Повышение качества образования обучающихся через создание условий эффективного взаимодействия с родителями
Современные тенденции в развитии образования обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Важным критерием образования - является качество, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия школы и семьи.
Сегодня на семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, особенно в школьные годы, ведь именно в это время – ребёнок формируется как личность и как пройдёт формирование личностных качеств ученика зависит от взрослых – родителей и учителей.
При этом большинство родителей самоустраняются от решения вопросов воспитания, воспринимают школьный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий и перекладывают проблемы воспитания на школу, вместе с тем отмечается низкая активность родителей в жизни школы, так как всего 48,2% родителей регулярно посещают родительские собрания, 41,8 % родителей посещают не более одного родительского собрания в год и 10 % родителей не посещают родительские собрания. В совместных школьных мероприятиях участвуют 20 % родителей, а остальные родители отказываются, аргументируя это нехваткой свободного времени.
Проанализировав уровень взаимодействия школы и родителей, выявлены следующие результаты (график №1):
В сложившихся условиях родители часто сами требуют от образования непонятных и порой недостижимых целей в воспитании и обучении их детей. Ведь в период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном на свой школьный опыт, который часто отстает от современных требований.
Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.
Исходя из сложившегося противоречия возникает проблема: Совершенствование в школе условий для педагогической поддержки семейного воспитания, а также для обеспечения прав родителей на участие в управлении школой и включение их в образовательный процесс.
На данном этапе работы в школе применяются следующие формы традиционного взаимодействия с родителями учеников:
родительские встречи;
анкетирование;
практикумы;
разработка памяток;
семинары родителей по обмену опытом/ круглые столы;
родительские собрания совместно с детьми;
опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
В результате данные формы взаимодействия родителей и школы показали их низкую эффективность (графике №1). Поэтому основной целью взаимодействия с родителями учащихся является создание единого пространства семья – школа, которое должно как повысить интерес родителей к школе, так и создать современное пространства развития ученика, в котором всем участникам педагогического процесса (учащимся, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Для этого необходимо создавать новые более эффективны формы взаимодействия школы и родителей, не разрушая проверенных временем форм. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих инновационных форм деятельности:
дни творчества детей и их родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
шефская помощь;
семинары, вебинары, родительские лектории;
групповые тренинги;
нахождение родителя в группе с ребенком во время адаптации;
социально-психологические тренинги;
индивидуальная терапия;
организация психолого-педагогического просвещение родителей.
Данные формы взаимодействия с семьёй позволят обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.
Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм и направлений деятельности:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Привлечение родителей к сотрудничеству во внеурочной работе возможно посредством различных средств и способов. В ряду значимых средств выделим:
- заинтересованность родителей в совместной жизнедеятельности с ребенком, перенесение сотрудничества по учебной работе в сферу семейных отношений;
- заинтересованность родителей внеурочной работой с учащимися с целью передачи своих знаний и опыта подрастающему поколению;
- стремление помочь учителю в эффективной организации занятий, проводимых вне школы (на производстве, в семье);
- потребность родителей в совместном выполнении учебно-познавательных и других видов заданий в домашних условиях;
- потребность родителей в получении дополнительных материальных средств за внеурочную работу со школьниками (данное средство, как правило, сочетается с каким-либо другим).
С целью снижения взаимных претензий в школе создаются условия для полноценного развития личности. Расписание занятий внеурочной деятельности корректируется в течение учебного года, набор в группы так же идет на протяжении всего учебного года, при планировании работы детских объединений учитывается мнение детей, даже не большие успехи каждого ребенка в системе дополнительного образования доводятся до сведения как педагогов, так и родителей. При вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс, происходит не только повышение их образовательно-просветительского уровня, но и взаимопонимание в вопросах воспитания и развития детей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками учителей необходимо вовлечь их в жизнь школы определив их пожелания и запросы в данной области (Приложение №2). Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:
Этап разработки новых механизмов вовлечения родителей и анализа эффективности данных направлений – приглашение родителей для участия в праздничных мероприятиях. Демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию. (Приложение №3). При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки, при этом на каждом этапе проводятся различные форма анкетирования всех участников образовательного процесса, мониторинг эффективности различных форма взаимодействия и отбор наиболее эффективных для создания общей школьной базы и дальнейшего их использования в работе школы.
Этап анализа законодательной базы Российской Федерации в сфере образования, актуализация локально-нормативной базы школы.
Этап внедрения проекта – создание творческой группы из наиболее активных родителей, обеспечение родителей методической литературой, проведение семинаров, мастер-классов для формирования образовательных компетенций среди родителей.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ученика.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми.
В заключение необходимо акцентировать внимание на том, что взаимодействие школы и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семьи.
Ключевой идеей представленных форм взаимодействия в условиях школы является формирование доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одно звено, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагога.
Коренное изменение роли и функций педагога, определяет необходимость корректировки задач работы по повышению его профессиональной компетентности:
- повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов;
- организация процесса самопознания и рефлексии;
- профилактика «синдрома эмоционального выгорания»;
- формирование мировоззренческих и деятельностных основ личностно -ориентированного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса;
- формирование у педагогов мотивации достижения;
- развитие профессиональной инициативы и творческого потенциала личности педагогов.
Решение этих задач, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов к взаимодействию с семьями воспитанников, должно осуществляться в определенных условиях.
- создание комфортной среды для всех участников образовательного процесса.