СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение познавательной активности младших школьников в процессе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повышение познавательной активности младших школьников в процессе обучения»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА


ДЕНИСОВА ПАЛИНА ВИКТОРОВНА


ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


















СТЕРЛИТАМАК – 2021

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1. Понятие «познавательная активность» и ее сущность 5

1.2. Познавательные способности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте 11

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 16

2.1. Методические рекомендации по активизации познавательной активности у младших школьников на уроках 16

2.2. Разработка конспекта урока по теме исследования 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31












ВВЕДЕНИЕ



Каждая эпоха развития общества в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как можно добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.

Вечным вопросом философии и педагогики, на который психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить является вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться, стремился к получению знаний?

Не ограничиваются рассмотрением его как значимого мотива учения основы теории познавательного интереса в современной педагогической психологии, но и он понимается широко как интегральное личностное образование. Понимание требует осуществления целенаправленного педагогического руководства познавательным развитием детей и во внеурочной деятельности. Выдвинутое положение подчеркивается в большом количестве работ, в которых раскрываются особенности организации внеурочной и внешкольной работы в целях формирования познавательных интересов таких авторов как: И.А. Игошев, В.И. Казаренков, Ю.Я. Левков, В.Н. Липник, П.Н. Манаев, Т.И. Сущенко, Ю.С. Фильков, B.C. Шевченко и др. В работах авторы ставят перед собой цель: изучение эффективных условий, в которых происходит формирование интереса к познанию у подростков и учащихся старшего школьного возраста. Значительно меньше исследователи обращаются к особенностям познавательного интереса в структуре личности младшего школьника [Коджаспирова, Коджаспиров, 2005, c.168].

Абсолютно не случайно особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста т. к. степень её решения в данный возрастной этап определяет результативность обучения на следующих этапах обучения. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, вследствие этого учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности.

Действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе является познавательной активностью[Там же, с. 172].

Одной из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики является формирование познавательной активности школьников, так как в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе. Таким образом, актуальность определила тему нашей работы «Повышение познавательной активности младших школьников в процессе обучения».

Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования: познавательная активность младших школьников.

Предмет исследования: методы и приёмы формирования познавательной активности в процессе учебной деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности будет эффективнее, если преподаватель будет заранее продумывать систему методов и приёмов для совершенствования у детей элементов логического мышления, инициативности, творчества, необходимых для развития познавательной активности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и структуру понятия познавательная активность.

2. Рассмотреть условия формирования познавательной активности.

3. Проанализировать уровни познавательной активности.

4. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.

Методы исследования: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.


















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие «познавательная активность» и ее сущность



Проблема формирования познавательной активности возникла давно и до сегодняшних дней является одной из самых актуальных. Уровень познавательной активности школьника определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения.

Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выстраивалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения. К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом, однако, интересов помещиков – крепостников, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, – И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них «новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось. Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью. Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в учении. Условием развития любопытства Н.И. Новиков считал знание воспитателя сил и способностей, которые дают наблюдения за занятиями ребёнка «по натуральному побуждению», выражающему интерес, внимание изучаемому. Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно. В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с уроков, пропускали занятия по несколько месяцев. Впервые любопытство от любознательности отграничил В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность. Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д. Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к развитию детей. Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно – педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Важнейшее условие проявления интереса – это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъём душевных сил ребёнка [Философский энциклопедический……, 2007, с. 226]. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали интерес детей к учению. Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы, консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное положение народного учителя. После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных строить коммунистическое общество. С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская. Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого [Коджаспирова, Коджаспиров, 2005, c. 321].

С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в обучении. А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д. Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на классно-урочную систему обучения. Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес, который ещё очень хрупок. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни [Кульбякина, Зотова, 2004, c. 84; 422].

Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Особый вид интереса – интерес к познаниям, или познавательная активность. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. И.В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности» [Метельский, 2004, с.87].

Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательной активности в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [Там же, с. 23].

Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность [Бахир, 2004, c. 26 – 30].

Познавательная активность – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Её действие очень сильно. Под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным» [Столяренко,2005, c. 75]. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, – все это формирует и развивает личность школьника [Педагогический энциклопедический….., 2006,с. 501].

