СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мой опыт работы, когда родители становятся союзниками и добровольно стремятся к повышению качества обучения своего ребёнка
Творческая работа
«Повышение качества обучения и
воспитания учеников начальных классов
посредством активного привлечения
родителей к образовательному процессу в
классе»
выполнила:
учитель начальных классов
Штыб Ирина Александровна
МБОУ Матвеево-Курганская
СОШ № 1
Содержание работы:
Введение.
Глава 1.Теоретические основы организации работы с родителями в начальной школе.
Глава 2. Нормативные документы по организации работы с родителями в начальной школе.
Глава 3. Из опыта работы с родителями в начальной школе.
Глава 4.Результативность обучения и воспитания при активизации работы с родителями в начальной школе.
Заключение.
Библиография
1. Введение
В настоящее время интересы быстрого и гармонического развития экономики и культуры, совершенствования социальных отношений и политической надстройки, самого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества требуют нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений. Важную роль в осуществлении этого играет содружество школы, семьи, общественности. В нашей стране их взаимосвязь становится все более тесной и регулярной. При этом для современного передового опыта такого взаимодействия характерными являются следующие признаки: процесс воспитания становится все более целостным, непрерывным, обеспечивающим преемственность и единство педагогических воздействий на учащихся в школе, в семье, в микрорайоне; все органичнее сочетаются и взаимообогащаются общественное и семейное воспитание; заметно сужается сфера стихийного, неуправляемого влияния на детей.
Этот воспитательный союз — явление новое. Он является принципиально важным, закономерным, так как вытекает из единства целей и задач семьи и общества в воспитании подрастающего поколения, а также — из необходимости согласованных педагогических воздействий всех социальных институтов (в том числе и семьи), участвующих в формировании личности подрастающего человека.
Семейное и общественное воспитание не противостоят одно другому, а, имея свою специфику и свои преимущества, взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс формирования личности подрастающего человека. Сочетание семейного и общественного воспитания наиболее способствует всестороннему и гармоническому развитию детей.
Воспитание детей является естественной потребностью родителей, что семья экономически развитого общества располагает большими воспитательными возможностями, что имеется объективная необходимость активного участия семьи в воспитании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Появились новые проблемы семейного воспитания. Вот некоторые из них: особенности воспитания единственного ребенка; специфика влияния на детей неполной, межнациональной семьи; противоречивость влияния на детей все более возрастающей материнской обеспеченности семьи, при которой необходима тонкая педагогическая инструментовка внутрисемейных взаимоотношений; изменение воспитательных функций отца и матери; воздействие на детей демократизации внутрисемейные отношений; ослабление позитивного влияния на детей трудового примера родителей в связи с тем, что их общественно-трудовые функции лежат вне семьи, осуществляются на глазах у детей; анонимность общения в условиях крупного города и ослабление в связи с этим контроля со стороны взрослых людей за поведением детей на улице; актуализация необходимости целенаправленной систематической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи. Все это в свою очередь расширяет и усложняет задачи семейного воспитания.
При этом нельзя забывать, что в семенном воспитании допускается немало ошибок, что в настоящее время стал многограннее и значительно усложнился сам процесс формирования личности. Отсюда понятно, почему дошкольные учреждения и школа должны эффективнее воздействовать на воспитание детей в семье.
Семья становится ячейкой, все более и более открытой к воздействиям со стороны общества. И это, несомненно, является объективным условием, которое делает возможным осуществление обществом эффективного воздействия на процесс семейного воспитания. Но как реализовать эту возможность? Это в первую очередь зависит от того, каков будет подход к воздействию на процесс семейного воспитания. Дело в том, что семейное воспитание- дело чрезвычайно тонкое и деликатное. Семья — ячейка общества, связанная родственными узами. Семья — самый интимный коллектив. В этом ее особая, ни с чем не притягательная сравнимая сила для человека, и этом один из источников ее могучего влияния на каждого из своих членов. И открытость семьи вовсе не означает, что она не будет противодействовать прямому, грубому вмешательству в ее внутренние дела. Известно немало фактов, когда вмешательство в семейное воспитание самыми добрыми намерениями даже людей, имеющих высшее педагогическое образование, приносит только вред.
2.Глава первая.
Теоретические основы организации работы с родителями в начальной школе.
