализируется, намечаются пути улучшения результатов. Так как данной деятельностью занимаюсь не только я, но и коллеги – математики 5-7 классов школ ГИК, ежемесячный контроль проводится по одним текстам, анализируется по одной схеме, что позволяет оценить хорошие результаты учащихся, видеть причины неудач (см. приложение).
Как показывает моя практика и практика коллег за эти два года, использование в системе взаимотренажа на уроках математики дает результаты.
Взаимотренаж позволяет включить 100% учащихся в продуктивную деятельность на уроках, что невозможно при фронтальной работе;
У каждого ученика развивается речь, формируется навык самостоятельных рассуждений;
У каждого ученика формируется коммуникативная компетентность, склонность к сотрудничеству, умение находить общий язык с одноклассниками – напарником в паре;
Взаимотренаж влияет на совершенствование вычислительных навыков каждого ученика, повышает вычислительную культуру каждого, развивает алгоритмическое мышление (это можно видеть по сравнительным анализам взаимотренажа);
Проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не вдали от каждого ученика;
При устном взаимотренаже у каждого учащегося развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться.
Приложение
(односторонние карточки взаимотренажа).
Карточки взаимотренажа по алгебре в 7-м классе по теме: «Сокращение алгебраических дробей»
Учитель математики школы № 15 Гольцман Е.К.
А-7, ВТ, Карточка № 1 Найди общий делитель для данных одночленов 1). 4а и 8а2 Ответ: 4а 2). 15а3 и 3а2 Ответ: 3а2 3) 6а и 4а Ответ: 2а 4) а5 и а9 Ответ: а5 | А-7, ВТ, Карточка № 2 Найди общий делитель для данных одночленов 1). 3а и 6а2 Ответ: 3а 2). 8а6 и 2а4 Ответ: 2а4 3) 10а и 20а Ответ: 10а 4) а3 и а Ответ: а |
А-7, ВТ, Карточка № 3 Найди общий делитель для данных одночленов 1). 6а и 2а2 Ответ: 2а 2). 10а4 и 5а3 Ответ: 5а3 3) 8а и 12а Ответ: 4а 4) а6 и а Ответ: а | А-7, ВТ, Карточка № 4 Найди общий делитель для данных одночленов 1). 7а и 14а2 Ответ: 7а 2). 3а4 и 4а5 Ответ: а4 3) 6а и 9а Ответ: 3а 4) а2 и а Ответ: а |
А-7, ВТ, Карточка № 5 Найди общий делитель для данных одночленов 1). 16а и 2а Ответ: 2а 2). 18 и 4 Ответ: 2 3) а7 и а Ответ: а 4) а5 и а6 Ответ: а5 | А-7, ВТ, Карточка № 6 Найди общий делитель для данных одночленов 1). 8а и 3а Ответ: а 2). 24 и 15 Ответ: 3 3) а9 и 0а Ответ: а 4) а3 и а5 Ответ: а3 |
А-7, ВТ, Карточка № 7 Вынеси за скобки общий множитель 1). 5а + 5в = 5(а+в) 2). 7а +7в = 7(а+в) 3) 3а-3в = 3(а-в) 4) 6а-6в = 6(а-в) | А-7, ВТ, Карточка № 8 Вынеси за скобки общий множитель 1). 3а + 3в = 3(а+в) 2). 9а +9в = 9(а+в) 3) 4а-4в = 4(а-в) 4) 10а-10в = 10(а-в) |
А-7, ВТ, Карточка № 9 Вынеси за скобки общий множитель 1). 2а + 2в = 2(а+в) 2). 5а +5в = 5(а+в) 3) 8а-8в = 8(а-в) 4) 7а-7в = 7(а-в) | А-7, ВТ, Карточка № 10 Вынеси за скобки общий множитель 1). 4а + 2в = 2(2а+в) 2). 6а +12в = 6(а+2в) 3) 8а-4в = 4(2а-в) 4) 5а-10в = 5(а-2в) |
А-7, ВТ, Карточка № 11 Вынеси за скобки общий множитель 1). 3а + 9 = 3(а+3) 2). 5а +7а = а(а+7) 3) 4а-8 = 4(а-2) 4) 6а-9 = 3(2а-3) | А-7, ВТ, Карточка № 12 Вынеси за скобки общий множитель 1). 12а + 6 = 6(2а+1) 2). 7а + а = а(7+1) 3) 5а-15 = 5(а-3) 4) 8а-12 = 4(2а-3) |
А-7, ВТ, Карточка № 13 Найди общий множитель у многочлена 1). 4а - 4 = Ответ: 4 2). 6а +7а = Ответ: а 3) -3а-15 = Ответ: 3 4) 10а-4в = Ответ: 2 | А-7, ВТ, Карточка № 14 Найди общий множитель у многочлена 1). 14а + 6 = Ответ: 2 2). 9а +а = Ответ: а 3) 8а-12 = Ответ: 4 4) 10а-5в = Ответ: 5 |
А-7, ВТ, Карточка № 15 Вынеси за скобки общий множитель: 1). ах + ау = а(х+у) 2). вх+ву = в(х+у) 3) ах-ау = а(х-у) 4) вх-ву = в(х-у) | А-7, ВТ, Карточка № 16 Вынеси за скобки общий множитель: 1). ах2 + ау2 = а(х2+у2) 2). вх2+ву2 = в(х2+у2) 3) ах2-ау2 = а(х2-у2) 4) вх2-ву2 = в(х2-у2) |
