СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества обучения и воспитания учеников начальных классов посредством активного привлечения родителей к образовательному процессу в классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой опыт работы, когда родители становятся союзниками и добровольно стремятся к повышению качества обучения своего ребёнка

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества обучения и воспитания учеников начальных классов посредством активного привлечения родителей к образовательному процессу в классе»




Творческая работа




«Повышение качества обучения и

воспитания учеников начальных классов

посредством активного привлечения

родителей к образовательному процессу в

классе»






выполнила:

учитель начальных классов

Штыб Ирина Александровна

МБОУ Матвеево-Курганская

СОШ № 1











Содержание работы:

  1. Введение.

  2. Глава 1.Теоретические основы организации работы с родителями в начальной школе.

  3. Глава 2. Нормативные документы по организации работы с родителями в начальной школе.

  4. Глава 3. Из опыта работы с родителями в начальной школе.

  5. Глава 4.Результативность обучения и воспитания при активизации работы с родителями в начальной школе.

  6. Заключение.

  7. Библиография



























1. Введение

В настоящее время интересы быстрого и гармоническо­го развития экономики и культуры, совершенствования со­циальных отношений и политической надстройки, самого человека как главной производительной силы и высшей цен­ности общества требуют нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений. Важ­ную роль в осуществлении этого играет содружество шко­лы, семьи, общественности. В нашей стране их взаимо­связь становится все более тесной и регулярной. При этом для современного передового опыта такого взаимодействия характерными являются следующие признаки: процесс вос­питания становится все более целостным, непрерывным, обеспечивающим преемственность и единство педагогиче­ских воздействий на учащихся в школе, в семье, в микро­районе; все органичнее сочетаются и взаимообогащаются общественное и семейное воспитание; заметно сужается сфера стихийного, неуправляемого влияния на детей.

Этот воспитательный союз — явление новое. Он является принци­пиально важным, закономерным, так как вытекает из единства целей и задач семьи и общества в воспитании подрастающего поколения, а также — из необходимости со­гласованных педагогических воздействий всех социальных институтов (в том числе и семьи), участвующих в форми­ровании личности подрастающего человека.

Семейное и общественное воспитание не противостоят одно другому, а, имея свою специфику и свои преимущества, взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс формирования личности подрастающего человека. Сочетание семейного и общественного воспитания наиболее способствует всестороннему и гармоническому развитию детей.

Воспита­ние детей является естественной потребностью родителей, что семья экономически развитого общества располагает большими воспитательными возможностями, что имеется объективная необходимость активного участия семьи в воспитании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физиче­ское совершенство.

Появились новые проблемы семейного воспитания. Вот некоторые из них: особенности воспитания единственного ребенка; специфика влияния на детей неполной, межнациональной семьи; противоречивость влияния на детей все более возрастающей материнской обеспеченности семьи, при которой необходима тонкая педагогическая инструментовка внутрисемейных взаимоотношений; изменение воспитательных функций отца и матери; воздействие на детей демократизации внутрисемей­ные отношений; ослабление позитивного влияния на детей трудового примера родителей в связи с тем, что их общественно-трудовые функции лежат вне семьи, осуществляются на глазах у детей; анонимность общения в условиях крупного города и ослабление в связи с этим контроля со стороны взрослых людей за поведением детей на улице; ак­туализация необходимости целенаправленной систематической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи. Все это в свою очередь расширяет и усложняет за­дачи семейного воспитания.

При этом нельзя забывать, что в семенном воспитании допускается немало ошибок, что в настоящее время стал многограннее и значительно усложнился сам процесс фор­мирования личности. Отсюда понятно, почему дошкольные учреждения и школа должны эффективнее воздействовать на воспитание детей в семье.

Семья становится ячейкой, все более и более открытой к воздействиям со стороны общества. И это, не­сомненно, является объективным условием, которое делает возможным осуществление обществом эффективного воз­действия на процесс семейного воспитания. Но как реа­лизовать эту возможность? Это в первую очередь зависит от того, каков будет подход к воздействию на процесс семейного воспитания. Дело в том, что семейное воспита­ние- дело чрезвычайно тонкое и деликатное. Семья — ячейка общества, связанная родственными узами. Семья — самый интимный коллектив. В этом ее особая, ни с чем не притягательная сравнимая сила для человека, и этом один из источников ее могучего влияния на каждого из своих членов. И открытость семьи вовсе не означает, что она не будет противодействовать прямому, грубому вмешательству в ее внутренние дела. Известно немало фактов, когда вмешательство в семейное воспитание самыми добрыми намерениями даже людей, имеющих высшее педагогическое образование, приносит только вред.






