СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение техники чтения младших школьников через систему упражнений

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение техники чтения младших школьников через систему упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Повышение техники чтения младших школьников через систему упражнений»

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пышминского городского округа

«Тимохинская начальная общеобразовательная школа»














«Повышение техники чтения

младших школьников через систему упражнений»













Исполнитель: Аржанова И.А..,

учитель начальных классов











с. Тимохинское, 2018



I. Обоснование актуальности проблемы


«Чтение – это окошко,

через которое дети видят

и познают мир и самих себя».


Василий Сухомлинский



Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. По мнению психологов – скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. В Федеральном  государственном образовательном стандарте начального общего образования, в пункте «Требования к результатам освоения основной  образовательной программы  начального общего образования» сказано, что метапредметные результаты  должны  отражать овладение навыками смыслового чтения различных стилей и  жанров в соответствии с целями и задачами.

Предметными результатами освоения предметной области «Литературное чтение» являются следующие:

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Известные педагоги и психолингвисты А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.А. Зимняя, Е.М. Мастюкова в своих работах рассматривают психологическую составляющую речевого развития ребёнка как основу обучения чтению в младшем школьном возрасте.

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

Характеристика понятий:

  • Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

  • Осознанность - «Это умение читателя ясно и глубоко понимать содержание текста» Назарова Л.К

  • Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

  • Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.

Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Мне хотелось бы именно на этом сконцентрировать ваше внимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.

Анализируя результаты техники чтения учащихся 3 класса, выявила причины, тормозящие скорости чтения:

  • Природный темп деятельности

  • Нарушения артикуляции

  • Неправильное дыхание

  • Малое поле зрения

  • Уровень организации внимания

  • Уровень развития памяти

Исходя из выше сказанного, перед собой поставила цель: отработать систему упражнений, способствующих повышению техники чтения учащихся 3класса.

Определила задачи:

  • Изучить теоретико-методологические аспекты по проблеме повышения техники чтения у учащихся 3 класса.

  • Отработать систему упражнений, способствующих развитию скорости и осознанности чтения.


2.Организационно-педагогические условия и механизм реализации, сущность практического опыта (система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, методы и приёмы работы - всё, что обеспечивало реализацию условий)

Каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.

Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения, зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.

- Развитие навыков техники чтения будет эффективным, если подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).

- В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтении.

- Работать над развитием поля зрения и оперативной памяти.

- Проводить систематический контроль за качеством чтения. Оценивать только с позиции сравнивания с самим собой.

- Учитывать индивидуальные особенности детей.

Мною подобрана система упражнений для повышения техники чтения учащихся.

Урок обычно начинаю с игровой разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

«Часики»: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик – так». Повторить 10 раз.

«Вырасти большой»: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у – х – х – х – х». Повторить 5 раз.

«Насос»: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох – наклон туловища в сторону влево, левая рука скользит вверх, правая – вниз; выдох – возвращение в исходное положение, произнося «сссс!». То же в другую сторону с произношением звука. Повторить 7 раз.

«Паровозик»: встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные круговые движения руками, приговаривая «чух – чух – чух». Повторять в течение 30 секунд.

«Гуси летят»: сменить направление движения по кругу. Медленно двигаясь друг за другом, на вдох – руки в стороны, на выдох – вниз, с произношением длительного звука «гу – у – у – у». Повторять в течение 2 минут.

«Задуйте свечу»: Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.Представьте, что на руке стоит три маленькие свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

«Обрызгайте бельё водой» (в один приём, три, пять): Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

«Выдох со счётом»: Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Одним из эффективных средств является жужжащее чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса. Ещё одним приёмом являются ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными оказались упражнения (по системе И.Т.Федоренко):

- многократное чтение;

- чтение в темпе скороговорки;

- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Таким образом, для достижения необходимого результата в повышении навыка техники чтения, необходимо использовать приёмы и методы в комплексе.

В первой четверти учебного года была проведена первая проверка техники чтения. В результате были сделаны следующие выводы:

- нарушают произношение звуков – 33% учащихся;

- не понимают смысл прочитанного текста – 33%;

- отсутствует навык выразительности у 33% учащихся.

