Просмотр содержимого документа
«Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий»
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым . Жан-Жак Руссо
Условия и факторы школьной жизни, оказывающие разрушающее воздействие на здоровье детей:
- инструктивно-программирующие методики,
- продолжительное воздействие на детей школьной среды,
- вербальный принцип построения учебного процесса,
- методики, лежащие в основе учебного процесса,
- чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
- совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Принципы здоровьесбережения
- Не навреди!
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося
- Непрерывность и преемственность
- Субъект-субъективные взаимоотношения
- Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся
- Комплексный подход
- Успех порождает успех
- Активность
- Ответственность за свое здоровье
Плотность урока
Рациональный уровень –
не менее 60% и не более 70%;
недостаточно рациональный –
85 - 90%;
нерациональный –
более 90 %.
Виды учебной деятельности
С читается рациональным использование 4- 7 видов учебной деятельности:
- чтение,
- письмо,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание пособий,
- ответ на вопрос,
- решение примеров.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Рациональный уровень –
не более 10 мин .;
нерациональный –
более 15 мин.
Частота чередования различных видов учебной деятельности
Смена различных видов
должна проводиться
через каждые 7-10 минут (нерациональная смена - через
15-20 минут, когда у ребенка уже
появляются признаки утомления).
Количество видов преподавания
Рациональный уровень –
не менее 3-х видов;
нерациональный –
1 вид.
Наличие эмоциональных разрядок
- поговорка,
- веселое четверостишие,
- юмористическая или поучительная картинка,
- высказывание
Рационально использовать 2- 3 разрядки.
Чередование позы учащегося
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель постоянно наблюдает за посадкой учащихся.
Правильная поза ученика во время занятий за столом
- г оленостопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;
- м ежду краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка;
- п озвоночник опирается на спинку стула;
- р асстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.;
- т етрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
Наличие, место и продолжительность физкультминуток
- П роводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте;
- состоят из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого;
- к омплексы упражнений должны меняться.
Психологический климат
На уроке
должны преобладать положительные эмоции.
Отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:
- использование уровневой дифференциации, индивидуального обучения, групповых и игровых технологий, развивающего обучения;
- применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
- рациональная организация труда учителя и учеников;
- создание комфортного психологического климата;
- соблюдение СанПиН и правил охраны труда;
- чередование разных видов деятельности на уроке;
- наличие эмоциональных разрядок и физкультминуток.
Учитель, помни:
твоя улыбка стоит
тысячи слов!
К.Д. Ушинский