2.Глава первая.

Теоретические основы организации работы с родителями в начальной школе.

Теоретическими основами организации работы с родителями в начальной школе являются работы выдающихся ученых педагогов, психологов, а также педагогов-новаторов. Особенно ценны для моей педагогической работы с родителями работы труды В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Книга для родителей» А.С.Макаренко, А.А.Леонтьева «Рекомендации по организации участия родителей в образовательном процессе на начальной ступени», Ш.А.Амонашвили «В школу - с шести лет», С.Н.Лысенковой «Когда легко учиться».

Их работы освещают следующие вопросы: различные пути совершенствования семейного воспитания: систематическая работа по повышению педагогической культуры родите­лей; воздействие на семью через печать, интернет и телевиде­ние; педагогическое влияние на родителей через детей. Важнейшее значение здесь имеет работа школы по повышению педагогической культуры родителей. В настоящее время в школе почти не используется такой путь, как воздействие на родителей через учащихся. В чем его суть?

Как известно, сами дети — обязательные и активные участники воспитательного процесса, совершающегося как в школе, так и в семье. Отношение детей к родителям, от­ношение родителей между собой, наконец, взаимоотношения детей создают систему семейных отношений, которые объек­тивно воздействуют на всех членов семьи. К. Маркс не раз повторял, что дети должны воспитывать своих родителей. В этом афоризме — глубокая мысль. Действительно, дети пробуждают в родителях не только любовь, но и чувство ответственности, и осознание личного примера, роли семьи. Они заставляют отца и мать — во имя той же любви к де­тям — становиться лучше, чище, благороднее, расширить свой кругозор.

Конечно, это влияние детей на родителей является естественным, но, к сожалению, носит стихийный характер.
В определенной мере его можно и должно сделать управляемым. Укажем на отдельные аспекты такого влияния детей на родителей.

Детям от природы присуща естественная потребность
делиться с другими своими знаниями, мыслями, переживаниями. Эту потребность необходимо использовать для целенаправленного непрерывного влияния школы на родите­лей через ученика («Интересно, прочитай родителям», «Уз­нал в школе—расскажи или примени, если возможно, в
семье!») с целью улучшения семейного воспитания детей.
Важными факторами такого влиянии являются совместный
труд родителей и детей, их участие в организации школьных мероприятий, походов по местам боевой и трудовой славы, коллективные экскурсии и выходы в театры. Этим же целям могут служить взаимная информированность учи­телей и родителей о самочувствии ребенка в классе, в семье, о его здоровье, успехах в общественной работе, об­суждение в семье по совету учителя радио- и телепередач, участие семьи в заочных викторинах и конкурсах, а также организация чтения школьников в семье и обсуждение прочитанного вместе с родителями. Это особенно относится к учащимся младших классов. Цикл статей и рассказов учи­тель подбирает из книги для чтения с таким расчетом, что­бы они касались прошлого и настоящего нашей Родины, важнейших сторон жизни общества, семьи, ребенка.

Совместное чтение помогает прививать школьнику лю­бовь к книге, учит сопоставлять прочитанное с окружаю­щей действительностью, развивает другие важные качест­ва личности ребенка. В то же время у родителей, обсуж­дающих с сыном или дочерью прочитанное, на основе своих воспоминаний и фактов из жизни, интенсивно развиваются педагогические навыки и умения. Родители становятся ак­тивными участниками семейно-общественного воспитания детей. Таким образом, в семье незаметно для родителей создается предусмотренная учителем педагогическая ситу­ация, являющаяся в какой-то мере элементом управления воспитательным процессом. Как видим, основное значение имеют опосредованные формы управления процессом се­мейного воспитания.

В целом эффективность всей работы по совершенство­ванию семейного воспитания повышается, если при этом выполняются следующие условия: школа систематически использует весь комплекс указанных выше путей позитив­ного воздействия на процесс семейного воспитания; кол­лектив учителей глубоко осознает этико-педагогические требования к стилю взаимодействия с семьей; органы и уч­реждения народного образования сами являются инициа­торами широкого и постоянного привлечения к этой работе общественности, всячески поощряют ее деятельность; ру­ководство семейным воспитанием со стороны учителя долж­но начинаться до поступления ребенка в школу и продол­жаться в течение всех лет его обучения.

Успех содружества школы с семьей особенно зависит от систематического и корректного соблюдения учителями этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с учащимися и их родителями. Основной смысл этих тре­бований, как подтверждают результаты исследований, сводится к следующему.