Теоретическими основами организации работы с родителями в начальной школе являются работы выдающихся ученых педагогов, психологов, а также педагогов-новаторов. Особенно ценны для моей педагогической работы с родителями работы труды В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Книга для родителей» А.С.Макаренко, А.А.Леонтьева «Рекомендации по организации участия родителей в образовательном процессе на начальной ступени», Ш.А.Амонашвили «В школу - с шести лет», С.Н.Лысенковой «Когда легко учиться».
Их работы освещают следующие вопросы: различные пути совершенствования семейного воспитания: систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей; воздействие на семью через печать, интернет и телевидение; педагогическое влияние на родителей через детей. Важнейшее значение здесь имеет работа школы по повышению педагогической культуры родителей. В настоящее время в школе почти не используется такой путь, как воздействие на родителей через учащихся. В чем его суть?
Как известно, сами дети — обязательные и активные участники воспитательного процесса, совершающегося как в школе, так и в семье. Отношение детей к родителям, отношение родителей между собой, наконец, взаимоотношения детей создают систему семейных отношений, которые объективно воздействуют на всех членов семьи. К. Маркс не раз повторял, что дети должны воспитывать своих родителей. В этом афоризме — глубокая мысль. Действительно, дети пробуждают в родителях не только любовь, но и чувство ответственности, и осознание личного примера, роли семьи. Они заставляют отца и мать — во имя той же любви к детям — становиться лучше, чище, благороднее, расширить свой кругозор.
Конечно, это влияние детей на родителей является естественным, но, к сожалению, носит стихийный характер.
В определенной мере его можно и должно сделать управляемым. Укажем на отдельные аспекты такого влияния детей на родителей.
Детям от природы присуща естественная потребность
делиться с другими своими знаниями, мыслями, переживаниями. Эту потребность необходимо использовать для целенаправленного непрерывного влияния школы на родителей через ученика («Интересно, прочитай родителям», «Узнал в школе—расскажи или примени, если возможно, в
семье!») с целью улучшения семейного воспитания детей.
Важными факторами такого влиянии являются совместный
труд родителей и детей, их участие в организации школьных мероприятий, походов по местам боевой и трудовой славы, коллективные экскурсии и выходы в театры. Этим же целям могут служить взаимная информированность учителей и родителей о самочувствии ребенка в классе, в семье, о его здоровье, успехах в общественной работе, обсуждение в семье по совету учителя радио- и телепередач, участие семьи в заочных викторинах и конкурсах, а также организация чтения школьников в семье и обсуждение прочитанного вместе с родителями. Это особенно относится к учащимся младших классов. Цикл статей и рассказов учитель подбирает из книги для чтения с таким расчетом, чтобы они касались прошлого и настоящего нашей Родины, важнейших сторон жизни общества, семьи, ребенка.
Совместное чтение помогает прививать школьнику любовь к книге, учит сопоставлять прочитанное с окружающей действительностью, развивает другие важные качества личности ребенка. В то же время у родителей, обсуждающих с сыном или дочерью прочитанное, на основе своих воспоминаний и фактов из жизни, интенсивно развиваются педагогические навыки и умения. Родители становятся активными участниками семейно-общественного воспитания детей. Таким образом, в семье незаметно для родителей создается предусмотренная учителем педагогическая ситуация, являющаяся в какой-то мере элементом управления воспитательным процессом. Как видим, основное значение имеют опосредованные формы управления процессом семейного воспитания.
В целом эффективность всей работы по совершенствованию семейного воспитания повышается, если при этом выполняются следующие условия: школа систематически использует весь комплекс указанных выше путей позитивного воздействия на процесс семейного воспитания; коллектив учителей глубоко осознает этико-педагогические требования к стилю взаимодействия с семьей; органы и учреждения народного образования сами являются инициаторами широкого и постоянного привлечения к этой работе общественности, всячески поощряют ее деятельность; руководство семейным воспитанием со стороны учителя должно начинаться до поступления ребенка в школу и продолжаться в течение всех лет его обучения.
Успех содружества школы с семьей особенно зависит от систематического и корректного соблюдения учителями этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с учащимися и их родителями. Основной смысл этих требований, как подтверждают результаты исследований, сводится к следующему.
1. Отношения в системе «учитель — ученик» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Это положение приобретает чрезвычайную важность потому, что, к сожалению, многие родители нередко «видят» учителя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке учебного труда или нравственного поступка школьника не проходят бесследно, затрудняют контакт учителя и семьи.
