Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаумяновская средняя общеобразовательная школа № 10
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«Повышение уровня психологической компетентности
всех участников образовательного процесса
по вопросам сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
Подготовила
Педагог-психолог МБОУ ШСОШ № 10
Тарханян Эмма Жирайровна
06.12.2019 г.
Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, эффективных форм и методов преподавания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе, все это под силу лишь профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста.
В декабре 2014 года Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден ФГОС образования обучающихся с ОВЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2016 года.
В «Письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" указано, что «Инклюзивное образование» - процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.
Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.
Наиболее уязвимой стороной введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ является готовность педагогических работников. Поэтому одной из актуальных задач является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, развитие знаний и умений для работы с особыми детьми.
Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий.
Предлагаю на практике применить одно упражнение, демонстрирующее необходимость особого отношения к детям с ОВЗ.
Упражнение «Котенок».
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.
На примере этой игры мы убедились в том, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми. Для здоровых детей присутствие в группе «особых» воспитанников дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям. В своей работе прежде всего педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка с ОВЗ. А для успешной социализации и развития стоит опираться на сильные стороны ребёнка.
Рекомендации для педагогов по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Необходимо постоянно поддерживать уверенность учащихся в своих силах, обеспечить им субъективное переживание успеха при определённых усилиях.
Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям учащегося.
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ОВЗ с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
Не нужно ставить учащегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, с многократным повтором основных моментов
В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащихся на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания у них снижен.
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Учащиеся должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично.
Учитель не должен забывать об особенностях развития школьников с ОВЗ, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, меняя интонацию и используя приемы привлечения внимания
Можно использовать на занятиях игровую ситуацию, прибегать к дополнительной мотивации (похвала, соревнования и др.).
Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
Следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
Посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
Поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
Разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
Требовать структурирования действий при выполнении заданий.
В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе:
Направленность на ребёнка:
- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;
- стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Интеллектуальная гибкость:
- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ;
3. Поведенческая гибкость:
- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;
- знание методик работы с детьми с ОВЗ.
4. Профессиональная компетентность:
- знания и навыки, необходимые для работы с учащимися с ОВЗ;
- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ОВЗ;
Учитель должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности. В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, постоянно развиваться в профессиональном отношении.
Учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса.
И конечно, успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа школы должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.
В настоящее время большое внимание привлечено к проблеме воспитания, обучения, психологической помощи детям с ОВЗ.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и педагогов.
Задача родителей – помочь ребенку раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности. Но нельзя делать это стихийно и эпизодически. Необходимо планировать и выполнять все в определенной системе совместно со специалистами.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рекомендаций, т.к. семьи различны по интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности.
От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями.
Общаясь с родителями индивидуально, выявляются положительные личностные качества родителей, необходимые для сотрудничества, намечаются пути дальнейшей помощи семье, даются конкретные рекомендации по воспитанию ребенка.
В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители:
переосмысливают свою роль в воспитании детей,
осознают себя субъектами воспитания,
глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают,
повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании,
становятся более уверены в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей. Это отражается на уровне их общей культуры и педагогическом мировоззрении.
Для повышения уровня педагогической компетентности родителей можно проводить разбор психолого-педагогических ситуаций и пути их решения.
Психолого-педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой педагог, родитель столкнулись в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения.
Ситуация:
В раздевалке в присутствии детей одна мама говорит другой:
– Как хорошо рисует ваш Серёжа. А у моего Димы одни каракули. Сколько ни говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо.
- А вы пробовали его учить?
- Я часто усаживаю Диму за рисование, пока занимаюсь домашними делами, чтобы он мне не мешал. Наверное, у него нет способностей.
1. Прокомментируйте ваше отношение к этому разговору.
2. Права ли мама Димы?
3. Что вы посоветуете маме этого мальчика?
Ответ:
1. Низкая оценка способностей ребенка в его присутствии, а тем более в присутствии другого ребенка недопустима – это занижает самооценку ребенка.
2. Качество ребенка зависит не только от врожденных способностей, но и в большей мере от развития его способностей в процессе обучения рисованию. Развиваются способности ребенка к рисованию под воздействием взрослого, которое заключается в следующем: родители рисуют вместе с ребенком, развивая его изобразительные умения, пробуждая интерес к этой деятельности; чаще рассматривают с ребенком предметы, явления, выделяя их отличительные признаки.
Важно научить родителей проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством. Они должны заняться своим самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. Родителям необходимы знания в области психологии, педагогики. И тогда родители станут активными участниками образовательного процесса.
Педагогическую деятельность можно тогда считать качественной и эффективной, когда у педагогов и родителей имеется высокий уровень теоретических знаний, обеспечивающий им уверенность и самостоятельность при решении профессиональных задач.
Уважаемые коллеги, в завершение моего выступления мне бы хотелось поделиться с вами одной историей
Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал навстречу этому ребенку тебя”.