В результате второй проверки, которая производилась в конце второй четверти, была зафиксирована положительная динамика в скорости чтения и понимании смысла прочитанного текста, а также заметно уменьшилось количество детей, допускающих ошибки при проверке техники чтения.

У 66% школьников сформирование умения самостоятельной учебной деятельности, в чём и состоит деятельностный характер обучения. Поскольку современные ученики должны быстро адаптироваться  в современном мире, необходимо в процессе работы учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии. Дети являются активными участниками учебного процесса.

Развитию осознанности чтения уделяюособое внимание.

Методы, которые применяю в работе:

- совместное хоровое чтение небольших отрывков;

- игры на развитие навыка чтения: 

«Ловушка» (хорошо читающий ребёнок читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами, а ученики ищут эту замену), 

«Прыжки» (чтение через слово), 

«Фотоглаз» (на доске столбик слов, которые ученики читают за 1 минуту, слова закрываются и дети по памяти называют прочитанные слова), 

«Найди меня» (в строчках букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти), 

«Сканирование» (за 30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации),

«Чтение слов наоборот»

«Счёт слов» (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова.Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.)

«Чтение скороговорок, чистоговорок»(Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок).

Расширение поля чтения и безошибочного восприятия слов, предложений при чтении вслух и про себя.

«Работа со словарными блоками по вертикали, у которых спрятано слово»:

Сок - Света;

Носки - место;

сам – каток;

(оса) – кукла;

Магазин;

(ветка).

Дети читают слова, а сами следят по буквам, над которыми стоит точка.

«Складывание слов из половинок». Составить слова, прочитать сначала медленно, затем нормально, потом в темпе скороговорки. Стараться читать без ошибок.

«Прохождение словесных лабиринтов».

«Работа с таблицами Шульте».

Учащиеся считают, указывая карандашом цифры или буквы. В работе с таблицами использую памятку:

Как можно быстрее назови все числа или буквы по порядку, указывая их карандашом. Старайся запомнить расположение двух – трёх следующих друг за другом чисел или букв. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.

«Чтение – спринт».

Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, ещё быстрей!», добавляя при этом: «Читать нужно всё!» Проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста.

При обучении «чтению – спринт» пользуюсь памяткой:

Плотно сожми губы и зубы. Читай только глазами.

Читай как можно быстрей. Ответь на вопросы к тексту.

3.Результативность педагогической деятельности (критерии,

показатели, инструменты, результаты).

Для отслеживания результативности работы, веду мониторинг техники чтения, данные заношу в таблицу. Таблицы и графики позволяют выявить динамику скорости чтения учащихся 3 класса.

Я отслеживала следующие направления: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность, с целью уровня сформированности этих качеств.

Обязательным уровнем в первой четверти является чтение учащихся 3 класса – 40 – 54 в минуту, во второй четверти –45-59 слов. У учащихся 4 класса в первой четверти – 65-74 слов в минуту, во второй четверти – 70-84 слов в минуту.

Исходя из этих данных, были определены уровни техники чтения в 3 классе:

- Высокий уровень – осознанное, правильное чтение; более 100 слов в минуту;

- Средний уровень – осознанное чтение, допускается ошибка при чтении; количество слов в минуту – более 80;









3 класс


Из диаграммы следует, что динамика техники чтения положительна.

Следовательно, применяемые мною приемы и упражнения подобраны верно.

Способ чтения на начало 1 четверти и на конец 2 четверти



Правильность чтения на начало года и конец 2 четверти

Осознанность чтения на начало 1 четверти и конец 2 четверти



Выразительность чтения на начало 1 четверти и конец 2 четверти


4.Основные проблемы, противоречия, их обусловленность; пути решения проблемы.

В ходе проделанной работы вычленилась проблема: недостаточный уровень сформированности умения обучающихся ясно и глубоко понимать содержание текста и выделять в нем главную мысль.


Выявилось противоречие между требованиями ФГОС НОО и уровнем развития навыков техники чтения, в частности работы с текстом: ясно и глубоко понимать содержание текста и выделять в нем главную мысль.