2. Учитель должен глубоко осознавать основы этико-педагогического взаимодействия и причины возможных противоречий с родителями. Основой сотрудничества учителя с родителями является то, что в нашем обществе государство выражает интересы народа и в этих условиях цели и задачи школы, носителем которых выступает учитель, соответствуют интересам семьи. Суть психолого- педагогической основы взаимодействия школы и семьи состоит в следующем. Дети одновременно находятся под нравственным воздействием педагогов и родителей, значит, школу и семью связывает единый объект (учащийся) взаимного влияния. Отсюда им необходимо исходить из нравственных единых позиций и руководствоваться (даже при отсутствии непосредственного контакта) едиными требованиями по отношению к ребенку. При несовпадении двух стилей воспитания расстраивается и усложняется сам педагогический процесс, а его эффективность резко снижается. Поэтому учителю просто невозможно достичь высоких результатов воспитания в отрыве от семьи.
К числу основных причин возможных противоречий между учителем и родителями относятся сложность учебно-воспитательного процесса, зависимость его эффективности от многих факторов (помимо школы и семьи); нередки еще имеющие место различия в отношениях к школьнику со стороны учителя (если они носят только служебно-официальный характер) и со стороны родителей (для них эти отношения не служебная обязанность, а нравственная потребность, в основе которой, прежде всего материнское или отцовское чувства); разные уровни общей и педагогической культуры; этическая неподготовленность учителя или родителя к педагогическому взаимодействию.
3. Отношения в системе «учитель — семья — ученик» должны строиться в соответствии с требованиями педагогической этики при ведущей роли школы и активном участии родителей. Анализ передового опыта и данные исследований показывают, что названная система успешно функционирует, если между учителем и родителями имеются тесные и систематические контакты в осуществлении целесообразных влияний на детей, если их отношения строятся на взаимном доверии и доброжелательности, если в совместной деятельности с каждой семьей учитель опирается на все то положительное, что имеется в ребенке, и умеет показать пути его развития; если учитель глубоко верит в успех содружества с родителями и ведет постоянную работу, направленную на повышение педагогической культуры отцов и матерей.
Воспитателю взаимоотношения с родителями необходимо строить как равнозаинтересованные союзники. «Давайте посоветуемся», «А как думаете Вы?» — вот основной тон в обращении с родителями. При этом учитель должен быть советчиком, другом, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны; всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка или, тем более, отрицательными публичными высказываниями о детях, уметь показать детям положительные качества их родителей и, опираясь на это, способствовать повышению их авторитета.
Материалы исследований подтверждают, что эффективность содружества педагога и родителей значительно повышается, если учитель выполняет свои обязанности не только по служебно-профессиональной необходимости, но и в силу нравственной потребности.
При подготовке отцов и матерей к воспитанию детей нельзя ориентироваться на вооружение их только определенным минимумом теоретических знаний. Необходима также выработка педагогических умений, а это дается лишь благодаря участию родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с. воспитанием детей.
По сути дела, воспитательная деятельность сводится к постоянному решению своеобразных педагогических задач.
Педагогическая подготовленность отцов и матерей, но связана как с их отношением к воспитанию, так и с практической деятельностью в этом направлении.
Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную, организаторскую и коммуникативную.
Конструктивная деятельность заключается, прежде всего, в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.
Организаторская реализует конструктивную на практике. Она включает:
организацию жизни и занятий детей (режим, труд,
домашняя учебная работа, спорт, домашнее чтение и
т.д.);
организацию своей собственной деятельности и отдыха (работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, чтение, отдых, общественная работа по воспитанию подрастающего поколения и т. п.).
Коммуникативная деятельность включает в себя установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, самими детьми, членами семьи и окружающими людьми.
Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обусловливает педагогическое мастерство. Им может и должен обладать каждый родитель.
Вот как писал об этом А. С. Макаренко: «Мастерство— это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…». Это в такой же мере относится и к родителям. А насколько каждый родитель овладеет «мастерством, - зависит от собственного напора».
Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формирование жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлении в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей.
Это составление характеристик семей обучающихся.
Организация диагностической работы по изучению семей.
Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).
Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и. др.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Организация совместной деятельности родителей и детей.
Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах - единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Ведь семья- персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально- культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально- экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико- гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.
Главные задачи семейного воспитания это:
- гармоническое развитие ребенка;
- забота о здоровье детей;
- помощь в учении;
- трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
- помощь в социализации личности;
- формирование опыта гуманных, эмоционально- нравственных отношений;
- забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
- развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
- подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
- половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Современные семьи, развиваются в условиях и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности и обучение школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.
Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности их педагогических умений. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.
Индивидуальные тематические консультации часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
3.Глава вторая.
Нормативные документы по организации работы с родителями в начальной школе.
Нормативными документами по организации работы с родителями в начальной школе являются Закон РФ «Об образовании», вступивший в силу с первого января 2012 года, с изменениями 2018г. а также Конституция РФ (с изменениями на 9 июня 2001 года).
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
В Конституции РФ записано: «Семья находится под защитой государства... Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организация и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье».
«Повышение эффективности воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов»,- говориться в реформе общеобразовательной и профессиональной школы.
В настоящее время каждый взрослый человек прямо или косвенно является наставником, воспитателем детей, подростков, молодежи. В статье 38-ой Конституции нашей страны записано: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». В статье 43-ей п.1 указано, что «каждый имеет право на образование», а статья 43-я п.4 гласит: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. В законе РФ определены принципы государственной политики в области образования, государственные и социальные гарантии реализации прав граждан на образование. Государственная политика основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
свобода и плюрализм в образовании.
Условия успешного функционирования воспитательной системы.
Успешному функционированию школьной воспитательной системы способствуют следующие факторы:
высокая профессиональная подготовка педагогов и классных руководителей;
постоянное повышение квалификации педагогов, их самообразование и учеба на ШМО классных руководителей;
работа творческих групп по внедрению программы пилотной площадки «Мозаика культур»;
работа школьных кружков «Эколог», «Химия вокруг нас», «Юный библиотекарь», «Палитра», «Тропинка к своему «Я», «Квант», «Пользователь ПК», вокальных групп «Надежда», «Капельки», «Радуга», «Занимательный немецкий», «Занимательный английский», «Нестандартные способы решения задач», «Живое слово», «ОФК. Футбол»;
деятельность молодежного детского движения республика «ШКОДА» (школьная демократическая ассоциация);
работа школьного самоуправления;
постоянное сотрудничество школы и районного ДК, районных детской и взрослой библиотек, музея, ДЮСШ, школы искусств, ЦТДД;
следование в воспитательной работе заповедям воспитания:
Принимай ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности, не оправдывая, однако, этим принципом поведение на уровне безобразия.
Не навязывай свои мысли ребенку, а высказывай суждение; не приказывай, а советуй. Веди ребенка к самоанализу, к рефлексии.
Проявляй искренний интерес к словам, переживаниям, проблемам ребенка. Слушай, понимай и защищай его.
Уважай личность ребенка, его позицию.
Учитывай национальный, религиозный, культурный опыт ребенка.
Прощай ребенку его ошибки, помогай исправлять их.
Оглашай достоинства каждого ребенка.
психическое равновесие школьника;
стремление учащегося к свободе;
толерантность;
способность сочувствовать людям;
продолжение выпускниками образования;
долголетняя дружба с педагогами и одноклассниками после окончания школы;
осознание выпускниками школьных лет как события в жизни, как успешное и радостное начало биографии.
В нашей школе ежегодно проводятся традиционные воспитательные внеклассные мероприятия, в подготовке и проведении которых активно участвуют классные руководители и члены детской организации «ШКОДА» (под руководством администратора - старшей вожатой). Деятельность членов республики «ШКОДА» в большей мере проводится в нескольких направлениях: работа с малышами; патриотическое воспитание; организация досуга. С 2005-2006 учебного года начался выпуск школьной газеты «Переменка».
Особое внимание уделяется в школе работе с родителями. Классными руководителями систематически проводятся классные родительские собрания с обязательным всеобучем (не реже 1 раза в четверть), индивидуальные беседы с отдельными родителями, посещение семей на дому. Два раза в год проводятся общешкольные родительские собрания, на которых поднимаются актуальные вопросы воспитания детей, профилактики наркомании, правового просвещения. Социальный педагог и психолог проводят индивидуальные консультации с родителями, групповые тренинги и анкетирование на родительских собраниях. Родители учащихся привлекаются к подготовке и проведению классных праздников, походов, спортивных соревнований; общешкольных и районных мероприятий.
