СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение профессиональной компетенции педагогов-необходимое условие развития учреждения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической работе обосновано необходимость повышения профессиональной компетенции

Просмотр содержимого документа
«Повышение профессиональной компетенции педагогов-необходимое условие развития учреждения.»

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ


В стремительно меняющемся мире одни профессии становятся особенно популярными, другие могут исчезать совсем. Только профессия Учителя сохраняет свою неизменность. С учетом требований нового времени она меняет свое содержание, условия труда, качественные составляющие.

Современное общество, характеризуя уровень мастерства педагога и меру владения им необходимых компетенций, применяет большое число разных понятий, среди которых: квалификация, профессионализм, педагогическое мастерство и педагогическое искусство. Однако данные понятия не являются аналогами.

Понятие «профессионализм» ассоциируется с высоким уровнем теоретических знаний индивида, подкреплённым необходимым набором профессионально-важных практических умений и навыков, позволяющих успешно выполнять свои служебные обязанности, предъявляемые той или иной конкретной профессиональной деятельностью.

Ранее, когда речь заходила о профессионализме человека продолжительное время работающего в определенной сфере деятельности, подразумевался уровень его мастерства, который человек сумел достигнуть за долгие годы выполнения одних и тех же профессиональных действий.

Под профессионализмом современного учителя педагогическая наука понимает высокий уровень его квалификации, который соответствует требованиям профессионального стандарта и заключается в гармоничном сочетании набора необходимых компетенций, позволяющих успешно реализовывать в процессе педагогической деятельности, имеющиеся профессионально важные качества педагога.

Базовым качеством выступает творческий потенциал личности, выраженный в её креативности и творческом выполнении профессиональных педагогических обязанностей. При этом основой профессионализма выступает педагогический опыт. Предполагается, что опыт многолетней работы педагога обуславливает на практике глубокое и всестороннее знание и владение определенными навыками.

О необходимости педагогическим работникам систематически повышать свой профессиональный уровень говорится в ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации.

Профессионально-педагогическая деятельность учителя, согласно профессиональному стандарту, представляет собой систему трудовых функций, связанных с проектированием и осуществлением образовательного процесса (обучение, воспитание, развитие) на основе общеобразовательной программы, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Большое значение в деятельности педагога имеет его профессиональная компетентность, выступающая главным компонентом профессионального потенциала личности. Педагогическая наука под профессиональной компетентностью понимает сформировавшуюся у педагогического работника систему знаний и умений, на основании которых он успешно решает любые проблемы профессионально-педагогического характера.

Профессионально компетентный педагог способен найти быстрое и эффективное решение любых задач, характерных для его сферы деятельности, опираясь на собственный педагогический опыт, имеющуюся квалификацию и общественные ценности. Из сказанного следует, что профессиональная компетентность – это система профессиональных и личных качеств педагога, без которых сегодня невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Содержание профессиональной компетентности специалиста, формирующего учебно-воспитательный процесс, определяется квалификационной характеристикой и профессиональным стандартом, предъявляющими общие требования к теоретическим знаниям и практическим навыкам такого специалиста. Степень сформированности профессиональной компетентности педагога определяется целым рядом компетенций, среди которых можно выделить следующие:

- интеллектуально-педагогическая компетентность, представляющая собой умение педагога успешно использовать в своей педагогической деятельности, имеющиеся теоретические и практические знания и опыт с целью эффективного обучения и воспитания, а также умение осваивать и успешно реализовать инновационные методы и технологии;

- коммуникативная компетентность, выступающая одним из важнейших профессиональных составляющих личности педагога. Данный вид профессиональной компетентности проявляется посредством умения педагогического работника осуществлять эффективные коммуникации с детьми, их родителями и коллегами, а также сопереживать их эмоциональному состоянию и выражать сострадание им;

- рефлексивная компетентность как умение педагога не только контролировать поведение своих воспитанников, но и свои собственные эмоции и стрессоустойчивость, умение управлять психическим состоянием человека в целом.

Особо следует выделить такой востребованный в настоящее время вид компетенции современного педагога, как информационная компетентность, под которой наука об образовании понимает универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи любой информации, умение обобщать и систематизировать ее, превращая в знание.

В более широком понимании информационную компетентность также можно представить, как способность интерпретировать, систематизировать, критически осмысливать и анализировать имеющуюся информацию применительно:

- к решению той или иной задачи;

- к поиску необходимых аргументов и формированию научных педагогических выводов;

- к составлению важных перспективных планов и прогнозов деятельности и осуществления образовательного процесса в целом.

Информационная компетентность педагога – это также его умение изменять форму предоставляемой информации, предъявляя ее в таком виде о соответствует общественным запросам. Это также умение ориентироваться в обширной, постоянно расширяющейся информационной среде, отыскивая необходимые сведения для достижения педагогических целей.

Таким образом, информационную компетентность можно характеризовать как инновационную грамотность, включающую в себя умение активной самостоятельной информационной обработки для отыскивания принципиально новых решений в современных нетрадиционных ситуациях.

