Семинарское занятие
на тему:
Повышение квалификации по нацпрограмме
«Учитель будущего».
Дальнейшие перспективы.
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Региональные проекты Ростовской области
Цель проекта «Современная школа»: вхождение Российской Федерации к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально технической базы.
В Донском регионе открылись 42 центра цифрового и гуманитарного образования «Точка роста». Открытие центров происходит в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках данного регионального проекта.
Цель проекта «Успех каждого ребенка»: Обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
Цель проекта «Поддержка семей, имеющих детей»: Создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления в 2024 году не менее 40,7 тысяч услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель проекта «Цифровая образовательная среда»: Создание в Ростовской области условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
Цель проекта «Молодые специалисты» - поднять престиж рабочих профессий, чтобы выпускники колледжей и техникумов могли работать на самых продвинутых производствах. К декабрю 2024 года создадут сеть центров опережающей профессиональной подготовки. Это поможет готовиться к демонстрационным экзаменам, которые через шесть лет будут сдавать в 50% техникумов и колледжей.
Цель проекта «Социальная активность»создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства. Будет сформирована сеть центров поддержки добровольчества, лучшие волонтерские проекты смогут ежегодно участвовать в конкурсе на получение грантов.
Федеральный проект "Учитель будущего" - это во многом ключевой проект:
Не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста. То есть не вертикальную: учитель-директор-завуч, а горизонтальную. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи, например, учитель-мастер, учитель-наставник.Позволит непрерывно учиться абсолютно всем, даже уже работающим людям.Для этого будет создана единая платформа-навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-курсам.
К 2024 году число пользователей платформы достигнет 1,2 млн. человек.
Мероприятия проекта.
-Сеть центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования; комплексное повышение компетенций управленческих команд ОО.
-Сеть аккредитационных центров профессионального мастерства системы образования наряду с существующей системой аттестации педагогических кадров.
-Новая модель аттестации на основе единых оценочных требований и стандартов.
-Аттестация руководителей ОО и педагогов-психологов.
-Традиционные и новые конкурсы профессионального мастерства педагогов и специалистов системы общего образования.
-Продвижение Сетевых сообществ педагогов.
-Комплекс мер по популяризации профессии учителя, в т.ч. меры поддержки молодых учителей, работающих в сельской местности и школах с низкими образовательными результатами.
Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.
Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.
По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.
Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.
Модель аттестации учителей
60 баллов
40 баллов
20 баллов
до 5 баллов
15 баллов
PISA – Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся.
Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся PISA ставит своей целью определить образовательные достижения 15-летних обучающихся в области чтения, математики и естествознания всех организаций образования. Отличительной характеристикой настоящего исследования является его направленность на практические умения обучающихся применять теоретические знания и навыки в жизненных ситуациях, на оценку компетентности в решении проблем, несвязанных непосредственно с конкретными учебными предметами или образовательными областями. Инструментарий исследования нацелен на установление степени сформированности общеучебных умений в решении проблем, с которыми обучающиеся могут встретиться в жизни, для того, чтобы эффективно функционировать в современном обществе.
Объектом исследования PISA являются образовательные достижения обучающихся 15-летнего возраста. Выбор данной возрастной категории объясняется тем, что во многих зарубежных странах образовательные программы имеют общую направленность, и освоение их к данному возрастному периоду завершается. В этой связи, представляется возможным на данном этапе определение уровня знаний и умений, полезных обучающимся в будущем, оценка способностей обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для успешной адаптации в современном мире.
Исследование PISA начато в 2000 году и проводится трехгодичными циклами. Цикличность исследования представляет странам-участницам возможность отслеживать динамику результатов образовательных достижений обучающихся, изменения, происходящие в образовательной системе; формулировать основные направления реформирования общего среднего образования и выявляет препятствия, мешающие их осуществлению; проводить аналитическую работу в международном контексте, способствуя каждой стране-участнице в определении стратегических целей системы образования.