№№ п./п. | Формы работы с родителями, обучения их педагогическим знаниям | Результаты анкетирования | Другая информация |
1 | Общешкольный педагогический лекторий | Положительное отношение – 62 % | 2 раза в год |
2 | Классные родительские всеобучи | Положительное отношение – 85 % | 1 раз в четверть |
3 | Беседы, круглые столы со специалистами | Положительное отношение- 80 % | Районная администрация, специалисты ЦРБ, МВД, прокуратуры |
4 | Индивидуальные консультации | Положительное отношение – 90 % | Классные руководители, администрация школы, социальный педагог, психолог |
5 | Открытые внеклассные мероприятия | Положительное отношение – 95 % | Классные, общешкольные. |
В школе разработана и действует специальная программа по выявлению и поддержку одаренных детей. Её ведет социально-педагогическая служба.
Ученики школы регулярно участвуют в районных, областных, всероссийских конкурсах, фестивалях, выставках, занимают призовые места.
В школе удалось создать благоприятную рабочую атмосферу, располагающую к доверию и открытости, и в то же время мобилизующую для решения стоящих перед коллективом задач. Большинство педагогов школы осознано подходят к своей деятельности, качественно готовятся к каждому уроку, ответственно выполняют свои обязанности, активно осваивают новые педагогические принципы и технологии. Благоприятный психологический климат является, по результатам анкетирования родителей и учащихся старших классов, одним из основных преимуществ обучения в нашей школе. По результатам анкетирования учащихся 8-11-х классов выявлено, что больше всего учащиеся ценят «хорошие знания», которые они получают в нашем учебном заведении (77 ответов из 105 опрашиваемых), на втором месте – «доброе отношение работников школы» (51 ответ), и затем следует по рангу ответ «интересно учиться» (48 ответов). Ценят дети и комфортность, хорошо оборудованные кабинеты (40 и 43 ответа), им нравится, что школа дает им возможность «проявить свои способности» (42 ответа). В качестве пожелания учащиеся написали: «благоустроенный бассейн», «создать интерьер коридоров, приобрести диваны». Таким образом, по результатам анкетирования в основном учащиеся любят свою Школу, заботятся о комфорте и уюте в ней, хотят в ней хорошо учится, проявлять свои способности.
На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовый к укреплению и расширению взаимодействия с семьей.
ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ
о классном родительском собрании
и родительском комитете класса
М-Курганской средней школы №1
Общие положения.
Родительское собрание класса – правомочный орган, решающий вопросы взаимодействия с классным руководителем в организации жизни класса.
Функции родительского собрания класса.
Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классными руководителями, учащимися.
Избирает родительский комитет класса.
Обсуждает вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в классе и участия в нём родителей.
Обсуждает вопросы оказания материальной помощи, проведения ремонта класса. Все денежные суммы, собираемые в классе, определяются на классном собрании родителей либо Совете школы.
Заслушивает отчёты, информации о работе родительского комитета класса.
Принимает решения об оплате дополнительных услуг и мероприятий внеклассной воспитательной работы класса.
Функции родительского комитета класса
Готовит проведение родительских собраний, другие классные мероприятия.
Организует работу по выполнению решений Совета школы.
Привлекает родителей к ремонту класса, к проведению праздников, походов, экскурсий.
Оказывает помощь классному руководителю в работе с социально-неблагополучными семьями и «трудновоспитуемыми» учащимися.
Представительство классного собрания в Совете школы.
Классное родительское собрание выдвигает делегатов для участия в выборах Совета школы, передавая им полномочия в выборе членов Совета школы.
Права родителей класса на классном родительском собрании.
Участвовать в обсуждении всех вопросов, вынесенных на родительское собрание, выдвигать для обсуждения вопросы, касающиеся жизни класса и совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Защищать интересы своего ребёнка на классном родительском собрании.
Избирать и быть избранным членом родительского комитета класса.
Участвовать в организации и проведении мероприятий класса.
Функции классного руководителя при работе с родителями.
Классный руководитель составляет план воспитательной работы класса, согласуя часть, посвящённую работе с родителями, с родительским комитетом класса.
Классный руководитель ведёт родительские собрания класса, соблюдая принципы демократии, ведёт протокол собраний.