1. Отношения в системе «учитель — ученик» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Это положение приобретает чрезвычайную важность потому, что, к сожалению, многие родители нередко «видят» учи­теля глазами своего ребенка. И даже незначительные на­рушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке учебного труда или нравственного поступка школьника не проходят бесслед­но, затрудняют контакт учителя и семьи.

2. Учитель должен глубоко осознавать основы этико-педагогического взаимодействия и причины возможных про­тиворечий с родителями. Основой сотрудничества учителя с родителями является то, что в нашем обществе государство выражает интересы народа и в этих условиях цели и задачи школы, носителем которых выступает учитель, соответствуют интересам семьи. Суть психолого- педагогической основы взаимодействия школы и семьи состоит в следующем. Дети одновременно находятся под нравственным воздействием педагогов и родителей, значит, школу и семью связывает единый объект (учащий­ся) взаимного влияния. Отсюда им необходимо исходить из нравственных единых позиций и руководствоваться (да­же при отсутствии непосредственного контакта) едиными требованиями по отношению к ребенку. При несовпадении двух стилей воспитания расстраивается и усложняется сам педагогический процесс, а его эффективность резко снижа­ется. Поэтому учителю просто невозможно достичь высоких результатов воспитания в отрыве от семьи.

К числу основных причин возможных противоречий между учителем и родителями относятся сложность учеб­но-воспитательного процесса, зависимость его эффективно­сти от многих факторов (помимо школы и семьи); нередки еще имеющие место различия в отношениях к школьнику со стороны учителя (если они носят только служебно-официальный характер) и со стороны родителей (для них эти отношения не служебная обязанность, а нравственная потребность, в основе которой, прежде всего материнское или отцовское чувства); разные уровни общей и педагогической культуры; этическая неподготовленность учителя или ро­дителя к педагогическому взаимодействию.

3. Отношения в системе «учитель — семья — ученик» должны строиться в соответствии с требованиями педагогической этики при ведущей роли школы и активном уча­стии родителей. Анализ передового опыта и данные иссле­дований показывают, что названная система успешно функ­ционирует, если между учителем и родителями имеются тесные и систематические контакты в осуществлении целе­сообразных влияний на детей, если их отношения строятся на взаимном доверии и доброжелательности, если в совместной деятельности с каждой семьей учитель опирается на все то положительное, что имеется в ребенке, и умеет показать пути его развития; если учитель глубоко верит в успех содружества с родителями и ведет постоянную работу, направленную на повышение педагогической культуры отцов и матерей.

Воспитателю взаимоотношения с родителями необходи­мо строить как равнозаинтересованные союзники. «Давайте посовету­емся», «А как думаете Вы?» — вот основной тон в обра­щении с родителями. При этом учитель должен быть советчиком, дру­гом, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны; всегда помнить о ранимости роди­тельских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка или, тем более, отрицательными публичными высказываниями о детях, уметь показать детям положительные качества их родителей и, опираясь на это, способствовать повышению их ав­торитета.

Материалы исследований подтверждают, что эффектив­ность содружества педагога и родителей значительно повы­шается, если учитель выполняет свои обязанности не толь­ко по служебно-профессиональной необходимости, но и в силу нравственной потребности.

При подготовке отцов и матерей к воспитанию детей нельзя ориентироваться на вооружение их только определенным минимумом теоретических знаний. Необ­ходима также выработка педагогических умений, а это дается лишь благодаря участию родителей в разнообраз­ных делах и занятиях, связанных с. воспитанием детей.

По сути дела, воспитательная деятельность сводится к постоянному решению своеобразных педагогических задач.

Педагогическая подготовленность отцов и матерей, но связана как с их отношением к воспитанию, так и с практической деятельностью в этом направлении.

Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную, организаторскую и коммуникативную.

Конструктивная деятельность заключается, прежде всего, в определе­нии цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.

Организаторская реализует конструктивную на прак­тике. Она включает:

организацию жизни и занятий детей (режим, труд,
домашняя учебная работа, спорт, домашнее чтение и
т.д.);

организацию своей собственной деятельности и отдыха (работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, чтение, отдых, общественная работа по воспитанию подраста­ющего поколения и т. п.).

Коммуникативная деятельность включает в себя уста­новление оптимальных взаимоотношений между родителя­ми, родителями и детьми, самими детьми, членами семьи и окружающими людьми.

Взаимодействие всех этих видов педагогической дея­тельности в значительной степени обусловливает педаго­гическое мастерство. Им может и должен обладать каж­дый родитель.

Вот как писал об этом А. С. Макаренко: «Мастерст­во— это то, чего можно добиться, и как может быть из­вестный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…». Это в такой же мере относится и к родителям. А насколько каждый родитель овладеет «мастерством, - зависит от собственного напора».

Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формирование жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлении в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей.

Это составление характеристик семей обучающихся.

Организация диагностической работы по изучению семей.

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).

Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и. др.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.


Организация совместной деятельности родителей и детей.

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах - единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Ведь семья- персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально- культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально- экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико- гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Главные задачи семейного воспитания это:

- гармоническое развитие ребенка;

- забота о здоровье детей;

- помощь в учении;

- трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

- помощь в социализации личности;

- формирование опыта гуманных, эмоционально- нравственных отношений;

- забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

- развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

- подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

- половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Современные семьи, развиваются в условиях и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности и обучение школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явле­ния, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех дис­пута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.

Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое оп­ределяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспу­та подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изу­чению уровня сформированности их педагогических умений. Примерными темами ролевых игр с родителя­ми могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматрива­ет определение темы, состав участников, распределение ролей между ни­ми, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов пове­дения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации ва­риант действий.

Индивидуальные тематические консультации часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учите­ля. Родители получают реальное представление о школьных делах и пове­дении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубо­кого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, при­дут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя дол­жен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущени­ем и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересо­ванность, компетентность.



3.Глава вторая.

Нормативные документы по организации работы с родителями в начальной школе.

Нормативными документами по организации работы с родителями в начальной школе являются Закон РФ «Об образовании», вступивший в силу с первого января 2012 года, с изменениями 2018г. а также Конституция РФ (с изменениями на 9 июня 2001 года).

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

В Конституции РФ записано: «Семья находится под защитой государства... Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских уч­реждений, организация и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий и льгот много­детным семьям, а также других видов пособий и помощи семье».

«Повышение эффективности воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов»,- говориться в реформе общеобразовательной и профессиональной школы.

В настоящее время каждый взрослый человек прямо или косвенно является наставником, воспитателем детей, подростков, молодежи. В статье 38-ой Конституции нашей страны записано: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». В статье 43-ей п.1 указано, что «каждый имеет право на образование», а статья 43-я п.4 гласит: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. В законе РФ определены принципы государственной политики в области образования, государственные и социальные гарантии реализации прав граждан на образование. Государственная политика основывается на следующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  2. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

  3. свобода и плюрализм в образовании.


Условия успешного функционирования воспитательной системы.

Успешному функционированию школьной воспитательной системы способствуют следующие факторы:

  • высокая профессиональная подготовка педагогов и классных руководителей;

  • постоянное повышение квалификации педагогов, их самообразование и учеба на ШМО классных руководителей;

  • работа творческих групп по внедрению программы пилотной площадки «Мозаика культур»;

  • работа школьных кружков «Эколог», «Химия вокруг нас», «Юный библиотекарь», «Палитра», «Тропинка к своему «Я», «Квант», «Пользователь ПК», вокальных групп «Надежда», «Капельки», «Радуга», «Занимательный немецкий», «Занимательный английский», «Нестандартные способы решения задач», «Живое слово», «ОФК. Футбол»;

  • деятельность молодежного детского движения республика «ШКОДА» (школьная демократическая ассоциация);

  • работа школьного самоуправления;

  • постоянное сотрудничество школы и районного ДК, районных детской и взрослой библиотек, музея, ДЮСШ, школы искусств, ЦТДД;

  • следование в воспитательной работе заповедям воспитания:

  1. Принимай ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности, не оправдывая, однако, этим принципом поведение на уровне безобразия.

  2. Не навязывай свои мысли ребенку, а высказывай суждение; не приказывай, а советуй. Веди ребенка к самоанализу, к рефлексии.

  3. Проявляй искренний интерес к словам, переживаниям, проблемам ребенка. Слушай, понимай и защищай его.

  4. Уважай личность ребенка, его позицию.

  5. Учитывай национальный, религиозный, культурный опыт ребенка.

  6. Прощай ребенку его ошибки, помогай исправлять их.

  7. Оглашай достоинства каждого ребенка.

Критерии эффективности воспитательной системы. Важными критериями эффективности воспитательной деятельности являются:
  • личностный рост каждого ребенка;
  • позитивная система его отношений к миру;
  • положительная и адекватная самооценка ученика;
  • обладание учащимися рядом ключевых компетенций: политических и социальных; межкультурных; владения устной и письменной речью, новыми информационными технологиями; способностью учиться всю жизнь.
Показатели успешности воспитательной деятельности:
  • физическое здоровье учащегося;
  • развитое чувство собственного достоинства ребенка;
  • психическое равновесие школьника;

  • стремление учащегося к свободе;

  • толерантность;

  • способность сочувствовать людям;

  • продолжение выпускниками образования;

  • долголетняя дружба с педагогами и одноклассниками после окончания школы;

  • осознание выпускниками школьных лет как события в жизни, как успешное и радостное начало биографии.

