СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети  с ограниченными  возможностями здоровья часто  на занятиях неусидчивы,невнимательны ,быстро утомляются.Чтобы повысить у таких детей интерес к занятию,я спользую различные игровые  моменты.

Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Использование логопедической ритмики с элементами театрализованной деятельности в системе коррекционного воздействия на детей с речевой патологией.

Учитель-логопед Фимушкина Н.В.


В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у детей с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Физические упражнения под музыку были еще известны со времен Древнего Египта, греками,арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась в целях оздоровления организма.

В нашей стране лечебная ритмика стала применяться сначала для нервно-психических больных,а затем для устранения заикания у детей ,подростков и взрослых.

Благодаря существенному вкладу Г.А.Волковой в 80-х годах 20 века логопедическая ритмика выделилась как наука. Галина Александровна расширила область применения логопедической ритмики ,предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции других нарушений ,таких как :дислалия ,дизартрия, афазия, нарушения голоса.

Замечательно зарекомендовала себя на логоритмических занятиях с детьми с ОВЗ методика Сергея и Екатерины Железновых. Занятия озвученные их песенками ,очень нравятся детям и дарят им много положительных эмоций.

На этих занятиях предлагается слушать разнообразные разнообразные песенки ,выполнять под них гимнастику(в том числе пальчиковую)и танцевальные движения. Музыка Железновых применима на уроках ритмики ,при проведении тематических игр и занятий по методике Монтессори.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания ,обучения и развития детей ,задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка ,имеющего речевое нарушение .И логопедическая ритмика признана современными специалистами как одно из эффективных средств коррекции речи ребенка с ОВЗ.

Три кита ,на которых стоит логопедическая ритмика-это движение ,музыка и речь

В логоритмике выделяют основные направления в работе с детьми ,страдающими речевыми нарушениями :развитие речи ,развитие неречевых процессов ,коррекция речевых нарушений.


Развитие неречевых процессов:

  • совершенствование общей моторики, координации движений,

  • ориентации в пространстве;

  • регуляция мышечного тонуса;

  • развитие чувства музыкального темпа и ритма,

  • развитие певческих способностей;

  • активизация всех видов внимания и памяти.


Развитие речевых процессов:

  • развитие дыхания, голоса;

  • выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

  • развитие артикуляционной и мимической моторики;

  • координация речи с движением;

  • воспитание правильного  звукопроизношения

  • формирование фонематического слуха.

  • Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

В своей работе с детьми с ОВЗ ( слабовидящие и дети с НОДА ) я использую логоритмику, сочетая ее с элементами театрализованной деятельности как средства, помогающего устранять обедненность эмоциональной стороны речи, восстанавливающего речевое дыхание, просодику речи.

Структура занятия состоит из:

1.Вводная часть: ходьба и маршировка в различных направлениях

(чтобы собрать внимание детей, настроить на занятие научить ориентироваться на слова песни, слышать текст и выполнять подражательные движения под музыку.

(10 минут).

2.Песенки-приветствия Железновых(«Автобус»,» Пора начинать» и др.)

3.Монтессори-приветствия: игровые упражнения на концентрацию внимания и развитие ловкости

4.Работа в круге:

Круг приветствия – это особый вид работы в системе Монтессори. В этой части занятия дети и педагог создают единый положительный эмоциональный настрой работы в группе,приветствуя друг друга ,выполняя упражнения на координацию движений ,пальчиковую гимнастику.

Основная цель –настроить детей на волну взаимного принятия, доброжелательности ,поприветствовать друг друга, сказать добрые слова .Очень важно научить детей терпеливо слушать ,не перебивая друг друга ,дожидаясь своей очереди.

5.Песенки-разминки Железновых(«Головой мы покиваем»)

6.Основная часть (коррекционно-развивающий блок):

Упражнения на развитие дыхания ,голоса ,артикуляции: «Электричка», «Шаги по лестнице»,скороговорки, чистоговорки.

Упражненияактивизирующие внимание

Упражнения,регулирующие мышечный тонус: «Раскачивающееся дерево»,

«Тряпичная кукла и оловянный солдатик»

7.Заключительный блок: игры на релаксацию, чтобы успокоить детей и переключить их внимание на другие занятия.

Наиболее интересными из итоговых занятий по этой системе стали выступления детей на родительском собрании с инсценировкой стихотворения Ю.Мориц «Малиновая кошка» ,а также занятие-игра «Путешествие в страну Вообразилию».



В группе с детьми с НОДА (группа «Светлячки»), на занятиях обязательно использовались элементы логоритмики по методике Картушиной (самомассаж, упражнения на развитие дыхания зрительную гимнастику) и логоритмические песенки Железновых ,которые помогалисоздавать у детей хороший эмоциональный настрой на занятие ,вызывать в нем заинтересованность ,активизировать внимание .

Здесь занятие включает в себя меньше элементов в силу физических особенностей детей:

1.Вводная часть:упражнения на развитие внимания ,речевого слуха.

2.Песенки- приветствия Железновых: «Автобус» и др.

3.Основная часть:упражнения на развитие голоса, артикуляции

4.Заключительная часть :упражнения на релаксацию

Еще одной формой работы с такими детьми стала драматизация сказок –шумелок Железновых ,целью которой явилась активизация движений органов артикуляции ,формирование лексико-грамматического строя речи,развития общей и мелкой моторики пальцев рук ,координации движений, работа на мимикой ,вниманием ,воображением ,развитии связной монологической речи ,автоматизации звуков.

Детям приходилось не только говорить за героев сказок ,но и озвучивать их действия ,производя различные шумовые эффекты колокольчиками ,маракасами, шурша пакетами ,стуча деревянными ложками.

Итогом таких занятий были интересные выступления детей из группы «Светлячки» перед родителями на новогоднем празднике со сказкой –концертом «На лесной опушке»,а также перед слушателями коррекционных курсов со сказкой «Как мышонок музыку искал» и др.




дошкольники стали более эмоциональны , внимательны к звучащему слову, у них расширился словарный запас .Дети стали более раскрепощенными, улучшилась их речь


Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д.

Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.

4.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений

М.Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: СФЕРА,

2004. - 192 С.