Классный руководитель опирается на помощь родительского комитета в проведении воспитательной работы в классе.
Порядок созыва и проведения классных родительских собраний.
Классные родительские собрания собираются 1 раз в четверть и чаще, в случае необходимости.
Объявляет о созыве классного родительского собрания классный руководитель. Предложение о созыве классного родительского собрания могут подать классному руководителю члены родительского комитета класса или группа родителей класса.
Собрание считается правомочным, если на нём присутствуют не менее 50% родителей класса (представляющие не менее 50% учащихся).
Собрание проводится в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя класса по плану, сообщённому родителям в начале учебного года. Внеочередные собрания проводятся с обязательным утверждением повестки дня при помощи голосования.
В конце учебного года классный руководитель и председатель родительского комитета отчитываются перед родительским собранием класса о проделанной работе.
В начале учебного года заслушивается отчёт о проведённом ремонте класса и школы. Вопросы организации взаимодействия родителей и педколлектива, помощи родителей школы.
Родительский комитет класса – представительный орган родительского собрания, уполномоченный решать все оперативные вопросы.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышлении, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. — способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В
определении тематики мероприятий участвуют родители.
Класс | Тематика родительского всеобуча М-Курганской СОШ №1 |
1
| Младший школьник: особенности развития. |
Адаптация первоклассников к школе. | |
Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться? | |
Развитие личности младшего школьника. | |
Как организовать выполнение домашних заданий | |
2 | Как воспитать у ребенка любовь к чтению |
Воспитание сознательной дисциплины | |
О детской дружбе | |
Творчество и воображение ребенка | |
3 | Как помочь ребенку стать внимательным |
Трудовое воспитание в семье | |
Музыка и телевидение в жизни ребенка | |
Семейные праздники и народные традиции | |
4 | Эмоциональное благополучие детей в семье |
Воспитание ненасилием в семье | |
Воспитание любви к природе | |
Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения |
4.Глава третья.
Из опыта работы с родителями в начальной школе.
Проблема, над которой я работала «Активизация работы с родителями, как фактор повышения качества знаний и развития личности ребенка» считаю актуальной. Не каждый учащийся после одного объяснения учителя в состоянии справиться с решением той или иной проблемы. Некоторым детям, в силу их индивидуальных способностей нужно иногда несколько раз помогать в разборе того или иного процесса. В результате некоторым детям без посторонней помощи не справиться, трудно подготовиться к самостоятельной или контрольной работе. Для этого на помощь им придут родители, но очень многие из них сами не знают, как справиться с такими заданиями, поэтому, только побывав на родительской летучке и разобравшись с новыми темами, он сможет оказать помощь ребенку. Родительская летучка- это одна из форм работы с родителями, которую я придумала сама, с той целью, чтобы научить родителей новым темам, которые мы проходим по новой программе с детьми. Родители не учились по ним, поэтому им трудно сориентироваться в учебнике. Такие летучки я провожу 20 минут после уроков 1-2 раза в месяц по мере надобности.
В моих классах родители частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и «огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 Марта, новогодним праздникам, и концерты художественной самодеятельности, праздники «Бабушки и внуки», «Папа, мама, я - дружная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», где особой популярностью пользуются творческие конкурсы для родителей. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта; помочь родителям в понимании индивидуальных особенностей детей, формировании ценностных, жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в их поведении. В моей практике больше внимания уделяется изучению родословной своей семьи, особое место занимают совместные мероприятия: посиделки, фольклорные праздники, возрождающие русскую бытовую культуру.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Однако необходимо хотя бы один- два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
В своей практике я тоже провожу открытые уроки. Все это помогает в течение четырехлетнего обучения держать уровень качества знаний на одной высоте, иногда даже увеличивая его. Но всегда неизменно- это не менее 67-76%.
В своем классе, где уже несколько лет я даю открытые уроки, устроила анкетный опрос родителей учащихся. Вот некоторые ответы: «Я посетила несколько уроков и стала замечать у дочери такие недостатки, о существовании которых раньше и не догадывалась...», «Открытые уроки очень полезны для нас...», «Нам, родителям, открытые уроки дают очень многое: здесь можно видеть своего ребенка за работой в окружении своих сверстников, можно сравнить его работу с работой других, заметить недостатки в воспитании», «Четыре года я посещаю открытые уроки для родителей. За это время убедился, что они очень полезны родителям». «Здесь наглядно видишь, как надо помогать ребенку при выполнении домашних заданий, интересно услышать, как сын отвечает в школе. За время урока еще раз почувствуешь свою ответственность за воспитание детей. Вместе с тем лишний раз убеждаешься в том, какой огромный труд вкладывает педагог, чтобы обучить и воспитать детей, в необходимости уважать его труд», «Проведение уроков для родителей считаю делом не только необходимым, но и обязательным».
