СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества образования через создание оптимальных условий для познавательно-личностного развития учащихся (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делилась опытом работы учителей нашей начальной школы по теме "Повышение качества образования через создание оптимальных условий для познавательно-личностного развития учащихся".

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования через создание оптимальных условий для познавательно-личностного развития учащихся (из опыта работы).»

Повышение качества образования через создание оптимальных условий для познавательно-личностного развития учащихся.

Среди множества серьёзных проблем, стоящих сегодня перед педагогом, наиболее значимо выделяются проблемы качества знаний и их практической реализации учащимися. Многочисленные исследования показывают, что сегодня каждый четвёртый ученик испытывает трудности в обучении, которые могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, низким уровнем развития речи, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности, так и отсутствием коммуникативных навыков. Перечисленные выше проблемы ставят ребёнка  в ситуацию постоянной неуспешности.
Поэтому цель работы учителей начальных классов нашей школы заключается в создании благоприятных условий, способствующих предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся, повышению качества их знаний, активизации познавательных интересов детей, формированию коммуникативных навыков и сплочённости коллектива.
Как же помочь нашим детям учиться? Как повысить качество их знаний? Прежде всего, необходимо их заинтересовать, сделать процесс обучения увлекательным, создать такие условия, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным.

Для этого делаем следующее:

- не преподносим готовые знания ученику, а компетентностно организовываем самостоятельный познавательный процесс;

- проводим работу по обеспечению условий для развития познавательного и творческого потенциала учеников начальных классов. Ведь именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества;

- создаём условия для осуществления развития познавательных и творческих возможностей младшего школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и активизируем личностный познавательный и творческий потенциал обучающихся.

С этой целью мы используем в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Главная цель на уроках наших учителей – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Поэтому мы продумываем структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Для этого наравне с традиционными типами уроков в своей работе используем и нетрадиционные: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-исследования, интегрированные уроки, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление, даёт шанс самым неуверенным учащимся.

Для эффективности урока используем

- разные формы обучения: индивидуальную, работу в парах и группах,

- используем различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы,

- применяем разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, самопроверка, мнение и оценка коллектива.

В результате соединения учебной и игровой деятельности стараемся научить детей моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (с помощью сети Интернет, познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). В результате чего, у детей развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

На уроках используем и компьютерные технологии. Для повышения уровня познавательно активности разрабатываем мультимедийные презентации к урокам, подбираем видео- и аудио-сопровождение к урокам окружающего мира и литературного чтения. С помощью программы Word дети готовят сообщения, кластеры, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира. 

Особое место в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО занимает проектная деятельность. Технология проекта применима к изучению любой школьной дисциплины. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода проекта заключается в развитии познавательных и творческих способностей, расширяет кругозор учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.

У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. А задача учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Учителям нашей школы помогает в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому мы считаем: заполнение портфолио каждым учеником актуальным и важным.

Для реализации поставленных задач по формированию познавательного интереса, мы стараемся работать по двум направлениям: учебное и внеурочное. 
В учебной деятельности формируем познавательный интерес через: 
- правильную организацию формирования учебной деятельности,
- умение планировать и контролировать собственные действия; 
- подбор занимательного материала. 
Самым эффективным средством включения в процесс учения на уроке мы считаем является занимательность или игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.

На уроках в начальной школе мы используем:

Регулятивные игры

Игры:  «Ладошки», «Муха», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и другие.  

Познавательные игры

Игры: «Предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает  - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище»,  «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает-не бывает», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Коммуникативные игры

«Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Необитаемый остров», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Отгадай, о ком говорим», и другие. (развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива)

Следующий занимательный материал, который все мы используем на уроках и во внеурочной деятельности – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты. Они позволяют ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью. 
Кроме обычных кроссвордов используем кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.

Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков , используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу.

Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Уверенное владение навыками чтения и письма является одним из основных условий успешности детей в учении. 

Поэтому на уроках литературного чтения К. С. Г. ведёт целенаправленную работу по формированию техники чтения, основанную на опыте педагогов-новаторов. Техника чтения часто «тормозится» из-за слаборазвитой оперативной памяти, поэтому, сначала С. Г. начинает работу по её развитию и делает это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых были разработаны профессором И.Т.Федоренко.  На каждом уроке использует приём жужжащего чтения, разработанный В.А.Сухомлинским, а также приём ежеурочного пятиминутного чтения. С целью автоматизации навыка чтения использует дидактический материал Г.Г. Мисаренко, разработанный научной лабораторией обучения по системе Л.В.Занкова, а также сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения Т.И. Кондраниной. К работе над совершенствованием техники чтения учащихся привлекает и родителей, способных при подготовке домашнего задания обеспечить ребёнку режим щадящего чтения, не длительного, но частого, а также чтение перед сном. Указанные выше, приёмы и средства развития навыка чтения, получили признание с нашей стороны, и мы стали применять их в собственной работе.

