Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №2 «Ромашка» ст. Гиагинской»
Статья
Тема: «Повышение качества современного образования средствами внедрения в процесс ДОО технологии проектов»
Воспитатель: Коробкова Т.В.
Повышение качества современного образования средствами внедрения в процесс ДОО технологии проектов
Введение
Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. ФГОС ДО ориентирует дошкольные организации на отказ от учебной модели, развитие самостоятельной познавательной активности детей, что соответствует принципам технологии проектной деятельности. Проектная деятельность включена в структуру примерных образовательных программ дошкольного образования.
Технология проектной деятельности используется в школе, что ориентирует дошкольные организации на формирование умений и предпосылок проектной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование проектной технологии обеспечивает процесс преемственности между ступенями образования. Одна из причин актуальности проектной деятельности: реализация проектов в ДОО, которая способствует не только развитию у детей познавательной активности, но и переориентации мышления специалистови воспитателей при выстраивании образовательного процесса. В связи с ведением ФГОС ДО определились проблемы перестроения образовательного процесса, выявились проблемы, связанные с необходимостью обучения педагогов к работе в новых условиях. Государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: любознательное и активное. Дошкольная организация, как первая ступень в образовании, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада и какими качествами он должен обладать.
Таким образом, актуальность проектной технологии в ДОО обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном образовании.
Основная часть
Использование инновационных технологий проектов открыло новые возможности воспитания и обучения дошкольников в нашей дошкольной организации, и одним из более эффективных стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных организаций, так как она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Проектный метод интересен не только детям, но и педагогам. Он даёт возможность собрать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, почувствовать себя действительно партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным.
Метод проектов - это педагогическая технология. Его стержнем является самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе проектной деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, воплощает новые знания в реальные действия. Суть методов проектов состоит в организации образовательного процесса, при которой дети-дошкольники приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности.
Мною активно используется технология проектов в образовательном процессе с детьми подготовительной к школе группы. Метод проектов помогает связать процесс обучения и воспитания с настоящими событиями из жизни детей, а также заинтересовать их, привлечь к участию в проектной деятельности. Каждый ребёнок смог проявить свои индивидуальные творческие способности. У детей появилась уверенность в своих силах.
Для реализации экологического проекта «Природа - источник нашей жизни» в подготовительной к школе группе были использованы следующие формы работы -наблюдения, эксперименты и опыта: «Песочные струйки», «Пирамидки из песка», «Почему листья на деревьях желтеют?», «Узнаем свойства земли», «Цветные льдинки», «Что лежит в пакете?», «Цветы на воде», «Воздушные шарики», «Свойства ветра», «Поиграем с соломинкой», «Свойства воды, песка, земли». Активно использованы материалы мини-лаборатории: песок, вода, земля, стаканчики, трубочки, тарелки, лейки, воронки, камешки, семена, лупы, микроскоп, часы, дидактический материал, плакаты и альбомы.
Для реализации проекта по познавательно-исследовательской деятельности «Вода» в подготовительной к школе группе применялись разнообразные формы работы: наблюдения, исследования, анализ, обобщения по следующим темам: «Круговорот воды в природе», «Почему замерзает вода?», «Свойства снега», «Свойства воды», «Течёт вода», «Как увидеть воду?», «Вода - источник жизни». А также с детьми проводились дидактические и развивающие игры «Обыкновенные чудеса», «Твёрдое - жидкое», «Воздух, вода, ветер», «Солнышко и дождик».
В реализацию творческого проекта «Наши добрые сказки» были включены игры-драматизации «Кошкин дом», «Зимовье зверей»; игровые упражнения: «Изобрази героев сказки», «Придумай конец сказки»; дидактические игры: «Назови героев сказки», «Угадай, что изменилось?»; сюжетно-ролевые игры: «Теремок: Сюжет: у нас появился новый житель теремка», «Золушка. Сюжет: Золушка на балу», «Колобок: Сюжет: «Сказка «Колобок» на новый лад».
В результате работы над проектом «Природа - источник нашей жизни» дети овладели знаниями о живой и неживой природе. У них появился познавательный интерес к явлениям окружающей природы. Работа над проектом помогла расширить поисково-познавательную и опытно-экспериментальную деятельность детей, положила начало формирования осознанного отношения к окружающей среде. Работая над проектом «Вода», у детей появилась определённая система знаний о свойствах воды. Они поняли, что нельзя засорять воду, что необходимо её беречь, как источник жизни на земле. Дети обобщили знания о круговороте воды в природе, научились наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Родители с удовольствием принимали участие в реализации данных проектов. С их помощью в группе организованы выставки «Осенний калейдоскоп», «Перелётные птицы». Консультации для родителей «Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребёнка», «Природа - источник жизни» имели положительный эффект. Данные рекомендации родителям на тему: «Организация экспериментирования дома» помогли провести с детьми элементарные опыты в домашних условиях. Утренник «Осень золотая», для которого родители подготовили для детей осенние костюмы, оставил у них самые приятные впечатления. На родительских собраниях мною регулярно рассказывается о значимости метода проекта на развитие познавательной активности будущих школьников.
Участие воспитанников в данных проектах помогает развить познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Все участники проектов приобретают опыт взаимодействия, умение слушать друг друга. Технология проектирования позволяет изменить стиль работы с детьми: повысить детскую активность и любознательность, инициативность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации.
Как показывает практика нашего ДОО, внедрение и реализация технологии проектов постоянно расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития детям творческого, познавательного мышления, активности и самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы. Систематизация в получении информации, позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Основной целью многоплановой, педагогической работы является переход к новым технологиям проектов и компетенциям.
В этой связи основными результатами внедрения системы технологии проектной деятельности в образовательном процессе послужило развитию:
- инициативы детей;
-построению нового образовательного пространства;
-активизации взаимодействия с родителями (законными представителями);
-разработке системных технологий проектной деятельности;
-разработке авторских проектов для работы с детьми дошкольного возраста;
- технологии проектной деятельности в образовательный процесс ДОО.
Можно сделать вывод о том, что метод проектов очень эффективен и основной его смысл заключается в реализации собственных замыслов ребёнка, поддержке интересов, развитии познавательной активности, приобретении ребёнком опыта самостоятельности, проявлении его талантов, интересов. Образовательный процесс в ДОО - это не учебная деятельность, а интересное, увлекательное взаимодействие детей и взрослых. Это даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к обучению в школе.
Список литературы
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
2.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2013.
3.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
4.Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. –М.: «Школьная пресса», 2010.
5.Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду/-Волгоград: «Учитель», 2011.