Нельзя, конечно, считать открытые уроки для родителей универсальным средством, заменяющим все другие. Их, как показывает опыт, полезно практиковать в начальной школе как одну из форм повышения педагогической культуры.
Какое место в этом комплексе влияний принадлежит воспитанию педагогической культуры родителей? Опыт моей работы убеждает: только просвещение родителей — пусть даже хорошо организованное! — еще не дает желаемого результата. Как я отмечала, знания еще нужно уметь применять. Среди родителей, считающих, что у них имеется достаточный минимум педагогических знаний, далеко не все извлекают из них практическую пользу: 7% пытаются, но не умеют применить знания на практике, 24% —не всегда применяют; а 13% — не применяют вообще. «Беда искусства воспитания в том, — отмечал А. С. Макаренко,— что научить воспитывать можно только в практике, на примере».
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
Что мне классному руководителю дает изучение семьи?
Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Я также использую комплекс традиционных методов психолого–педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.
Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, стараюсь проявлять уважение ко всем членам семьи. Я соблюдаю следующие правила:
- Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
- Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
- Методы обучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
-Психолого–педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
- При изучении семьи школьника, прежде всего, интересуют следующие данные:
1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы
2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.
3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная.)
Всякий раз, когда я готовлюсь к классному родительскому собранию, я соблюдаю рекомендации Н. И. Дереклеевой, которые она рассматривала в брошюре «Родительские собрания в 1-11 классах»:
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Каждое собрание я стараюсь сделать интересным, увлекательным, пытаюсь построить его так, чтобы почти каждый родитель мог высказаться на этом собрании. Например, в первом классе я проводила родительский практикум – игру «Корзина чувств». Родителям предлагалось опустить руку в корзину и взять «чувство», которое их переполняет более всего вот уже длительный период времени, назвать его. На дне этой корзине находились самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек, после того как переступил школьный порог. Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания. Так же на одном из первых родительских собраний в первом классе я предлагаю сесть родителям за три стола, кому, где хочется и с кем хочется. Так я выделяю микрогруппы родителей, которые дружат друг с другом, находят общий язык или желали бы дружить, с этим коллективом, к которому подсели. Я предлагаю познакомиться друг с другом поближе, для этого по кругу представьте себя соседу справа. Потом предлагаю из списка нравственных качеств на доске выбрать три самых главных, которые вы хотели бы видеть у своих детей. На втором этапе предлагаю обобщить каждой группе эти три качества, потом один представитель от каждой микрогруппы должен сообщить свои полученные данные, и на доске мы выводим, какими мы хотим видеть своих детей, при выпуске из начальной школы. В связи с этими данными и будем составлять план воспитательной работы на 4 года. Кроме того, непроизвольно уже видны будущие члены родительского комитета, это как раз те родители, которые взяли на себя обязанность выступить за всю микрогруппу при подведении итогов. В конце каждого родительского собрания родители получают свитки, в которых записаны или законы воспитания ребенка в семье или правила готовящие к взрослой жизни или правили борьбы с телеманией или просто памятку в родительский дневник по теме собрания.
5.Глава 4.
Результативность обучения и воспитания при активизации работы с родителями в начальной школе.
Итак, при активном привлечении родителей к образовательному процессу в классе, возможно, повысить качество обучения и воспитания учеников начальной школы или хотя бы не понизить его. Представляю таблицу по качеству обучения учащихся из последнего набора. Небольшие колебания в показателях качества знаний вызваны приходом 2-х новых учеников в 3-й класс, обучавшихся ранее по традиционным программам. В 4-ом классе показатели немного понизились, так как происходит постепенное усложнение программного материала, содержательных алгоритмов. Но в целом показатели усвоения программ достаточно высокие, учитывая, что в классе занимаются дети из малообеспеченных семей, почти не имеющие дошкольной подготовки.