Данная проблема обусловлена возрастными, психическими и индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Пути решения: продолжить развитие навыков чтения обучающихся через систему упражнений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Для решения поставленных задач была проанализирована теоретическая литература по проблеме. В результате выявлено, что речевая деятельность - это активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения, процесс передачи или приёма сообщения. Речевая деятельность, а, следовательно, и чтение, имеет определённую структуру, предметное содержание, речевые механизмы.

Обучение ребёнка чтению, вооружение его техникой чтения сопровождается формированием правильного механизма восприятия художественного и научно-познавательного текста, детской книги. Мною подобраны тренировочные упражнения по формированию навыка чтения целыми словами

Работу в данном направлении продолжу.


Упражнения для развития техники чтения.

  1. Чтение вслух.

  2. Чтение про себя.

  3. Чтение жужжащее.

  4. Чтение хором.

  5. Чтение в темпе скороговорки.

  6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

  7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

  8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

  9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

  10. «Буксир»:

А) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

Б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

15.» Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком(начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).

16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

18. «Фотоглаз»: на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

19. «Угадай»: а) антиципация слов, предложений, пословиц; б) чтение текста через решётку.

20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

21. «Счёт слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

  1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

  2. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

  3. Чтение скороговорок.

  4. «Окончания». Повышенное требование к чёткости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

  5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

  6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

  7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

  8. Чтение одного предложения с разной интонацией.

  9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

  10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

  11. Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.

  12. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

  13. «Словарь настроений». Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать ещё раз, пытаясь это настроение передать.

  14. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

  15. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу(старушки, ребёнка, слона и др.).

  16. «Замена». Чтение с изменением голоса героя ( например, слова кошки голосом мышки).

  17. Чтение по ролям.

  18. Чтение по ролям без слов автора.

  19. Инсценирование.

  20. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

  21. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Упражнения для понимания смысла текста.

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части. Составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстрации к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок. Выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. Чтение для подготовки к пересказу.

12. «Пропущенное слово». Учитель читает и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

13. Восстанавливание логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14. Восстанавливание текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

15. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 классах – самостоятельно.

16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом: а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

Б) придумать продолжение рассказа;

В) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

17.Составление кроссвордов по тексту.

18. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

19. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

20. Подбор загадок к словам из текста.
























































Сборник упражнений





1.Прочитайте молча

Подумайте, что из написанного можно назвать словами, а что – нет. Почему?

ЮТ, КОЛ, БОЖ, КОТ, КОК, БОК, КОЧ, БОБ, БОР, БОТ, РОЙ, РОГ, КОС, КОБ, POP.


2. Прочитайте слова глазами, вслух называя только имена детей
Роза, береза, Леля, сережка, василек, Поля, Толя, поле, елка, весна, Василек, наша, Наташа, Роза, Алена, яблоко, Яша, Сережка, юла, Юля.


3. Прочитайте слова молча.
Кит, тигр, гусь, сом, волк, конь, барсук, енот, лиса, рак, медведь, уж, ежик, ерш, лещ, синица, овца, окунь, петух, утка, корова, коза, тюлень, олень, щука, индюк, змея.

  • Прочитайте задание еще раз молча, вслух произнося только названия домашних животных.

  • Прочитайте слова молча, вслух назовите (посчитайте) только тех, кто живет в воде.


4. Прочитайте задание молча, подумайте, о ком вы прочитали
Мурлыкает, лает, шипит, пищит, воет, фыркает, каркает, кудахчет, кукует, поет, квакает, рычит, крякает, воркует, щебечет, мычит.

  • О ком вы прочитали?

  • Прочитайте слова вслух еще раз и назовите каждого: мурлыкает (кот) и т. д.

5.«Запутался»

  • Галя прочитала своему маленькому братику Ване рассказ о том, как поют птицы. Однако Ваня забыл, кто как поет и все перепутал. Вот что у него получилось.

Ворона гогочет, воробей поет, голубь кудахчет, жаворонок крякает, кукушка курлычет, журавль каркает, курица щебечет, гусь кукует, утка воркует.

Для развития у учащихся смысловой догадки во время чтения молча полезным может быть упражнение «Угадай», которое возможно для использования в работе с учащимися первого и второго года обучения.