Уверенное же владение навыками письма опирается на целенаправленную, систематическую орфографическую работу, направленную на развитие орфографической зоркости, на предупреждение и исправление орфографических ошибок. Большую роль в овладении грамотным письмом играет также и лексическая работа. Из-за небольшого словарного запаса и незнания значения многих слов, у детей возникают проблемы с подбором проверочных слов при проверке таких труднейших орфограммах как «правописание безударных гласных», «правописание парных звонких и глухих согласных», «правописание непроизносимых согласных». Поэтому, уже с первых уроков обучения грамоте, Т. О. В. уделяет этой работе большое внимание. На протяжении 4-х лет на уроках русского языка и литературного чтения, дети знакомятся с многозначными словами, антонимами, синонимами, омонимами, фразеологическими оборотами. При работе над новыми словарными словами, дети изучают их происхождение, знакомятся с лексическим значением, пользуясь этимологическим и толковым словарями, подбирают к ним синонимы и антонимы.

Работа над ошибками на уроках русского языка – залог повышения качества образования.

Важное место при обучении правописанию Д. Е. Н. отводит работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся. Дети заводят тетради-памятки для правил, куда заносят название орфограмм, их краткое содержание. Памятка заполняется по ходу обучения. Орфограммы чаще всего записываем кратко, схематично, понятным языком для ребенка. Заводится словарик, куда после работы над ошибками в тетради записывать свое слово, в котором была допущена ошибка. И, конечно же, самое важное – научить правильно выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками даст заметные результаты лишь в том случае, если будет проводиться систематически, самыми разнообразными методами и не только на специально отведённых для этого уроках, но и во время проверки домашнего задания, изучения нового материала и его закреплении. Практика показывает, что упорная, систематическая работа над ошибками даёт положительные результаты. Работу над ошибками Е. Н. проводит индивидуально, в парах, в группе и коллективно, используя памятку «Работа над ошибками».


Для предупреждения неуспеваемости М. Л. В. применяет технологию уровневой дифференциации. Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, мы очень часто забываем, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все Л. В. учитывает при отборе заданий для учащихся. Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся Л. В. предъявляет достаточно серьезные требования. Создаёт ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.


Огромное влияние на детей оказывает самостоятельная работа, именно самостоятельность является высшим уровнем активности. Поэтому на уроках М. И. А. старается больше времени отводить на самостоятельную работу, подбирая разнообразные задания для самостоятельного выполнения, давая индивидуальные задания. Часто создаёт ситуации, в которых учащиеся сами:

- самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

- находят несколько вариантов решения проблемы;

- находят “ошибкоопасные места”;

- составляют синквейны.

Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы являются и рабочие тетради по предметам на печатной основе, в которых имеется большое количество разнообразных заданий: это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы.

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний, развивает познавательный интерес к изучаемому предмету.

В первом классе мы открыли для себя работу с синельными палочками. С их помощью можно выполнять задания типа «Сложи букву, цифру и т.д.». Как вариант, подобную работу Р. Л. П. проводит с пластилином и нитками.

Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности через проведение познавательных праздников, занимательных часов по предметам, встреч с интересными людьми, экскурсий и познавательных поездок различной направленности.

Наша цель: научить ребенка удивляться и быть наблюдательными.


Результативность


В результате работы по повышению качества образования через создание оптимальных условий для познавательно-личностного развития учащихся, можно сделать вывод:

- дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку,

- умеют четко и ясно излагать свои мысли,

- стали активнее и самостоятельнее,

- не боятся высказать свою точку зрения,

- лучше обосновывают свои ответы,

- спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в шко­ле, дома).

И, конечно же, наблюдается положительная динамика результатов освоения образовательных программ:

(диаграммы на слайде)


В перспективе нашей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширение круга познавательных и творческих интересов учеников. А так же фиксация наблюдений, изучение фактов, жизненных событий, всяческое поощрение и поддержка самостоятельных творческих задумок и начинаний наших учеников.