Познавательная активность выступает и как сильное средство обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание – это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т. д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному – все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т.е. содействовать устойчивости интереса. Быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса, к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям – в этом задача учителя, формирующего познавательную активность [Вайс, 2005, c. 145].



1.2. Познавательные способности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте



Познавательные способности человека – это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находить способы применения полученной информации на практике. Обучение – это сложный и многоуровневый процесс. Существует четыре основных аспекта, которые формируют познавательный процесс и отвечают за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение и внимание. В своей работе мы опирались на определения Р.С. Немова, который считает, что память – это процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком различной информации; мышление – это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением проблем, с творческим преобразованием действительности; воображение – это познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала, полученного в предыдущем опыте; внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на объекте [Дубровина, 2009, с. 321].

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно понимать, что ребенку дано природой и что приобретается под влиянием окружающей среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности является одной из задач обучения и воспитания, которая не может быть решена без познания и развития познавательных процессов. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая необходимые качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, закономерностей их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Такие ученые, как: Ю.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А.Н. Соколов, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С.Л. Занков также внесли большой вклад в изучение и развитие познавательных способностей [Столяренко, 2005, с. 111].

Представленные выше ученые разработали различные теории и методики развития познавательных способностей. И теперь, чтобы успешно развивать познавательные способности младших школьников, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Это невозможно без учета особенностей основных компонентов познавательных способностей младших школьников.

В процессе обучения на начальном уровне школы «память ребенка становится мышлением». Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:

1. Возрастает роль вербально – логического и смыслового запоминания.

2. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать её проявления.

И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это связано с тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задания на запоминание.

Память детей младшего школьного возраста более организована и сознательна, чем у детей дошкольного возраста. Для младшего школьника характерно наличие некритической памяти, которая сочетается с неуверенностью в запоминании материала. Младшие школьники предпочитают дословное запоминание, пересказ. С возрастом память детей улучшается. Чем больше знаний, тем больше возможностей для формирования новых связей, тем больше навыков обучения, а, следовательно, тем сильнее память.

У младших школьников сильнее развита зрительно – образная память, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, цвета, лица, факты и события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается много конкретного, фактического материала, который развивает зрительную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению на среднем уровне, необходимо развивать логическую память. Учащиеся должны запоминать определения, доказательства и объяснения. Обучая детей запоминать логически связанные значения, учитель помогает им развивать свое мышление [Овчинникова, 2000, с. 101].

Развитию мышления в младшем школьном возрасте отводится особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим фактором в системе других психических функций, которые под его влиянием становятся понятными и приобретают произвольный характер.

Мышление младшего школьника находится на критической стадии развития. В данный период происходит переход от наглядно – образного к вербально – логическому, понятийному мышлению, что придает психической деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, но абстрактное, формально – логическое мышление еще не доступно обучающимся.

Монтессори говорит, что ребенок обладает «впитывающим умом». Он впитывает образы окружающего мира, создаваемые его чувствами, бессознательно и неустанно.

Взрослый должен создать среду, в которой он сможет найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

В младшем школьном возрасте внимание отбирает релевантные, личностно значимые сигналы из множества всех доступных восприятию и, ограничивая поле восприятия, обеспечивает концентрацию в данный момент времени на объекте (объекте, событии, образе, рассуждении). Преобладающим типом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое и необычное сильна в этом возрасте. Ребенок: еще не способен контролировать свое внимание и часто оказывается во власти внешних впечатлений [Шамова, 1982, с. 55].

Внимание младшего школьника тесно связано с умственной деятельностью – учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают делать другие вещи. Нужно сделать трудное и непонятное простым и доступным для ученика, развить волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание. Произвольность познавательных процессов у обучающихся 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.

Так же кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Процессы торможения и возбуждения в коре больших полушарий сменяются у младших школьников достаточно быстро. Поэтому внимание младшего школьника характеризуется отвлечением внимания и легким переключением, что мешает сосредоточиться ему на одном объекте. Обучающиеся третьего класса могут следить одновременно за содержанием того, что они пишут в тетради, за своей осанкой, за правильностью письма, и за тем, что говорит педагог. Обучающиеся внимательно слушают учителя, не на что не отвлекаясь.