А-7, ВТ, Карточка № 17 Вынеси за скобки общий множитель: 1). ах4 + ау4 = а(х4+у4) 2). вх4+ву4 = в(х4+у4) 3) ах4-ау4 = а(х4-у4) 4) вх4-ву4 = в(х4-у4) | А-7, ВТ, Карточка № 18 Вынеси за скобки общий множитель: 1). ах3 + ау3 = а(х3+у3) 2). вх3+ву3 = в(х3+у3) 3) ах3-ау3 = а(х3-у3) 4) вх3-ву3 = в(х3-у3) |
А-7, ВТ, Карточка № 19 Вынеси за скобки общий множитель: 1). а2 х + а2 у = а2(х+у) 2). в2 х+в2 у = в2(х+у) 3) а2 х-а2 у = а2(х-у) 4) в2 х-в2 у = в2(х-у) | А-7, ВТ, Карточка № 20 Вынеси за скобки общий множитель: 1). а2 х2 + а2 у2 = а2(х2+у2) 2). в2 х2+в2 у2 = в2(х2+у2) 3) а2 х2-а2 у2 = а2(х2-у2) 4) в2 х2-в2 у2 = в2(х2-у2) |
А-7, ВТ, Карточка № 21 Найди общий делитель для данных многочленов 1). (а+в)2 и (а+в)4 Ответ: (а+в)2 2). (а+в)3 и (а+в) Ответ: а+в 3) (а-в)3 и (а-в)2 Ответ: (а-в)2 4) (а-в)4 и (а-в)2 Ответ: (а-в)2 | А-7, ВТ, Карточка № 22 Найди общий делитель для данных многочленов 1). (а+в) и (а+в)6 Ответ: (а+в) 2). (а+в)5 и (а+в)3 Ответ: (а+в)3 3) (а-в)4 и (а-в)5 Ответ: (а-в)4 4) (а-в)6 и (а-в)7 Ответ: (а-в)6 |
А-7, ВТ, Карточка № 23 Найди общий делитель для данных многочленов 1). (а+в)3 и (а+в)4 Ответ: (а+в)3 2). (а+в)3 и (а+в)8 Ответ: (а+в)3 3) (а-в)5 и (а-в)2 Ответ: (а-в)2 4) (а-в)6 и (а-в)4 Ответ: (а-в)4 | А-7, ВТ, Карточка № 24 Найди общий делитель для данных многочленов 1). (а+в) и (а+в)5 Ответ: (а+в) 2). (а+в)4 и (а+в)2 Ответ: (а+в)2 3) (а-в) и (а-в)5 Ответ: (а-в) 4) (а-в)2 и (а-в)5 Ответ: (а-в)2 |
Приложение (двусторонние карточки)
Карточки для организации устного взаимотренажа по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника», Геометрия, 7 класс
Учитель: Е.К. Гольцман (МАОУ «Школа № 15»)
Г-7, ВТ, Карточка № 1 Реши задачу (условие): В 1. А С К Угол А равен 400, угол В равен 600. Найти величины углов: С, ВСК. 2. Назови верные, неверные утверждения: а) в треугольнике может быть 2 острых угла. б) в треугольнике может быть 2 тупых угла. в) в треугольнике может быть один прямой угол. | Г-7, ВТ, Карточка № 1 Реши задачу (решение и ответ): В 1. А С К Угол А равен 400, угол В равен 600. Найти величины углов: С, ВСК. Решение: 1 ). Сумма углов треугольника равна 1800, значит С = 1800-400-600=800 2 ). ВСК=1800-800=1000 (сумма смежных углов равна 1800). 2. Назови верные, неверные утверждения: а) в треугольнике может быть 2 острых угла – утверждение верно. б) в треугольнике может быть 2 тупых угла – утверждение не верно. в) в треугольнике может быть один прямой угол – утверждение верно. |
Приложение
Задания для промежуточного контроля по взаимотренажу в 7-х классах по математике (на конец февраля 2017 года)
Задания для промежуточного контроля по взаимотренажу в 7-х классах по математике (на конец февраля 2017 года) Вариант 1 | Задания для промежуточного контроля по взаимотренажу в 7-х классах по математике (на конец февраля 2017 года) Вариант 2 |
1. Вычислить | 1. Вычислить |
1) -6,3 – 7,2 = 2) -8,3 – (-5) = 3) -54 – (-62) = 4) 3,2 * (-0,4) = 5) 32,8: (-0,8) = 6) -54,9: 9 = | 1) -5,6 – 3,2 = 2) -10,3 – (-6) = 3) -52 – (-58) = 4) 4,3 * (-0,3) = 5) 35,7: (-0,7) = 6) -45,9: 9 = |
2. Решить уравнение | 2. Решить уравнение |
7) -9х-15 = 4х+11 | 7) -8х-16 = 6х+12 |
3. Выполнить действия с одночленами | 3. Выполнить действия с одночленами |
8) 6х+8х = 9) -10х-5х = 10) 3х*5х2= 11) 0,5х3* 0,3х4 = 12) 15х2у: 3х = | 8) 10х+3х = 9) -8х-5х = 10) 5х*6х3= 11) 0,7х6* 0,2х3 = 12) 14х3у: 7х = |
4. Выполнить действия с многочленами | 4. Выполнить действия с многочленами |
13) (6х+8у)+(-9х+3у) = 14) (9х-6у)-(7х-5у) = | 13) (4х+6у)+(-7х+2у) = 14) (10х-7у)-(3х-8у) = |
5. Геометрическое задание | 5. Геометрическое задание |
15) Задача: Найти все углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых а и в секущей с, если один из углов равен 80о (сделать рисунок к задаче) | 15) Задача: Найти все углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых а и в секущей с, если один из углов равен 110о (сделать рисунок к задаче) |