6.Помогите слову найти последнюю букву, читайте только глазами

 
При выполнении упражнения следует учитывать, что учащиеся могут составить несколько слов, изменив только последнюю букву. Одновременно проводится работа по развитию у детей внимания во время чтения.


7.Помогите буквам встретиться (найти себе друзей)
Прочитайте их молча, чтобы получились слова.

 
8. Упражнение «Буквы потерялись» также можно предложить для чтения про себя:
…алва, …рава, …олодец, уче…ник, доро…а, каранда…, ступе…ка, магаз…, желт… лист,  труслив… за...

В дальнейшем детям могут предлагаться задания с использованием связных текстов, в которых затушевываются отдельные буквы, окончания, части слов или отдельные части текста. Например:



Сережа

– Ах, как я л+блюприр+ду! –
Гов+ритСер+жа. –
+чень я л+блю сирен+
И рябин+ тоже!
И хотело++ бы спросит+
Тихо + Сер+жи:
– Кто слом++ в сад+ сирен+
Иряб+у тоже?

 
Учитывая то, что дети первого – второго классов с интересом и удовольствием выполняют необычные, занимательные задания, это же упражнение для них может быть подготовлено и проведено в игровой форме.


  1. «Помогите Чебурашке»

Чебурашке в школе дали задание прочитать текст. Когда он на минутку отлучился, в класс зашла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами, при этом некоторые буквы оказались залиты. Помогите Чебурашке прочитать текст.

Как у старой баMки
Жили-быMилаMки.
Встанет баMкаутроM рано,
ВыйдMM в погреб за смMтаной —
ЛаMкивслеM за неMидуM,
ВсюдMбабMMстерегуM.


Для развития у детей умения читать про себя уже во втором классе, ребятам можно предлагать связные прозаические и поэтические тексты, в которых для развития смысловой догадки затушевываются (закрываются) отдельные буквы, окончания, целые части слов.


Упражнения для развития скорости, гибкости чтения

Для развития у детей скорости чтения и умения выделять основную информацию может быть предложено упражнение «Финиш». Для него лучше использовать дополнительную книгу для чтения или подготовить специальные карточки. Педагог называет страницу, где помещен дополнительный текст, и слово (группу слов), до которогодетидолжны как можно быстрее дочитать. Слова для подобного задания подбираются из второй части текста так, чтобы они встречались в нем только один раз.

По команде педагога «На старт! Внимание! Марш!» учащиеся одновременно молча начинают читать текст. Тот, кто первым дочитал до указанного слова (группы слов), поднимает руку или встает из-за парты, т.е. он первым пришел к финишу.

Чтобы проверить школьников, а заодно и убедиться в том, что они действительно читали, а не искали указанные слова, есть смысл попросить ребенка показать заданное слово, а лучше – задать вопрос на понимание прочитанного.

Упражнение может быть проведено в более сложном варианте – прочитать до ответа на поставленный перед чтением вопрос (при этом ответ на вопрос можно найти только во второй части текста).

Для развития скорости и гибкости чтения (умения менять темп чтения в зависимости от содержания текста) можно использовать упражнение «Буксир». Учитель громко читает текст, изменяя темп чтения в зависимости от содержания текста, однако с учетом темпа чтения «среднего ученика». Детям предлагается читать этот же текст молча, но с одним условием – успевать за учителем. Чтобы проверить внимание учащихся во время чтения, а также соблюдение ими режима скорости чтения, заданного педагогом, учитель внезапно останавливается на каком-нибудь слове или два раза повторяет его. В таком случае дети останавливаются вместе с ним и указывают на последнее прочитанное слово. Второй способ проверки вызывает несомненный интерес учащихся – во время чтения педагог специально заменяет одно слово другим, близким по смыслу или звучанию (вместо слова «ученик» произносит «ученица» или «школьник»). Дети замечают «ошибку» и исправляют ее.

Развитию у учащихся гибкости и скорости чтения вслух и молча способствует чтение вразных режимах громкости.Упражнение может проводиться на знакомом и незнакомом детям тексте, который предлагается прочитать по-разному, например: две минуты – молча, две минуты – вслух; одну минуту – вслух, вторую – вполголоса (в режиме «жужжащего чтения», некоторые педагоги называют это упражнение «Птичий базар»), следующую минуту – шепотом; последнюю – молча; одно предложение – молча, второе – вслух и т.д.