Л.С. Выготский считает, что детский интерес приобретает исключительно педагогический характер как наиболее частая форма непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что внимание детей направляется и направляется почти исключительно интересами, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в обучении: фактически отсутствует интерес к тем занятиям, которые учитель предлагает в качестве обязательных [Зимняя, 2000, с. 215].

В дальнейшем интересы учащихся дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательными в одних видах работы и рассеянными в других видах учебной деятельности.

Воображение и внимание тесно связаны между друг другом. Характерной чертой воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Например, в игре дети используют различные игрушки, предметы дома и другое. Без этого им тяжело создавать предметы и образы воображения.

Читая и рассказывая историю, обучающийся опирается на иллюстрацию, на конкретный образ. Без этого обучающийся не может представить себе или воссоздать описанную ситуацию.

В младшем школьном возрасте так же происходит активное развитие воссоздающего воображения. У обучающихся младшего школьного возраста существует несколько типов воображения. Она может быть рекреативной (создание образа объекта на основе его описания), а так же творческой (создание новых образов, требующих подбора материала в соответствии с планом).

Основной тенденцией, возникающей в развитии детского воображения, является переход к все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного сочетания идей к сочетанию логически обоснованных.

Воображение младшего школьника характеризуется также еще одной особенностью: наличием элементов воспроизводства, простого воспроизведения. Данная особенность детского воображения выражается в том, что в своих играх к примеру, они повторяют те действия и позиции, которые наблюдали у взрослых, разыгрывают те истории, которые переживали, видели в семье, в кино и другое.

С возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше, и появляется все больше творческой переработки идей [Кудрявцев, 2001, с. 57].

В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок уже может создавать в своем воображении различные ситуации. Формируясь в игровых заменах одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности.
























ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 2.1. Методические рекомендации по активизации познавательной активности у младших школьников на уроках



Когнитивный процесс присущ детям с рождения, но из-за определенных причин, а именно из-за обязательности и стандартизированной программы, методов и критериев обучения, этот процесс очень часто замедляется и даже сводится к нулю. В практике современной школы продолжает доминировать установка на наращивание знаний, умений и навыков у учащихся, следствием чего является несформированность познавательных интересов. Одной из самых актуальных проблем современного образования является развитие познавательного интереса. Интерес является мощным средством успешного обучения и воспитания, необходимым условием достижения положительных результатов [Зарукина, 2010, с. 13].

Чтобы активизировать когнитивную деятельность учеников, необходимо сформировать у них положительные мотивы к учебе, пробудить их мышление. Надо развить у обучающихся желание решать познавательные задачи.

Внутренняя учебная мотивация является важным новообразованием, поскольку помогает ребенку быстро усваивать новые знания, легко учиться, получать удовольствие от учебного процесса [Лурия, 2001, с. 142-143].

Именно поэтому одной из основных задач учителя является работа, направленная на формирование у младших школьников внутренней мотивации учения, а, значит, и познавательной активности в процессе учебной деятельности [Кравцова, 2004, с. 32].

Таким образом, условиями развития познавательных интересов являются: понимание ребенком смысла и значения материала; новизна учебного материала, его практическая направленность; эмоциональная насыщенность обучения; использование активных методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и задач; создание возможностей для учащихся проявить умственную самостоятельность и инициативность; глубокое знание учителем предмета, интерес к нему, умение заинтересовать им детей; ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности; наличие разнообразного учебного материала и приемов учебной работы [Кудрявцев, 2001, с. 39-40].

Для реализации данных условий в учебном процессе, можно использовать разные способы активизации познания:

1. Игра – это любимая форма деятельности школьников этого возраста. Игры, применяемые на уроках в начальной школе весьма разнообразны, и могут применяться на любом этапе урока. Кроссворды, игры с зашифровками, загадками совершенствуют воображение, наблюдательность и логику.