В нашей школе ежегодно проводятся традиционные воспитательные внеклассные мероприятия, в подготовке и проведении которых активно участвуют классные руководители и члены детской организации «ШКОДА» (под руководством администратора - старшей вожатой). Деятельность членов республики «ШКОДА» в большей мере проводится в нескольких направлениях: работа с малышами; патриотическое воспитание; организация досуга. С 2005-2006 учебного года начался выпуск школьной газеты «Переменка».

Особое внимание уделяется в школе работе с родителями. Классными руководителями систематически проводятся классные родительские собрания с обязательным всеобучем (не реже 1 раза в четверть), индивидуальные беседы с отдельными родителями, посещение семей на дому. Два раза в год проводятся общешкольные родительские собрания, на которых поднимаются актуальные вопросы воспитания детей, профилактики наркомании, правового просвещения. Социальный педагог и психолог проводят индивидуальные консультации с родителями, групповые тренинги и анкетирование на родительских собраниях. Родители учащихся привлекаются к подготовке и проведению классных праздников, походов, спортивных соревнований; общешкольных и районных мероприятий.

№№ п./п.

Формы работы с родителями, обучения их педагогическим знаниям

Результаты анкетирования

Другая информация

1

Общешкольный педагогический лекторий

Положительное отношение – 62 %

2 раза в год

2

Классные родительские всеобучи

Положительное отношение – 85 %

1 раз в четверть

3

Беседы, круглые столы со специалистами

Положительное отношение- 80 %

Районная администрация, специалисты ЦРБ, МВД, прокуратуры

4

Индивидуальные консультации

Положительное отношение – 90 %

Классные руководители, администрация школы, социальный педагог, психолог

5

Открытые внеклассные мероприятия

Положительное отношение – 95 %

Классные, общешкольные.


В школе разработана и действует специальная программа по выявлению и поддержку одаренных детей. Её ведет социально-педагогическая служба.

Ученики школы регулярно участвуют в районных, областных, всероссийских конкурсах, фестивалях, выставках, занимают призовые места.

В школе удалось создать благоприятную рабочую атмосферу, располагающую к доверию и открытости, и в то же время мобилизующую для решения стоящих перед коллективом задач. Большинство педагогов школы осознано подходят к своей деятельности, качественно готовятся к каждому уроку, ответственно выполняют свои обязанности, активно осваивают новые педагогические принципы и технологии. Благоприятный психологический климат является, по результатам анкетирования родителей и учащихся старших классов, одним из основных преимуществ обучения в нашей школе. По результатам анкетирования учащихся 8-11-х классов выявлено, что больше всего учащиеся ценят «хорошие знания», которые они получают в нашем учебном заведении (77 ответов из 105 опрашиваемых), на втором месте – «доброе отношение работников школы» (51 ответ), и затем следует по рангу ответ «интересно учиться» (48 ответов). Ценят дети и комфортность, хорошо оборудованные кабинеты (40 и 43 ответа), им нравится, что школа дает им возможность «проявить свои способности» (42 ответа). В качестве пожелания учащиеся написали: «благоустроенный бассейн», «создать интерьер коридоров, приобрести диваны». Таким образом, по результатам анкетирования в основном учащиеся любят свою Школу, заботятся о комфорте и уюте в ней, хотят в ней хорошо учится, проявлять свои способности.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовый к укреплению и расширению взаимодействия с семьей.

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ

о классном родительском собрании

и родительском комитете класса

М-Курганской средней школы №1


  1. Общие положения.

Родительское собрание класса – правомочный орган, решающий вопросы взаимодействия с классным руководителем в организации жизни класса.


  1. Функции родительского собрания класса.

    1. Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классными руководителями, учащимися.

    2. Избирает родительский комитет класса.

    3. Обсуждает вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в классе и участия в нём родителей.

    4. Обсуждает вопросы оказания материальной помощи, проведения ремонта класса. Все денежные суммы, собираемые в классе, определяются на классном собрании родителей либо Совете школы.

    5. Заслушивает отчёты, информации о работе родительского комитета класса.

    6. Принимает решения об оплате дополнительных услуг и мероприятий внеклассной воспитательной работы класса.


  1. Функции родительского комитета класса

    1. Готовит проведение родительских собраний, другие классные мероприятия.

