МОУ «Захаровская средняя общеобразовательная школа №1»
Отчёт по педагогическому опыту на тему:
«Повышение мотивации обучения изобразительному искусству и технологии путём применения методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности».
Автор педагогического опыта:
Голованова Т.Н.
Учитель Изобразительного искусства
и технологии
Содержание
1.Технология опыта……………………………………………………………………..
2. Результативность опыта……………………………………………………………
3. Приложение к опыту………………………………………………………………….
«Плохой учитель излагает.
Хороший учитель учит.
Выдающийся - показывает.
Великий – вдохновляет».
Винсент Ван Гог.
Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
Ключевой задачей образования на современном этапе развития общества является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменения потребностей экономики и нового, формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося общества. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся.
Условия возникновения опыта.
Работая в обычной сельской средней общеобразовательной школе столкнулась с некоторыми противоречиями: между традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное; и между восприятием уроков изобразительного искусства как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности.
Это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни, т. е. как повысить мотивацию обучения.
Актуальность опыта:
Исходя из выше изложенного, выделяю следующую проблему: повышение мотивации обучения изобразительному искусству и технологии, которая является актуальной и перспективной.
Новизна опыта:
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства и технологии предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя - творца.
- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Новизна опыта также состоит в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:
- активизации познавательной деятельности;
- повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитию навыков самообразованию и самоконтроля;
- повышению уровню комфортности обучения
- развитию творчески – информационного мышления.
Теоретическое обоснование опыта:
Целью урока по искусству считаю формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Добиться этих целей помогает творческая проектно-исследовательская работа, а также интегрированные уроки, уроки-экскурсии, уроки-викторины и т.д.
Именно по этой причине на своих занятиях использую приемы создания творческой атмосферы:
- легкодоступные творческие задания;
- проявление интереса к действиям учеников;
- признание и поощрение
Современные дети - это уже не чистый лист, на котором наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учитель уже не является для детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.
Занятия по изобразительному искусству веду по системе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Эта система охватывает всех без исключения детей, очень демократична. Помогает выявить одарённых, всем другим позволяет развивать свой комплекс способностей.
В процессе рассмотрения основных содержательных линий курса Б.М.Неменского - опора на национально-региональный компонент. Триада художественной деятельности - изобразительная, декоративная, конструктивная. Впервые учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах. Особенностью урока изобразительного искусства является организация разных форм художественной деятельности школьника. Учащиеся пробуют себя в деятельности художника, графика, скульптора, народного умельца, критика. Выполняют работы в разной художественной технике: оригами, аппликация, плетение, мозаика, вязание. Необязательно делать из каждого ученика-профессионала, главное - воспитать человека, способного к творческому труду. Художниками становятся немногие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нём, любить его может каждый человек.
Формой проведения занятий является – урок. Нетрадиционные формы: урок-сказка, урок путешествие, урок-праздник, урок-викторина, урок-экскурсия, виртуальные экскурсии.
Осуществляются межпредметные связи с уроками музыки, литературы, истории, окружающим миром, технологией, с жизнью, что повышает воспитательное воздействие каждого урока. Мною разработан уже ряд интегрированных уроков: «В поисках правды и красоты», «Образ материнства в изобразительном искусстве», «Наши меньшие друзья», «Мир вокруг нас», «Объемные геометрические фигуры».
Я отбираю методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что в основе организации урока должны быть деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, отвечающие за самостоятельную организацию труда.
В нашей школе немало ребят, способных делать чудеса. Вот только иногда они сами не знают об этом. Моя задача не только определить, а развить, разбудить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное, чувствовать прелесть окружающей жизни.
В своей работе использую следующие методы: практическая деятельность, тесты, кроссворды, конспекты, составление докладов, сообщений, рефератов и презентаций.
Огромное внимание на уроках я уделяю проектно-исследовательской работе.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат-опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В рамках проектной работы школьники приобретают способности и умения, которые потребуются им в будущей профессии.
Кроме того, проектная работа формирует такие качества, как способность к решению проблем, способность к работе в команде.
В процессе проектной деятельности формируются поисковые умения, умения и навыки работать в сотрудничестве, коммуникативные и презентационные умения и навыки.
Из года в год все больше детей участвуют в реализации индивидуальных и групповых проектов как учебных, так и социальных. Им нравится этот вид деятельности, где они могут раскрыть свои творческие способности.
В 2009-2010 учебном году в проектной деятельности по изобразительному ис-ву попробовали свои силы учащиеся 7-8 -9классов. Темы проектов были взяты самые разнообразные: «Шедевры Высокого Возрождения», «Полезность вещей в доме», «Я считаю лучшим художником пейзажиста…», «Мой любимый художник» и др.
Учащиеся выполняли творческие проекты, защита которых проходила в рамках внеклассной и внеурочной деятельности. Это были проекты по созданию театральных кукол, театрализованных представлений, оформлению праздников, разработке конкурсов, викторин.
В 2015-2016уч.году в проектной деятельности работают уже и 6 классы.
Со своими проектами, выступали перед учащимися начальных классов, перед родителями. Часто реализуем совместные проекты с родителями. Так например, в этом учебном году 8 класс презентавал проект на тему: «Наши родители в наши годы».
9 классы выступили перед малышами детского сада и представили спектакль «Рождественская звезда в гостях у Смешариков».
Также в этом году мы осуществили проект «День зонтиков», В котором приняла участие вся школа.
Новогодним праздникам был посвящен проект «Украсим нашу ёлку», организаторами которого стали ученики 11 класса.
Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и технологии безусловно способствует повышению мотивации учащихся. Когда ребенку интересно учиться, он добивается хороших результатов.
За последние годы увеличилось количество учащихся, занятых в проектной деятельности по предмету и количество учащихся, занятых во внеурочной деятельности.
Учащиеся стали внимательнее и ответственнее относиться к усвоению нового материала, выполнению заданий, научились адекватно и критически оценивать свои творческие работы. Подростки стали принимать активное участие в предметных неделях, выставках и различных конкурсах.
Как результат - повышение среднего балла по предметам. (% качества знаний за 3 года представлен в таблице). Это также можно видеть и на графике.
Учащиеся школы становятся призёрами и победителями художественных областных выставок.
Ежегодно принимаем участие в муниципальных и региональных предметных олимпиадах по технологии и показываем неплохие результаты.
В этом учебном году ученица 10 класса Баженова Александра стала победителем регионального этапа олимпиады по технологии.
Результаты подтверждают, что применение методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности действительно ведет к повышению мотивации обучения изобразительному искусству и технологии.
6