2. Самостоятельная работа, это очень важный этап в работе с учениками, и чтобы с ней справиться, можно, а желательно и нужно, проработать упражнения, которые подготавливают ребенка к самостоятельной работе. Давать дифференцированные задания. Важно продумать очередность заданий и наглядный материал.

3. Непривычные формы уроков помогут пробудить у детей творческие способности, выявить их скрытые возможности. К таким формам организации можно отнести уроки в форме путешествий в другую страну, в сказку. Так же зачастую, учителя приглашают на уроки гостей, которым нужно помочь преодолеть препятствия, победить злодеев. Такая форма помогает облегчить процесс усвоения знаний, делает урок более эффективным за счет доброжелательной, непривычной атмосферы.

4. По праву можно считать, что современные технологии в области компьютерной техники являются неотъемлемой частью современного урока в школе. С помощью ИКТ урок становится более эффективен для современного ребенка.

5. Проектная и исследовательская деятельность позволяет проявить самостоятельность, инициативность у обучающихся.

6. Проблемные ситуации помогают активизировать познавательную деятельность. На уроках, целесообразно ввести проблемно-диалогическую технологию при помощи побуждающего диалога. Такая технология вовлечет всех учеников в образовательный процесс, так как ученики не будут бояться ошибиться с ответом, потому что здесь нет правильного и не правильного варианта [Там же, с. 46-48].

Существуют требования к организации познавательной деятельности учащихся:

1) Принцип обеспечения условий для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

– планировать действия для восприятия изучаемых объектов и явлений учениками, и последующим осмыслением их;

– использовать беседу, индивидуальный опрос, упражнения по повторению для актуализации ранее усвоенных знаний учащимися, необходимых для восприятия новых.

2) Построение деятельности в процессе формирования новых знаний и умений:

– необходимо определить уровень сформированности знаний и умений у учащихся;

– планировать формы работы, методы, приемы обеспечивающие активную и самостоятельную деятельность мышления учеников (вопросы, проблемные ситуации, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся, организация исследовательской работы, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ);

– постепенно повышать уровень понимания параллельно формировать умение рассуждать и умозаключать;

– давать различные виды творческих работ, предварительно разобрать структуру работы (объяснение цели, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3) Построение деятельности направленной на закрепление результатов работы:

– формировать полученные навыки путем заданий, упражнений;

– обучать переносить уже усвоенные умения в новую ситуацию.

Учет при организации индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке по [Там же, с. 50-54]:

– отношению учащихся к учению, уровню умственного развития;

– по уровню обучаемости.

Учет возрастных особенностей учащихся:

– при планировании урока опираться на индивидуальные и возрастные особенности учащихся;

– проводить обучение с учетом сильных и слабых учеников;

– использовать дифференцированный подход к ученикам разных уровней обучения.

Для реализации требований по организации познавательной деятельности существуют приемы и методы, используемые на уроках, на определенных этапах [Зарукина, 2010, с. 42].

В учебном процессе может быть задействован проблемный метод, частично – поисковый и исследовательский метод.

Для того, чтобы ученик осознанно вошел в учебу деятельность, учитель должен создать такие условия, где учащийся будет понимать требования предъявляемые к нему, испытывать желание включиться в работу. Необходимо затронуть все три составляющие данного этапа: «хочу» – вызываем интерес к деятельности; «надо» – подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания; «могу» – устанавливаем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится. Приемы для данного этапа: нестандартный вход в урок; прием «Отсроченная отгадка»; прием «Фантастическая добавка»; необъявленная тема; эмоциональный вход в урок; цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок [Кудрявцев, 2001, с. 56].

На этапе актуализации знаний главная цель заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. Упражнения нужно подбирать такие, чтобы ученики могли: вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме; активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение. Метод: дискуссия. Приемы, которые необходимо использовать на данном этапе: «Проблемный вопрос или проблемная ситуация», «Почини цепочку», «Согласен – не согласен», «Удивляй», анализ выполнения домашнего задания [Онищук, 2008, с. 98-99].

Этап выявления места и причины затруднений. Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. Работа на данном этапе строится следующим образом:

– анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали;

– в ходе анализа выявляют место затруднения;

– ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно.

