ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Баранова Галина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Аннотация: в статье рассмотрен вопрос организации процесса повышения квалификации учителей-логопедов в условиях реализации ФГОС.
Ключевые слова: дети с речевыми нарушениями; повышение квалификации учителей-логопедов; дополнительная профессиональная программа повышения квалификации; профессиональная компетентность учителя – логопеда; логопедическая работа; профессиональное и личностное самообразование.
Реализация ФГОС в условиях образовательных организаций выдвигает вопросы совершенствования профессиональной компетентности педагога, осуществляющего сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на одно из ведущих мест. Коррекционно – развивающее обучение детей с ОВЗ предъявляет особые требования к профессиональной компетентности учителя - логопеда. Тенденция увеличения числа детей с различными речевыми нарушениями требует специальной педагогической помощи, а потребность в специалистах, способных обеспечить квалифицированную помощь детям с нарушениями в речевом развитии. Поэтому совершенствование профессиональной компетентности учителя – логопеда на современном этапе развития системы образования приобретает особое значение.
Одним из направлений повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда является процесс профессиональной подготовки, который может реализовываться в условиях учебно-информационной среды учреждений дополнительного профессионального образования. Качество осуществления курсовой подготовки учителей-логопедов в процессе повышения квалификации определяется особенностями содержания и спецификой реализации в образовательном процессе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
Дополнительная профессиональная программа «Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» ориентирована на развитие профессиональной компетентности учителя – логопеда, повышение качества коррекционных педагогических услуг.
Программа повышения квалификации предусматривает ознакомление учителей-логопедов с новейшими достижениями в области теории и практики логопедии. Большое внимание уделяется государственной политике в области образования, концептуальным основам и содержанию ФГОС нового поколения, основным направлениям развития образования Тульской области.
Содержание и организационно-методический инструментарий, реализуемый в программе обеспечивает формирование профессиональных компетенций учителя - логопеда на основе государственных требований и квалификационных стандартов. Например, способности:
- осуществлять профессиональное и личностное самообразование;
- проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, социальной адаптации детей с речевыми нарушениями;
- применять новейшие методы и средства получения, хранения, переработки информации; анализировать и критически резюмировать информацию;
- разрабатывать и реализовывать совместно со специалистами сопровождения индивидуальные программы развития детей с речевыми нарушениями с учетом их личностных и возрастных особенностей;
- использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности;
- осуществлять консультирование родителей детей с речевыми нарушениями, членов их семей и педагогов, осуществляющих логопедическую практику, по вопросам реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ.
Данный подход обеспечит подготовку учителя - логопеда, способного реализовать продуктивное сотрудничество с родителями и специалистами службы сопровождения; осуществить индивидуализацию обучения; организовать для детей с речевыми нарушениями образовательную среду, обеспечивающую их социальное и познавательное развитие. С целью реализации данного подхода, в лекционном материале представлены разные направления по определению сущности, форм и особенностей логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями в образовательных организациях (в контексте реализации ФГОС). Раскрывается содержание вопросов, имеющих особое значение в повышении квалификации учителя – логопеда:
- этиология нарушений речи;
- дифференциальная диагностика нарушений речевого развития детей;
- система логопедической работы в преодолении различных видов речевых нарушений.
Большое внимание уделяется организации логопедической работы с детьми с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью; синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; с расстройствами аутистического спектра.
Отметим, что в процессе повышения квалификации особое значение имеет организация практических занятий со слушателями. Их цель – рассмотрение и анализ актуальных проблем логопедической практики, которые составляют содержательный и технологический аспекты коррекционной работы учителя-логопеда. Практические занятия направлены на обучение педагогов применению разнообразных форм, методов логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями; использованию нетрадиционных методик по коррекции нарушений речи на логопедических занятиях; создании развивающей среды.
Организация практических занятий предполагает включение в учебный процесс различных видов деятельности слушателей:
- посещение и анализ открытых занятий,
- работа с нормативными документами, обсуждение, дискуссии, рефлексия.
В процессе работы активно используются информационно-коммуникационные технологии.
Программа повышения квалификации «Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» ориентируется на овладение учителем-логопедом необходимыми компетентностями для проектирования личной профессиональной траектории непрерывного повышения педагогического мастерства. Особое внимание уделяется формированию и совершенствованию профессионально-педагогических умений: аналитических, коммуникативных, проектировочных, прогностических умений и рефлексивных способностей.
В целом, в результате изучения дополнительной профессиональной программы учитель-логопед должен знать:
- нормативно-правовые основы, регламентирующие образование детей с речевыми нарушениями;
- современные концепции и модели логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями (в условиях реализации ФГОС);
- современные методы и приемы проведения дифференциальной диагностики детей с нарушениями развития;
- основные психолого-педагогические показатели, необходимые для обоснования выбора условий коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями;
- коррекционно-образовательные программы логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями (в условиях реализации ФГОС); специфику реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана детей с речевыми нарушениями в общеобразовательной организации;
- коррекционно-развивающие и логопедические технологии организации образовательного процесса с детьми с речевыми нарушениями;
- современные информационно-коммуникационные технологии в логопедической практике; особенности организации дистанционного образования детей с речевыми нарушениями.
Уметь:
- осуществлять дифференциальную диагностику различных видов речевых нарушений на основе результатов психолого-педагогического обследования; комплексное изучение детей с речевой патологией и квалификацию типа речевого нарушения;
- реализовать в условиях логопедической практики адаптированную образовательную программу и индивидуальный учебный план для детей с речевыми нарушениями;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в логопедической практике;
- владеть методами консультирования родителей и педагогов, осуществляющих сопровождение детей с нарушениями в развитии речи.
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей-логопедов включает разнообразные виды и формы аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы слушателей:
- тестовые задания;
- моделирование фрагментов занятий;
- разработка проектов, презентаций;
- проведение мастер-классов;
- использование дистанционных технологий (в том числе электронного ресурса Moodle).
Литература:
1. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляева. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. 350 с.
2. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник нормативных документов. - М.: Изд-во «Национальное образование». 2016. 240 с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013). - М.: Просвешение, 2014. 126 с.