    2. Организует работу по выполнению решений Совета школы.

    3. Привлекает родителей к ремонту класса, к проведению праздников, походов, экскурсий.

    4. Оказывает помощь классному руководителю в работе с социально-неблагополучными семьями и «трудновоспитуемыми» учащимися.


  1. Представительство классного собрания в Совете школы.

Классное родительское собрание выдвигает делегатов для участия в выборах Совета школы, передавая им полномочия в выборе членов Совета школы.


  1. Права родителей класса на классном родительском собрании.

    1. Участвовать в обсуждении всех вопросов, вынесенных на родительское собрание, выдвигать для обсуждения вопросы, касающиеся жизни класса и совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    2. Защищать интересы своего ребёнка на классном родительском собрании.

    3. Избирать и быть избранным членом родительского комитета класса.

    4. Участвовать в организации и проведении мероприятий класса.


  1. Функции классного руководителя при работе с родителями.

    1. Классный руководитель составляет план воспитательной работы класса, согласуя часть, посвящённую работе с родителями, с родительским комитетом класса.

    2. Классный руководитель ведёт родительские собрания класса, соблюдая принципы демократии, ведёт протокол собраний.

    3. Классный руководитель опирается на помощь родительского комитета в проведении воспитательной работы в классе.


  1. Порядок созыва и проведения классных родительских собраний.

    1. Классные родительские собрания собираются 1 раз в четверть и чаще, в случае необходимости.

    2. Объявляет о созыве классного родительского собрания классный руководитель. Предложение о созыве классного родительского собрания могут подать классному руководителю члены родительского комитета класса или группа родителей класса.

    3. Собрание считается правомочным, если на нём присутствуют не менее 50% родителей класса (представляющие не менее 50% учащихся).

    4. Собрание проводится в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя класса по плану, сообщённому родителям в начале учебного года. Внеочередные собрания проводятся с обязательным утверждением повестки дня при помощи голосования.

    5. В конце учебного года классный руководитель и председатель родительского комитета отчитываются перед родительским собранием класса о проделанной работе.

В начале учебного года заслушивается отчёт о проведённом ремонте класса и школы. Вопросы организации взаимодействия родителей и педколлектива, помощи родителей школы.

    1. Родительский комитет класса – представительный орган родительского собрания, уполномоченный решать все оперативные вопросы.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышлении, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. — способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В

определении тематики мероприятий участвуют родители.

Класс

Тематика родительского всеобуча М-Курганской СОШ №1


1

Младший школьник: особенности развития.

Адаптация первоклассников к школе.

Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?

Развитие личности младшего школьника.

Как организовать выполнение домашних заданий


2

Как воспитать у ребенка любовь к чтению

Воспитание сознательной дисциплины

О детской дружбе

Творчество и воображение ребенка


3

Как помочь ребенку стать внимательным

Трудовое воспитание в семье

Музыка и телевидение в жизни ребенка
Семейные праздники и народные традиции

4

Эмоциональное благополучие детей в семье

Воспитание ненасилием в семье

Воспитание любви к природе

Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения


4.Глава третья.

Из опыта работы с родителями в начальной школе.

Проблема, над которой я работала «Активизация работы с родителями, как фактор повышения качества знаний и развития личности ребенка» считаю актуальной. Не каждый учащийся после одного объяснения учителя в состоянии справиться с решением той или иной проблемы. Некоторым детям, в силу их индивидуальных способностей нужно иногда несколько раз помогать в разборе того или иного процесса. В результате некоторым детям без посторонней помощи не справиться, трудно подготовиться к самостоятельной или контрольной работе. Для этого на помощь им придут родители, но очень многие из них сами не знают, как справиться с такими заданиями, поэтому, только побывав на родительской летучке и разобравшись с новыми темами, он сможет оказать помощь ребенку. Родительская летучка- это одна из форм работы с родителями, которую я придумала сама, с той целью, чтобы научить родителей новым темам, которые мы проходим по новой программе с детьми. Родители не учились по ним, поэтому им трудно сориентироваться в учебнике. Такие летучки я провожу 20 минут после уроков 1-2 раза в месяц по мере надобности.

В моих классах родители частые гости и на внеклассных меро­приятиях. Это и «огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 Марта, новогодним праздникам, и концерты художественной самодеятельно­сти, праздники «Бабушки и внуки», «Папа, мама, я - дружная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», где особой популярностью пользуются творческие конкурсы для родителей. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта; помочь родителям в понимании индивидуальных особенностей детей, формировании ценностных, жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в их поведении. В моей практике больше внимания уделяется изучению родословной своей семьи, особое место занимают совместные мероприятия: посиделки, фольклорные праздники, возрождающие русскую бытовую культуру.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Однако необходимо хотя бы один- два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

В своей практике я тоже провожу открытые уроки. Все это помогает в течение четырехлетнего обучения держать уровень качества знаний на одной высоте, иногда даже увеличивая его. Но всегда неизменно- это не менее 67-76%.