С этой же целью в работе с детьми может использоваться упражнение «Молния», суть которого заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением с максимально доступной каждому скоростью, чтения молча с чтением вслух. В ходе упражнения учащиеся начинают читать текст в доступной для них скорости, а после команды педагога «Молния» – они максимально ускоряют свой темп. Чтение с такой скоростью продолжается от 20 секунд в начале использования упражнения и до 2-х минут после того, как оно станет привычным для школьников. Подобные упражнения в изменении скорости чтении могут быть использованы педагогом несколько раз в течение одного занятия (как на знакомом для детей тексте, так и на незнакомом). Для упражнений по развитию у детей гибкости и скорости чтения можно использовать прием «Многократное чтение». Ребятам предлагается незнакомый текст со следующей последовательностью заданий:

  1. Прочитайте за одну минуту, старайтесь читать без ошибок. Посчитайте, сколько слов вы прочитали и результат запишите (можно просто предложить ребятам отметить карандашом, до какого слова они дочитали текст).

  2. Прочитайте текст еще раз, старайтесь читать как можно быстрее (в режиме скороговорки)! Отметьте, до какого слова вы дочитали текст сейчас, сравните свой результат с предыдущим.

  3. Читайте как можно более выразительно. (Дети начинают чтение, фиксируемая ранее минута проходит, а педагог не останавливает детей, которые, будучи уверены в том, что читают уже знакомый текст, сохраняют скорость чтения на незнакомой части текста.)

Для расширения оперативного поля чтения до размеров слова средней длины (5—6 букв), а также развития памяти учащихся во время чтения молча полезным будет использование упражнения «Фотоглаз». Для него на прозрачной пленке учитель заранее пишет столбики четырех-, пяти- и шестибуквенных слов, которые показываются детям по одному. Время показа каждого слова фиксируется: сначала 1 секунда, затем — 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети молча читают слова с экрана (как бы «фотографируя» их). Для контроля внимания детей и осознанности их чтения после показа каждого десятка слов учитель предлагает учащимся вопрос: было ли среди показанных такое-то слово. Стоит отметить, что названное слово среди тех, что были предъявлены детям, могло и отсутствовать.

Если учащиеся хорошо справляются с предложенным заданием, его можно усложнить: ребятам предъявляются для чтения слова, состоящие более, чем из шести букв, включаются словосочетания из 7 – 10 букв, считая также пробел между словами. Например, «новый дом», «за два дня» и др.

Одним из самых тяжелых в выработке навыка чтения молча, но и очень интересных для детей, является упражнение «Кенгуру». Перед его началом полезно вспомнить, что это за животное, где живет, а главное – как передвигается. После этого детям предлагается прочитать новый (желательно небольшой) текст так, как передвигается кенгуру: на счет «раз» учащиеся фиксируют свой взгляд на начале строки, на счет «два» – середине, на счет «три» – конце. Счет производит учитель, а дети стараются перевести взгляд, согласно указаниям, а также уяснить смысл читаемого (просматриваемого) текста. Таким образом, читается (просматривается) весь текст, после чего учащиеся рассказывают, о чем они прочитали.

Не менее сложным и интересным для обучения детей чтению молча является упражнение «Чтение с препятствиями», которое также можно проводить в различных вариантах и использовать в работе как фронтально, так и для индивидуальной работы, а так же рекомендовать родителям для занятий с детьми дома.

  1. Ребенок читает текст молча, одновременно напевая мотив известной песни (песню необходимо повторить перед чтением).

  2. Текст читается детьми молча, одновременно рука ребенка карандашом отстукивает ритм известной песни (отстукивание мотива начинается перед чтением).

  3. Ребенок читает текст молча, во время чтения звучит музыка. (Следует отметить, что перед проведением подобных упражнений необходимо подготовить для детей вопросы на понимание прочитанного)

  4. Чтение с подсчетом слов. Учащимся предлагается как можно быстрее посчитать количество слов в тексте, одновременно ознакомившись с его содержанием. После чтения им необходимо сначала назвать количество слов в тексте, а затем ответить на вопросы, которые они получили заранее.