Важно выделить – какого именно знания или умения не хватает – это причина затруднений. Приемы реализации данного этапа: «Побуждающий диалог», «Мозговой штурм», «Кластер» [Кудрявцев, 2001, с. 57].

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации. Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. Приемы: «Яркое пятно», «Дерево предсказаний», «Мозговой штурм», «Шапка вопросов», «Группирование».

На этапе открытия нового знания ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Приемы: «Вопросы к тексту», «Лови ошибку», «Точка зрения», выдвижение гипотезы.

На этапе первичного закрепления ученики выполняют типовые задания с обязательным проговариванием, аргументированием. Приемы: комментированное чтение, «Вопросы к тексту», «Синквейн», работа по инструкции [Овчинникова, 2000, с. 65].

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. Задача учителя – создать ситуацию успеха для каждого ученика. Метод самостоятельной работы. Приемы: «Сорбонка», «Шторка», диктанты, работа по инструкции.

Этап рефлексии учебной деятельности. На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Приемы: «Лови ошибку», «Реставратор», «Интервью», «Верю – не верю» [Там же, с. 85-86].

Кроме приемов и методов существуют нетрадиционные формы обучения, которые способствуют развитию познавательного интереса, такие как: урок– соревнование: «Брейн – ринг», «Своя игра», «Что? Где? Когда?»; урок – КВН; урок – экскурсия: «В поисках Всемирного наследия», «Математика вокруг нас» и др.; урок – путешествие.

Ребенок с интересом относится ко всему новому, чего он еще не видел или не слышал. Он нуждается в получении новых знаний [Дубровина, 2009, с. 431].

К.Д. Ушинский утверждал, что интерес ученика к обучению поддерживается успехом. По его мнению, интерес просыпается только тогда, когда есть вдохновение, которое появляется от успеха в процессе овладения знаниями. Ребенок, который никогда не узнал радости труда в учении, не почувствовала гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться. Поэтому первоочередной задачей учителя К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям возможность достичь успеха в обучении, почувствовать радость от своего труда, пробудить в их сердцах чувство гордости за свои достижения и самого себя [Философский энциклопедический……, 2007, с. 436-437].

Е.В. Коротаева выделяет экстенсивный и интенсивный пути активизации познавательной активности. Причем, их сущность разная, а конечная цель – одна и та же: воспитание образованного, высоконравственного, творческого, социально активного ученика, способного к саморазвитию. Экстенсивный путь развития познавательной активности реализуется, прежде всего, из-за увеличения количества учебных дисциплин и объема знаний, который сообщается ученикам. Интенсивный предусматривает преобразование учебных программ, повышая эффективность методов обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный, творческий, поисковый характер. По нашему мнению, этот путь является более эффективным, поскольку, во- первых, основывается на личностно – ориентированном и индивидуальном принципах обучения и учитывает личностную потребность, позицию, способность ученика в учебной деятельности. Во-вторых, наличие возможности проявить в учении умственную самостоятельность, инициативу – необходимое условие для возникновения познавательного интереса и познавательной активности. В-третьих, применение учителем на уроке активных методов обучения ускоряет процесс возникновения познавательного интереса [Коротаева, 1995, с. 32].


2.2. Разработка конспекта урока по теме исследования



Конспект урока математики 2 класс

Тема: Умножение

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «Умножение»

Планируемые результаты:

Предметные: учиться заменять одинаковые слагаемые умножением

Метапредметные: учиться читать математические записи по образцу

Личностные: формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека

УУД: познавательно – логические, умение классифицировать по общему признаку, проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; коммуникативные – учить участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы; регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Технологии, методы, приемы: игровые технологии, технологии проблемного обучения, практические, словесные методы

Форма обучения: фронтальная, парная, индивидуальная

Средства обучения: учебник ( Математика. 2 класс 2 часть/М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова), интерактивная доска, карточки для парной работы

Межпредметные связи: литературное чтение

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности

Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Все готово? Все в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Сели прямо, не согнулись,

И друг другу улыбнулись.

2. Актуализация знаний

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.

Арифметический диктант.

– Приготовьтесь писать арифметический диктант. Записываем через запятую только ответы. Слушайте внимательно.