В своем классе, где уже несколько лет я даю открытые уроки, устроила анкетный опрос родителей учащихся. Вот некоторые ответы: «Я посетила несколько уроков и стала замечать у дочери такие недостатки, о существовании которых раньше и не догадывалась...», «Открытые уроки очень полезны для нас...», «Нам, родителям, открытые уро­ки дают очень многое: здесь можно видеть своего ребенка за работой в окружении своих сверстников, можно сравнить его работу с работой других, заметить недостатки в воспи­тании», «Четыре года я посещаю открытые уроки для родителей. За это время убедился, что они очень полезны родителям». «Здесь нагляд­но видишь, как надо помогать ребенку при выполнении до­машних заданий, интересно услышать, как сын отвечает в школе. За время урока еще раз почувствуешь свою ответст­венность за воспитание детей. Вместе с тем лишний раз убеждаешься в том, какой огромный труд вкладывает педа­гог, чтобы обучить и воспитать детей, в необходимости ува­жать его труд», «Проведение уроков для родителей считаю делом не только необходимым, но и обязательным».

Нельзя, конечно, считать открытые уроки для родите­лей универсальным средством, заменяющим все другие. Их, как показывает опыт, полезно практиковать в началь­ной школе как одну из форм повышения педагогической культуры.

Какое место в этом комплексе влияний принадлежит воспитанию педагогической культуры родителей? Опыт моей работы убеждает: только просвещение родителей — пусть даже хорошо организованное! — еще не дает желаемого результата. Как я отмечала, знания еще нужно уметь применять. Среди родителей, считающих, что у них имеется достаточный минимум педагогических знаний, далеко не все извлекают из них практическую пользу: 7% пытаются, но не умеют применить знания на практике, 24% —не всегда применяют; а 13% — не применяют вообще. «Беда искусства воспитания в том, — отмечал А. С. Макарен­ко,— что научить воспитывать можно только в практике, на примере».

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Что мне классному руководителю дает изучение семьи?

Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Я также использую комплекс традиционных методов психолого–педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.

Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, стараюсь проявлять уважение ко всем членам семьи. Я соблюдаю следующие правила:

- Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

- Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.

- Методы обучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

-Психолого–педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

- При изучении семьи школьника, прежде всего, интересуют следующие данные:

1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы

2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.

3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная.)

Всякий раз, когда я готовлюсь к классному родительскому собранию, я соблюдаю рекомендации Н. И. Дереклеевой, которые она рассматривала в брошюре «Родительские собрания в 1-11 классах»:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Каждое собрание я стараюсь сделать интересным, увлекательным, пытаюсь построить его так, чтобы почти каждый родитель мог высказаться на этом собрании. Например, в первом классе я проводила родительский практикум – игру «Корзина чувств». Родителям предлагалось опустить руку в корзину и взять «чувство», которое их переполняет более всего вот уже длительный период времени, назвать его. На дне этой корзине находились самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек, после того как переступил школьный порог. Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания. Так же на одном из первых родительских собраний в первом классе я предлагаю сесть родителям за три стола, кому, где хочется и с кем хочется. Так я выделяю микрогруппы родителей, которые дружат друг с другом, находят общий язык или желали бы дружить, с этим коллективом, к которому подсели. Я предлагаю познакомиться друг с другом поближе, для этого по кругу представьте себя соседу справа. Потом предлагаю из списка нравственных качеств на доске выбрать три самых главных, которые вы хотели бы видеть у своих детей. На втором этапе предлагаю обобщить каждой группе эти три качества, потом один представитель от каждой микрогруппы должен сообщить свои полученные данные, и на доске мы выводим, какими мы хотим видеть своих детей, при выпуске из начальной школы. В связи с этими данными и будем составлять план воспитательной работы на 4 года. Кроме того, непроизвольно уже видны будущие члены родительского комитета, это как раз те родители, которые взяли на себя обязанность выступить за всю микрогруппу при подведении итогов. В конце каждого родительского собрания родители получают свитки, в которых записаны или законы воспитания ребенка в семье или правила готовящие к взрослой жизни или правили борьбы с телеманией или просто памятку в родительский дневник по теме собрания.

5.Глава 4.

Результативность обучения и воспитания при активизации работы с родителями в начальной школе.