Упражнение «Не потеряй строку», во время которого ученики читают текст молча, а учитель в это время показывает им пять картинок и называет их вслух. Перед ребенком ставится задача – не потерять строку, которую он читает, а также не использовать при этом карандаш или указку (следить можно только глазами).


Виды работы над текстом

- Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль рассказа.

- Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-х сложных слов.

- Нахождение в тексте и чтение сочетаний:

а) сущ. + прил.

б) сущ. + глагол

в) местоимение + глагол (и наоборот)

- Пометка и чтение непонятных слов.

- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

Например:

про-ис-шест-ви-е
вос-хи-ти-тель-но

- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске).

печальный - грустный
радостный - весёлый
развеселился - обрадовался
несчастье – беда

- Чтение с сокращением текста (подготовка к сжатому пересказу).

- Чтение, составление сценария к минифильму.

- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой и т.д.

- Нахождение и чтение слов (предложений), которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

- Нахождение и чтение образных слов и описаний.


Упражнение на развитие смысловой догадки (предугадывание)

а) Антиципация частей пословиц, поговорок.

Например:

Готовь сани летом, а …(телегу зимой)

Кто пахать не ленится, у того …(и хлеб родиться)

Кончил дело, … (гуляй смело)





б) Антиципация частей диалога

Задание.В этом диалоге известной русской сказки недостаёт двух реплик. Если ты внимательно прочитаешь диалог, то сможешь восстановить недостающие реплики.

- Здравствуй, сестрица!

- ______________________

- Дай мне рыбки!

- ______________________

- Я не умею.

- Эка, ведь я же наловила!


в) "Путанка"

Задание.

Поставь перепутанные буквы в словах на место, и вы познакомитесь с докучной сказкой.

Лиж-был ацрь,

У ацря лбы ровд,

На водре лбы кло,

Ан луко чаломо

Не чатьна ил каскуз счанала?

(Жил-был царь,

у царя был двор,

на дворе был кол,

на колу мочало,

не начать ли сказку сначала?)


Одной из причин, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить в слух прочитанные слова.

Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто и темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Как правило, в детстве этот ребенок долго не мог научиться правильно произносить отдельные звуки, в то время как его сверстники говорили чисто. Именно у этих детей разрыв между скоростью чтения про себя и вслух особенно велик. Однако и у остальных детей существует этот разрыв, так как скорость чтения про себя без открытой артикуляции всегда выше.




Динамические упражнения для языка

«Часики», «Маятник»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Змейка»

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Почистить зубы»

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«Лошадка»

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.


Упражнения для губ

«Улыбочка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик» Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок» Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«Кролик» Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.


Чистоговорки


Са-са-са — прилетела оса.

Су-су-су — мы прогоним осу.

Ра-ра-ра — начинается игра.

Ро-ро-ро — у мальчика ведро.

Ру-ру-ру — продолжаем мы игру.

Ры-ры-ры — подарили нам шары.

Ре-ре-ре — стоит дом на горе.

Ри-ри-ри — на ветках снегири.

Ар-ар-ар — кипит наш самовар.

Арь-арьарь — на стене висит фонарь.

Ра-ра-ра — у мышонка есть нора.

Ре-ре-ре — носили воду мы в ведре.

Зу-зу-зу — мы поймали стрекозу.

Со-со-со – нам сменили колесо.

Цо-цо-цо — снесла курица яйцо.

Ча-ча-ча — была Таня у врача.

Ща-ща-ща — поймал Вова леща.

Са-са-са — на дворе роса.

Ша-ша-ша — мы любим малыша.

Ша-ша-ша — я сижу у шалаша.

За-за- за – приближается гроза.

Жа-жа-жа — залетели два чижа.

Ся-ся-ся — Костя ловит карася.

Ща-ща-ща — Саша ходит без плаща.

Чу-чу-чу — стоять не хочу.

Оч-оч-оч — наступила ночь.

Чок-чок – чок – каблучок.


Включаю в урок скороговорки. Секрет скороговорок в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.

Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Необходимо помнить о чёткости произношения.

Памятка.