– Сумма двух чисел равна 17. Одно слагаемое 8. Чему равно другое слагаемое?

– Разность двух чисел 8. Вычитаемое равно 9. Чему равно уменьшаемое?

– Из какого числа надо вычесть 25, чтобы получить 30?

– Какое число больше 9 на 7?

– Увеличьте 33 на 8.

– Найдите сумму чисел 16 и 5.

– Найдите разность чисел 82 и 5.

Один ребенок работает у доски.

Меняемся листочками (взаимопроверка). Учитель показывает на интерактивной доске ответы.

Если задания выполнены правильно, рисуем зеленый кружок, если допустил 1– 2 ошибки – желтый, более 3– красный.

(Проверка по образцу: 9,17.55,16,41.21,77)

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

3. Постановка проблемы

Работа в парах

На карточках записаны выражения:

5 + 5 + 4 + 5 + 6

2 + 2 + 2 + 2

3+3+3+3+3

26 + 62

31 + 32 + 33

17 + 17 + 17

Разделите суммы на две группы, объясните свой выбор.

– У одной группы одинаковые слагаемые, у другой разные.

– Как записать короче сумму одинаковых слагаемых?

– С помощью умножения.

– Какая тема сегодняшнего урока?

– Умножение

4. Построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель? (определить понятие умножения)

Составим план получения новых знаний

1. Что такое умножение?

2. Как называется значок?

3. Как записываются такие выражения?

4. Зачем нам нужно уметь их составлять?

Ответить на вопросы нам поможет учебник. Открываем учебники с. 48

– Прочитайте тему.

– Какая тема? (умножение).

– Правильно мы определили тему (да).

Рассмотрим рисунок. На каждой тарелке по 3 груши. Сколько груш на четырех тарелках?

3+3+3+3=12

Сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием– умножением.

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать всё целый час!

– Знак умножения – точка *

– Какие действия нам уже известны? (+, – и теперь еще и *)

3+3+3+3=3*4

Читают так, по 3 взяли 4 раза или 3 умножить на 4 получится 12

Решение записывают так:3*4=12

Что можете про это выражение? Между ними знак равно.

– Одно и то же, а записано по– разному. Одно длиннее, вычислять долго. А другое короче, и совсем скоро вы научитесь такие выражения вычислять тоже очень быстро, потому что мы с вами будем учить таблицу умножения. А пока будем тренироваться, и закреплять знания.

– Сколько у нас человек в классе? 26

– Сколько нам понадобится парт чтобы сидеть вдвоем

Посчитайте. Сколько парт у вас получится.

Делаем математическую запись (на доске и в тетрадях)

2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=26. Заменим сложение умножение 2*13=26

Мы с вами по 2 взяли 13 раз

5. Первичное закрепление в громкой речи

Заменим сложение одинаковых слагаемых умножением. Работа с доской

Запишем: 6+6+6+6+6=…..6*5

7+7+7+7+7+7=…7*6

4+4+4= 4*3

5+5+5+5= 5*4

8+8+8+8=8*4

– Какое число повторяется?

– Сколько раз повторилось число?

5+6+7+8+9=? (ловушка: разные слагаемые)

7+7– 7+7– 7=? (ловушка: + и – )

7– 7– 7– 7=?(ловушка: вычитание)

А теперь вернемся к нашим карточкам, заменим сложение умножением в тех примерах, в которых это можно сделать. Проверка.

Физминутка

Игра «Запретное движение»

6. Самостоятельная работа с проверкой

Сейчас мы проверим, как поняли, что такое умножение, как сложение можно заменить умножением?

Следующее задание будете выполнять самостоятельно (на доске, дети записывают в тетрадь)

Замените сложение умножением.

4+4+4+4= 6+6+6+6+6=

2+2+2+2+2+2+= 8+8+8=

5+5+5+5+5+5+5= 9+9=

Проверка (образец на интерактивной доске). Оценивание с использованием цветовых символов)

– Так что же такое умножение?

– Какой знак умножения?

7. Включение в систему знаний и повторение

Работа по учебнику

Решение задачи стр.48 №2

Анализ задачи. Составляем краткую запись.