Качество обучения учащихся с 2003– 2007учебные года | ||
Классы | Предметы | Качество, % |
1 класс | Безоценочное обучение | |
2 класс | Русский | 56 |
Математика | 56 | |
Чтение | 81 | |
Окружающий мир | 69 | |
3 класс | Русский | 50 |
Математика | 56 | |
Чтение | 81 | |
Окружающий мир | 81 | |
4 класс(1-ое полугодие) | Русский | 56 |
Математика | 56 | |
Чтение | 69 | |
Окружающий мир | 75 |
Качество обучения учащихся с 2007 – 2011учебные года | ||
Классы | Предметы | Качество, % |
1 класс | Безоценочное обучение | |
2 класс | Русский | 74 |
Математика | 74 | |
| Чтение | 79 |
Окружающий мир | 79 | |
3 класс | Русский | 71 |
Математика | 81 | |
Чтение | 81 | |
Окружающий мир | 86 | |
4 класс | Русский | 76 |
Математика | 86 | |
Чтение | 86 | |
Окружающий мир | 86 |
Качество обучения учащихся с 2012 – 2018учебные года | ||
Классы | Предметы | Качество, % |
1 класс | Безоценочное обучение | |
2 класс | Русский | 73 |
Математика | 77 | |
| Чтение | 86 |
Окружающий мир | 77 | |
3 класс | Русский | 76 |
Математика | 81 | |
Чтение | 95 | |
Окружающий мир | 81 | |
4 класс | Русский | 65 |
Математика | 78 | |
Чтение | 96 | |
Окружающий мир | 87 | |
1 класс | Безоценочное обучение | |
2 класс | Русский | 70 |
Математика | 78 | |
| Чтение | 87 |
Окружающий мир | 96 | |
3 класс | Русский | 74 |
Математика | 78 | |
Чтение | 83 | |
Окружающий мир | 78 |
6. Заключение
Я рассмотрела здесь некоторые формы работы с родителями по повышению качества обучения и воспитания учащихся начальных классов посредством активного привлечения родителей к образовательному процессу в классе. Ведь успех детей зависит от совместной работы школы, родителей, учеников.
Таким образом, как классный руководитель я реализую функции родительского просвещения, корректировку семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающее и коррекцию личности родителей.
Мой опыт показывает, что только тогда усилия учителя по повышению качества обучения становятся результативными, когда родители в полной мере становятся союзниками в этой работе, когда они сознательно и добровольно стремятся к повышению качества обучения своего ребенка. Только тогда все эти нелегкие задачи классного руководителя становятся реально выполнимыми, а качество обучения в классе устойчивым и высоким.
Эту работу я обязательно буду продолжать, совершенствовать, искать новые формы работы с родителями, корректировать её содержание в соответствии с потребностями детей, самих родителей, и, конечно, с новыми достижениями педагогической науки.
В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»,
Киев, «Радяньска школа», 1988.
2.А.С.Макаренко «Книга для родителей», М, «Педагогика», 1989г
А.А.Леонтьев «Рекомендации по организации
участия родителей в образовательном процессе
на начальной ступени» в сборнике «Школа-2100. Пути модернизации
начального и среднего образования» вып.6, - М: «Баласс», 2002г
Ш.А.Амонашвили «В школу - с шести лет»,
в кн. «Педагогический поиск», - М:- «Педагогика», 1988г.
5.С.Н.Лысенкова «Когда легко учиться» в кн.
«Педагогический поиск», - М:- «Педагогика», 1988г.
И.В. Гребенников «Школа и семья».- М., 1985г.
6. Дереклеева. Родительские собрания в 1-11 классах. – М., 2001.
7. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работы. - М., 1999.
8. Л. П. Барылкина, Н. А. Королева. Завуч начальной школы. 1-4 классы. - М., 2005.
9.Калейдоскоп родительских собраний. М., 2003.
10.Конституция Российской Федерации, Санкт-Петербург, 2001г.
11.Методические рекомендации Министерства образования России «Об организации работы с родительской общественностью в регионах Российской Федерации»
Журнал «Воспитание школьников» №9, 2003.
12. Л.Мокрушина «Опыт взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка» Журнал «Воспитание школьников» №9, 2003.
13. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй «Вестник образования» №8, 2001.
Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.,2012 г. №273- Ф3 с изменениями 2018 г.
18