  1. Прочитай скороговорку медленно.

  2. Подумай, о чем говорится в скороговорке.

  3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется?

  4. Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить ее.

  5. Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.

  6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.

  7. Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку.


Скороговорки


Бублик, баранку, Ждут воробьи

батон и буханку У кормушки кормежки.

Пекарь из теста Принес им Маркушка

Испек спозаранку.в кармашке морошки.


Пекла для Варюшки Насыпал Парамошка

Подружка ватрушки, Горошка на дорожку,

Подружке подушку Ведет теперь к порожку

Сшила Варюшка. Дорожка из горошка.


Палку толкал лапкой Полкан.


От топота копыт пыль по полю летит.


Горячи кирпичи! Петр Петров, по прозванию Перов

Соскочи-ка с печи, Купил птицу- перепелицу;

Испеки-ка в печи Понес по рынку – просил полтинку,

Из муки калачи! Подали пятак – он и продал так.


Бык, бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.


Водовоз вез воду из водопровода.


Дробью по перепелам да по тетеревам.


Ткет ткач ткани на платье Тане.


На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два дрова –

Не коли дрова на траве двора.


Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.


На утице медовик, - мне не до медовика;

На улице деготник – мне не до деготника,

Не до деготниктвой жены,

Не до деготниковых детей.


Около кола – колокола.


Курьера курьер обгоняет в карьер.


У нас на дворе- подворье

Погода размокропогодилась.


Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,

Да все с творогом.


Тридцать три корабля лавировали,

Лавировали, да не вылавировали.


Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.


Рапортовал, да недорапортовал,

Дорапортовывал, да зарапортовался.


Протокол про протокол протоколом

Запротоколировали.


Орел – на горе, перо – на орле.


На лугу под горкой

Лежит сырок с красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.


Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски;

Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,

Надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать.


Дыхательная гимнастика

Звуки человеческого голоса, прежде всего, связаны с дыханием. Известно, что неправильное дыхание приводит к затруднениям в речи и случайным паузам, а полное владение своим голосом возможно только при хорошо поставленном дыхании.

На уроках чтения предлагаются ребятам упражнения, укрепляющие дыхание. Вот некоторые из них:

1. Взять дыхание и на выдохе плавно произнести заданные учителем звуки.

2. Взять дыхание и на выдохе произнести заданную пословицу или поговорку: “хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать”.

Тренируя учеников управлять своим дыханием, учитель старается показать, что оно непосредственно влияет на звук, его плавность, силу, окраску. При слабом от природы голосе или при врожденной вялости голоса, когда все звуки сливаются воедино, а их оттенки совсем исчезают, необходимы упражнения, направляющие голос на сильный посыл звука. В этом случае можно рекомендовать детям прочитать одно и то же предложение несколько раз, регулируя силу голоса, т.е. сначала читать тихо, потом громче, а затем совсем громко, но без крика. Или можно предложить прочитать хорошо известное стихотворение, но при этом делать небольшой вдох (добор воздуха) перед чтением каждой стихотворной строки. Большую пользу приносят такие стихотворения, которые вырабатывают у детей умение повышать или понижать голос при чтении.

Например, первая строка может произноситься обычным голосом, вторая несколько выше, третья на высокой ноте, а потом следует, таким же образом понижать голос. Сила звука при этом должна быть нормальной, звук следует вести ровно и спокойно, избегать крикливости, особенно на высоких нотах.

В книге О.А. Кузнецова « Техника быстрого чтения» отмечается, что память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека.

Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7+(-) 2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.

Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более емким, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно – смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).


Чтение строчек наоборот по буквам

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создаёт в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов, формируют произвольность регуляции движений глаз, а также создаёт предпосылки для устранения достаточно распространённых ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребёнок не замечает ошибки; теперь же, «прощупав своими руками» и прямой, и обратный порядок слов и чётко осознав их различие благодаря переводу обратного чтения из ранга случайной операции в ранг осознанного целенаправленного действия, ребёнок допускать их уже не будет).