I аллея– 12 лип

II аллея – на 4 липы меньше}? на двух аллеях

Самостоятельное решение задачи.

(Один ученик за доской)

8. Рефлексия деятельности

Какое открытие вы сделали сегодня?

Какое чувство вы испытали, когда научились записывать новое арифметическое действие?

Какое задание вам показалось особенно интересным?

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

«Сказочное дерево» плод, цветок и листочек.

Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь.

Цветочек – было трудно, но я понял.

На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается

Домашнее задание

Правило, с.48, № 4, 6 – для всех, для тех, кто не боится трудностей, предлагаю задания по выбору на листочках

Заменить сложение умножением

18+18+18= 18+18+18+18=

43+41+43+4= 72+72+72+72+27=

21+21+21+21+21+21= 37+73+37+73=

7+7+7+9+7= 30+30+30+30=

5+5+5+5+5+5+5= 14+40+14+10=

Дополнительные задания: Задачи на смекалку: На окошке 3 кошки, у каждой кошки по 4 ножки. Сколько всего ножек у трёх кошек?(12) У окошка 4 кадушки, в каждой кадушки по 3 лягушки. Сколько всего лягушек в четырёх кадушках?(12) Сколько лапок у 3 гусят? (6). Сколько ушей у котёнка? (2) Сколько головы у 3 щенят? (3). С.48 №5






ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самооргани­зации и самореализации учащегося; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специаль­но организованной активности ученика в его со­бственную. Таким образом, оба вида познаватель­ной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, помочь учащемуся перейти с нуле­вого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.

Необходимо подчеркнуть также, что активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Понятие «позна­вательная активность» раскрывается через понятие «познава­тельная деятельность», а «деятельность» – через понятие «актив­ность». Активная деятельность определяется как деятельность усиленная, энергичная, а понятие «познавательная активность» включает в себя и отношение человека к окружающему.

Очень важную роль в формировании познавательной активности младшего школьника играет учитель. Уровень развития познавательной активности у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет:

– создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

– использовать большой арсенал средств для поддержания ин­тереса к предмету;

– концентрировать внимание на главном в учебном материале;

– направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

– осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учеб­но-воспитательного процесса;

– избегать перегрузки учащихся;

– принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

– контролировать и корректировать усвоение каждого учебно­го элемента;

– создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



1. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа – 2004.– № 5. – С. 26 – 30.

2. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71 –78.

3. Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. – 2005. – 217 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. – М.: АСТ, 2005. – 672 с.

5. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя/ А.А. Гин. – М.: Вита – Пресс, 2001. – 88 с.

6. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2009. – 450 с.

7. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: Учеб. – метод. пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2000. – 384 с.

9. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. – М.: «Академия», 2004. – 73 с.

10. Кайнова А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся/ А.Л. Кайнова// Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся – преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я. Купалы; отв. ред. А.В. Богданович. – Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 80 – 84.

11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений – М.: – ИЦ «Академия», 2005. – 425 с.

12. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопросы теории и практики): Учеб. пособие / Е.В. Коротаева, А.С. Белкин. – М.: Екатеринбург, 1995. – 83 с.

13. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста/ Е.Е. Кравцова // Первое сентября. – 2004 – № 40. – С. 32.

14. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие/ В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. – 2001. – № 5. – С. 57.

15. Кульбякина Л.Я., Зотова Т.Н. Вопросы в методике преподавания математике // Начальная школа. – 2004. – 422 с.

16. Лурия А.Р. Внимание и память/ А.Р. Лурия. – М.: Просвещение, 2001. – 396 с.

17. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу// Начальная школа. – 2004. – 87 с.

18. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция/ Т.Н. Овчинникова. – М.: Академический проект, 2000. – 197 с.

19. Онищук В.А. Урок в современной школе/ В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

20. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим – Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006. – 528 с.

21. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 544 с.

22. Философский энциклопедический словарь/ ред. сост. Е.Ф. Губский и др. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 576 с.

23. Шамова Т.А. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 96 с.

24. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1971. – 160 с.

25. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1989. – 304 с.