Необходимо понимать, что в современных условиях формирование профессиональной компетентности педагогического работника сопровождается становлением его творческой индивидуальности. Сегодня недостаточно просто привносить в свою педагогическую деятельность инновации.

Дело в том, что условия общественного развития постоянно меняются. Поэтому очень важно уметь адаптироваться к новым педагогическим условиям и стандартам, постоянно развиваясь и самосовершенствуясь.

Уровень профессиональной компетентности определяется, прежде всего, наличием умений профессионально-педагогического характера. Их можно сгруппировать следующим образом:

1. Гностические умения, которые в совокупности выступают в качестве своеобразной модели педагогической деятельности, связанной с анализом и разработкой решений психолого-педагогических ситуаций и задач. Данные профессионально-педагогические умения необходимы, чтобы осуществлять саморазвитие и самоанализ своей деятельности.

Гностические умения необходимы для исследования и формирования личности ученика, а также детского коллектива в целом. На их основе определяется непосредственно эффективность работы каждого педагога.

2. Идеологические умения, отражающие особенность организации педагогической деятельности политико-воспитательной направленности. Данная группа умений имеет огромное социальное значение и связана с приобщением воспитанников образовательного учреждения к общественным ценностям, носителем которых выступает, прежде всего, непосредственно учитель.

3. Дидактические умения – это уровень владения способами выполнения обучающих воздействий, который определяют способности и знания определенного педагога, помогающие ему донести до учеников необходимый объем учебного материала. Благодаря наличию дидактических умений на практике осуществляется реализация поставленных педагогом обучающих задач на основе инновационных технологий и методов.

4. Организационно-методические умения, выступающие основой методической деятельности педагога, подразумевающей формированию у него способности осуществить на практике процесс воспитания и обучения учащихся, развития их мыслительной деятельности, организации детского коллектива и формирование у него функции самоуправления.

5. Коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры. Иначе говоря, современный педагог должен уметь общаться, грамотно доносить до каждого человека основные мысли и идеи, получать обратную связь от собеседника, уметь убеждать. В настоящее время большую значимость приобретает компьютерно-опосредованная коммуникация, упрощающая современный учебно-воспитательный процесс.

6. Прогностические умения, означающие владение возможностью не просто планировать свою деятельность и ее конечные результаты, а проектировать различные векторы решений педагогических задач, диагностировать личность воспитанника и детский коллектив в целом и на основе полученных результатов предугадывать перспективное развитие самых разных ситуаций.

7. Рефлексивные умения – это, прежде всего, умение анализировать, планировать и регулировать педагогическую деятельность, моделировать ее с учетом новых требований и учрежденных государственных стандартов образования, осуществлять самоконтроль и проявлять творческую активность в процессе реализации учебно-воспитательного процесса.

8. Организационно-педагогические умения, представляющие собой целый комплекс разнообразных действий педагога, помогающих ему реализовать свою педагогическую деятельность. Сюда относится выбор непосредственно методов, способов и технологий педагогического воздействия на воспитанников.

9. Общепрофессиональные умения педагога сводятся к формированию умений схематично представлять весь учебно-воспитательный процесс, моделировать возможное развитие событий в нем и конечный результат обучения и воспитания, составлять математические диаграммы и на их основе определять эффективность своей педагогической деятельности.

10. Конструктивные умения предполагают, что современный педагог должен уметь выделять главные и второстепенные цели и задачи, видеть составные части единого целого, чтобы в итоге синтезировать планируемый продукт педагогической деятельности, видоизменять предмет, трансформируя его в объект с заданными параметрами.

11. Технологические умения основаны на том, что в процессе своей педагогической деятельности работник системы образования, опираясь на полученные знания, осваивает различные способы преобразовательной деятельности. И чем выше уровень технического обеспечения образовательной среды, тем большим объемом технологических умений владеет данный педагог.

12. Производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;

13. Специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

Таким образом, представленный обзор профессионально-педагогических умений современного педагога демонстрирует, что он должен обладать широким спектром общих и специальных способностей, чтобы эффективно и системно осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.

Современная педагогическая наука выделяет определенные этапы профессиональной компетентности педагога, среди которых можно представить, прежде всего:

  • обученность;

  • подготовленность;

  • профессиональный опыт;

  • профессионализм.

Необходимо отметить, что компетенция – это не просто эталон, позволяющий выделить эффективного педагога. Это, прежде всего, сфера определенных полномочий, прав и обязанностей конкретного работника образовательного учреждения, обладающего необходимыми знаниями и имеющего достаточный опыт педагогической деятельности.

Компетенцию невозможно просто передать специалисту. Она не сформируется в процессе его информирования или просвещения, потому что ее можно только вырастить или культивировать в себе с учетом активного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Таким образом, профессиональная компетенция педагога формируется постепенно в процессе получения им новых знаний и широкого практического их применения в своей педагогической деятельности.