Поочередное чтение слов нормально и наоборот

Первое слово (в названии этого упражнения) читается как обычно: поочерёдное; второе – справа налево: еинетч; третье – как обычно: слов; четвёртое – справа налево: оньламрон и т.д. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционирования двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы – и гибко переходить от одной из них к другой. В пределах одной строчки многократно меняя две принципиально разные тактики чтения: целостную в отношении нормально читаемых слов и неизбежно фрагментарную, побуквенную в отношении слов, читаемых наоборот, - ребёнок чётко осознаёт из специфику и различия; кроме того, после столкновения с более трудным обратным чтением у ребёнка формируется установка на то, что обычное чтение – это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело.


Чтение только второй половины слов

При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: - ние – лько – рой – вины – ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребёнка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.


Чтение наложенных друг на друга слов

Слова на карточках написаны так, что одно слово «нагромождается» на другое, пересекается с ним (рис. 3). Сообщается, что сильный ураган перемешал все слова и ребёнку (сказочному герою) предстоит навести порядок и расставить всё по местам и для этого назвать все смешанные слова. Количество смешиваемых слов и плотность их наложения друг на друга постепенно возрастают.


Отделение слов от псевдослов

Да­ется 20—30 карточек: на одних из них написаны слова (например, дорога, метро), на других — псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (на­пример, олубет, вунка).Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами — в другую.

Это упражнение развивает способ­ность быстро выделять смысл прочи­танного, а при многократном его вы­полнении — сочетать побуквенное восприятие слова с его смысловой оценкой.


Поиск в тексте заданных слов

За­даются одно—три слова, которые ре­бенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальней­шем — на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по не­скольку раз. Отыскав их, ребенок мо­жет их подчеркнуть или обвести кружком.

Это упражнение формирует спо­собность схватывать целостные обра­зы слов и опираться на них в задаче поиска, я также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к интерференции.

Особую пользу это упражнение приобретает в том случае, если ре­бенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проде­лывать это в максимально быстром темпе, фиксируя затраченное им вре­мя с помощью секундомера. Сталки­ваясь с такими задачами, ребенок по­степенно переходит от простого про­смотра текста к некоторому сочета­нию просмотра с элементами осмыс­ленного прочтения текста и запоми­нанию некоторых его слов, так как это может пригодиться для их после­дующего поиска.


Игровые упражнения, направленные на развитие памяти

1. Игра «Слово».

Записать как можно больше слов, относящихся к темам:

- «Школа, книга, город, осень» - на уроке русского языка;

- «Лес, животные, приборы, и оборудование» - на уроке «Мир вокруг нас»;

- Искусство, живопись» - на уроках изобразительного искусства.


2. Игра «Кто больше запомнит».

Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит свое слово и т. д.

Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова.


3. Игра «Запоминаем рисуя».

Игра проводится в парах. Каждый из партнеров берет лист бумаги и пишет на листке 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.


  1. Игра «Посмотри и запомни».

На доске прикрепляются карточки с написанными на них словами. Дается время для запоминания этих слов. Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.


  1. Упражнение «Представь себе».(Мысленные образы и эмоции)

Просим детей закрыть глаза и после каждого сказанного вами предложения представить себе соответствующую картинку.


Лев, нападающий на антилопу.

Собака, виляющая хвостом.

Муха в твоем супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на твоей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

Друг, ворующий твою любимую игрушку.


  1. Упражнение « Сколько ты запомнишь».

Предложите детям запомнить предметы, изображенные на 3 – 4 картинках, и назвать их по памяти. Затем дети должны отыскивать их на 10- 12 похожих картинках, но беспорядочно расположенных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

Чтобы легче вспомнить нужную информацию, у ребенка должен быть к ней «ключ». Таким ключом является ассоциация.

Ассоциация – это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия.

Мы часто с ребятами тренируемся на ассоциаиции, учимся устанавливать связь между предметами и явлениями и им гораздо легче их запомнить.


  1. Упражнение «Сочини рассказ»

Даю детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому – либо признаку, чтобы облегчить запоминание, а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

медведь кот воздух колокольчик

тележка солнце ваза ромашка

пчела вода


  1. Упражнение «Ассоциации»

Цель этого упражнения – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложить им несколько слов и общими усилиями постараться зафиксировать все ассоциации, которые придут ему на ум при чтении этих слов, например:

Верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!