Итак, при активном привлечении родителей к образовательному процессу в классе, возможно, повысить качество обучения и воспитания учеников начальной школы или хотя бы не понизить его. Представляю таблицу по качеству обучения учащихся из последнего набора. Небольшие колебания в показателях качества знаний вызваны приходом 2-х новых учеников в 3-й класс, обучавшихся ранее по традиционным программам. В 4-ом классе показатели немного понизились, так как происходит постепенное усложнение программного материала, содержательных алгоритмов. Но в целом показатели усвоения программ достаточно высокие, учитывая, что в классе занимаются дети из малообеспеченных семей, почти не имеющие дошкольной подготовки.



Качество обучения учащихся с 2003– 2007учебные года

Классы

Предметы

Качество, %

1 класс

Безоценочное обучение

2 класс

Русский

56

Математика

56

Чтение

81

Окружающий мир

69

3 класс

Русский

50

Математика

56

Чтение

81

Окружающий мир

81

4 класс(1-ое полугодие)

Русский

56

Математика

56

Чтение

69

Окружающий мир

75


Качество обучения учащихся с 2007 – 2011учебные года

Классы

Предметы

Качество, %

1 класс

Безоценочное обучение

2 класс

Русский

74

Математика

74


Чтение

79

Окружающий мир

79

3 класс

Русский

71

Математика

81

Чтение

81

Окружающий мир

86

4 класс

Русский

76

Математика

86

Чтение

86

Окружающий мир

86







Качество обучения учащихся с 2012 – 2018учебные года

Классы

Предметы

Качество, %

1 класс

Безоценочное обучение

2 класс

Русский

73

Математика

77


Чтение

86

Окружающий мир

77

3 класс

Русский

76

Математика

81

Чтение

95

Окружающий мир

81

4 класс

Русский

65

Математика

78

Чтение

96

Окружающий мир

87

1 класс

Безоценочное обучение

2 класс

Русский

70

Математика

78


Чтение

87

Окружающий мир

96

3 класс

Русский

74

Математика

78

Чтение

83

Окружающий мир

78














6. Заключение

Я рассмотрела здесь некоторые формы работы с родителями по повышению качества обучения и воспитания учащихся начальных классов посредством активного привлечения родителей к образовательному процессу в классе. Ведь успех детей зависит от совместной работы школы, родителей, учеников.

Таким образом, как классный руководитель я реализую функции родительского просвещения, корректировку семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающее и коррекцию личности родителей.

Мой опыт показывает, что только тогда усилия учителя по повышению качества обучения становятся результативными, когда родители в полной мере становятся союзниками в этой работе, когда они сознательно и добровольно стремятся к повышению качества обучения своего ребенка. Только тогда все эти нелегкие задачи классного руководителя становятся реально выполнимыми, а качество обучения в классе устойчивым и высоким.

Эту работу я обязательно буду продолжать, совершенствовать, искать новые формы работы с родителями, корректировать её содержание в соответствии с потребностями детей, самих родителей, и, конечно, с новыми достижениями педагогической науки.





Библиография:
  1. В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»,

Киев, «Радяньска школа», 1988.

2.А.С.Макаренко «Книга для родителей», М, «Педагогика», 1989г

  1. А.А.Леонтьев «Рекомендации по организации

участия родителей в образовательном процессе

на начальной ступени» в сборнике «Школа-2100. Пути модернизации

начального и среднего образования» вып.6, - М: «Баласс», 2002г

  1. Ш.А.Амонашвили «В школу - с шести лет»,

в кн. «Педагогический поиск», - М:- «Педагогика», 1988г.

5.С.Н.Лысенкова «Когда легко учиться» в кн.

«Педагогический поиск», - М:- «Педагогика», 1988г.

  1. И.В. Гребенников «Школа и семья».- М., 1985г.

6. Дереклеева. Родительские собрания в 1-11 классах. – М., 2001.

7. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работы. - М., 1999.

8. Л. П. Барылкина, Н. А. Королева. Завуч начальной школы. 1-4 классы. - М., 2005.

9.Калейдоскоп родительских собраний. М., 2003.

10.Конституция Российской Федерации, Санкт-Петербург, 2001г.

11.Методические рекомендации Министерства образования России «Об организации работы с родительской общественностью в регионах Российской Федерации»

Журнал «Воспитание школьников» №9, 2003.

12. Л.Мокрушина «Опыт взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка» Журнал «Воспитание школьников» №9, 2003.

13. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй «Вестник образования» №8, 2001.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.,2012 г. №273- Ф3 с изменениями 2018 г.


18