Ее наличие свидетельствует, что данный педагогический работник больше, чем другие соответствует общепринятым стандартам образования. Чтобы культивировать профессиональную компетенцию, педагог должен, прежде всего, выбрать для себя единую методическую цель, которая может меняться в зависимости от требований времени.

В настоящее время, когда социально-экономическое развитие страны ориентировано в направлении цифровизации всех сфер жизни общества, такой целью должно стать внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс в условиях перехода к стандартам нового поколения».

Достижение этой цели станет возможным при решении следующих задач:

1. Формирование единого банка данных программно-методических материалов, используемых в процессе образования и воспитания детей. Разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса на основе инновационных IT-технологий

2. Повышение уровня информационной компетентности педагога;

3. Повышение качества учебно-воспитательного процесса на основе требований ФГОС;

4. Расширение спектра используемого в педагогической деятельности методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития всесторонне развитой личности обучающихся в условиях современного информационного общества;

5. Эффективное использование в педагогической практике исследовательского мониторинга и диагностики в организации учебно-воспитательного процесса с привлечением инновационных технологий;

6. Создание условий для развития у обучающихся творческой, исследовательской и экспериментальной деятельности;

7. Активное внедрение проектной деятельности в образовательный процесс, способствующей формированию в образовательном учреждении специальных условий для развития творчества у школьников, нацеливая их на самостоятельное приобретение знаний, необходимых для решения важных для них задача.

Освоение проектной деятельностью позволит современным ученикам успешно решать самые разные жизненные проблемы, используя имеющиеся знаний. Уже доказано, что метод проектов активизирует познавательные способности обучающихся, раскрывает их творческий потенциал и позволяет учесть собственные интересы школьника. В ходе осуществления проектной деятельности ученик учится работать в группе единомышленников, что в дальнейшем позволит ему стать успешным членом любой команды.

Рассмотренные выше задачи должны быть реализованы в практической деятельности с помощью коллективных, групповых и индивидуальных средств внедрения в учебно-воспитательный процесс,. Речь идет, прежде всего, о педагогических и методических советах, педагогических заседаниях, открытых мероприятиях, курсах повышения квалификации и др. формах работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование профессиональной компетентности педагогов – это непрерывный процесс.

Способы совершенствования профессиональной компетентности педагогов предусматривают следующее:

• Система повышения квалификации

• Аттестация педагогических работников

• Процесс самообразования педагогов (изучение современных психологических и педагогических методик, просмотр телепередач, ознакомление с материалами СМИ, знакомство с педагогической и методической литературой, использование интернетресурсов, демонстрация собственного педагогического опыта, внимание к собственному здоровью)

• Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов

• Проведение открытых мероприятий

• Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование

• Владение информационно-коммуникационными технологиями

• Участие в конкурсах, осуществление исследовательской педагогической деятельности

• Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикация эффективных приемов и средств обучения и воспитания в открытом доступе.

Сегодня преподавателю дополнительного образования недостаточно опираться в своей работе только на идеи личностно-развивающего образования. Требуется постоянное обновление работы, привнесение в нее новизны с учетом реальных требований к уровню образования.

Это означает, что современный педагог должен владеть всеми известными педагогическими технологиями обучения, которые представлены на рисунке. Именно инновационные педагогические технологии, применяемые в условиях учреждений дополнительного образования детей, позволяют ликвидировать на занятиях жесткую регламентацию деятельности школьника.

Добровольные взаимоотношения учащихся в таких учреждениях, адаптация их интересов к любой сфере человеческой деятельности и комфортность условий для творческого и индивидуального развития, создают особые и благоприятные условия для внедрения современных педагогических личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. 


Эффективность применения новой технологии определяется многими факторами, среди которых:

- непосредственно умение педагога реализовать определенный метод обучения на практике,

- общий эффект правильного выбора и применения методики на конкретном этапе занятия,

- соответствие возрастной группы обучающихся требованиям технологии и т.д.

Важно не просто применить на занятиях ту или иную педагогическую технологию. Главное - педагог должен уметь провести тщательный анализ своей деятельности, определить главные положительные результаты, а также определить основные недостатки.

При этом важно осветить причины низкой эффективно применения той или иной технологии, разработать направления улучшения работы. Иначе говоря, важно, чтобы в процессе применения педагогических технологий педагог осуществлял анализ своей работы.

Из сказанного можно констатировать, что при внедрении новой педагогической технологии в образовательный процесс нужно уметь применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии; проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии, научить детей новым методам работы; оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

С учетом сказанного можно дополнить представленные выше критерии оценивания уровня профессиональной компетентности следующими требованиями:

• Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности

• Готовность решать профессиональные предметные задачи

• Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Таким образом, современный педагог образовательного учреждения должен быть не только компетентным в преподавании своего предмета, но и обладать знаниями новейших педагогических методик и технологий, а также успешно практиковать их в своей педагогической деятельности.

В заключение следует отметить, что повышение профессиональной компетенции педагогов ведет к повышению качества образования, а это – необходимое условие развития современной профессиональной образовательной организации.