МКДОУ «ЦРР- ДС «Счастливое детство»
Мастер - класс на тему: Использование технологии Марии Монтессори в развитие предметно пространственных представлений у дошкольников.
Выполнила: воспитатель 1 кв. кат.
Гузева М.С.
п. Шуберское 2017г.
Цель :
Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищепками»
Задачи :
1. Расширить знания педагогов о значении использования нетрадиционного материала для развития детей;
2. Познакомить и заинтересовать воспитателей возможностями использования прищепок для развития детей.
3. Развивать творческие способности педагогов при разработке игровых упражнений с прищепками.
В последнее время, все актуальнее встает проблема увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Нарушения речи неизбежно приводят к низкому уровню подготовки к овладению чтением и письмом, т.е. различным видам дисграфии и дислексии. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от движений пальцев рук, позволяющих снять напряжение, улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь [И. Кант, великий немецкий мыслитель, сравнивал руку с головным мозгом.
Опираясь на данные исследования, современные педагогии (Т.С.Комарова, А.Г. Хрипкова, Е.В. Мальцева и др.), считают необходимой задачей подготовки к школе, письму развитие «ручной умелости». А.В. Антонова в книге «Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи» также обращает внимание на трудности, связанные с овладением письмом: «… детям тяжело писать, появляются боль и дрожь в кистях рук. Это связано со слабым развитием тонкой координации пальцев рук». Для того чтобы помочь детям в развитии мелкой моторики рук итальянским педиатром Марией Монтессори была разработана уникальная технология работы, которая стала активно применяться уже в 20 веке. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т. е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить.
. . «До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо комплексно подходить к развитию речи ребенка: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.
Требования к проведению игр с прищепками:
• Перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними; • объяснить правила пользования прищепками; • перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками); • при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному) ; • не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным; его повторением (если задача образовательная) ; • не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов; • игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне; • приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи) выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости; • никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой; • недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму; • соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами.
Дидактическая игра «Веселые прищепки» Цель: сенсорное развитие. Формирование представлений о цвете детей дошкольного возраста.
Развитие ориентировке в пространстве. Игра «Клоун»
Взрослый прикрепляет прищепки ( на рукав, брюки, колпак, воротник, пояс, рубашку и т.д.). Ребенок снимает прищепку и говорит, откуда он ее снял.(Я отцепил прищепку с рукава. Я снял прищепку с пояса).
Учатся различать и называть геометрические фигуры, углы и стороны ориентировки на листе.
Упражняются в устном счете.
Упражняются в определении времени.
Игра «Веселые прищепки»
Спасибо за внимание !