СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение эффективности обучения через индивидуальную работу

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                      

Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности обучения через индивидуальную работу»

Министерство образования и науки Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Нижегородский автомеханический техникум»

(ГБПОУ «НАМТ»)





Методическая разработка

«Повышение эффективности обучения через индивидуальную работу»











Разработал преподаватель__________Т.В. Скрылева

Рассмотрено и утверждено на заседании

цикловой комиссии математических

и естественнонаучных дисциплин

Протокол №____ от______2016г.

Председатель комиссии______________Т.И.Кабалина













г. Нижний Новгород

2016 г.

Повышение эффективности обучения через индивидуальную работу

Аннотация

Каждый преподаватель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все обучающиеся были заинтересованы его предметом, были успешны и имели прочные знания.

Индивидуальная форма работы отнимает достаточно много времени для её подготовки и проведения, но результат стоит того.

Зная своих студентов, учитель может подобрать соответствующие задания, форму проведения уроков, внеклассные занятия.

Недостаток проведения традиционных уроков в том, что преподаватель работает во время уроков на «средних» студентов, так как их больше, но необходимо работать и с одаренными детьми и с теми, кто не может работать в темпе «средних» студентов.

Индивидуальные формы занятий используются с целью оптимальной занятости обучающихся на уроке. Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности обучающихся.

Её преимущества состоят в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого студента.

Индивидуальная форма работы наиболее целесообразна при выполнении различных упражнений и решении задач. Она успешно применяется при программированном обучении, а также с целью углубления знаний и восполнения, имеющихся у обучающихся пробелов в изучении материала, при формировании умений и навыков.

Успех индивидуальной работы определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем преподавателя за их выполнением, оказанием своеобразной помощи в разрешении возникающих у обучающихся затруднений.

Индивидуальные занятия особенно важны для студентов с негативным отношением к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для обучающихся, потерявших веру в свои силы, преподаватель исходит из того, что для них посильно. Необходимо предварительно убедить студента в посильности выполнения задания. Это могут быть карточки-инструкторы, карточки с пропусками и т.д.

Большое значение имеет подбор индивидуальных учебных заданий для сильных студентов с усложненным содержанием. Они важны в плане максимальной мобилизации способностей студента.

Индивидуальные задания применяются и для развития познавательной деятельности – подготовка докладов для семинаров, конференций, выполнение индивидуальных проектов и т. д.

Эффективность применения индивидуальных форм работы во многом определяется тем, насколько хорошо преподаватель знает личностные качества обучающихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные индивидуальные возможности. При этом необходимо четко определять для себя и обучающихся цели конкретного задания, использовать ее не как эпизод, а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса.

Индивидуальная форма организации учебной деятельности на уроке.

Эта форма организации предполагает, что каждый студент получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий могут быть: работа с учебником (написание конспекта, составление плана, составление схемы, заполнение таблицы и т. д.) решение задач, выполнение упражнений, выполнение индивидуальных проектов, написание рефератов, докладов, сообщений, проведение всевозможных наблюдений и т.д.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную.

Первая характеризуется тем, что деятельность обучающегося по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими студентами, но в едином для всех темпе.

Вторая предполагает учебно-познавательную деятельность обучающихся при выполнении специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого студента сообразно его подготовке и индивидуальным возможностям. Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности студентов на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания.

Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль преподавателя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у обучающихся затруднений. Причем для слабо успевающих студентов дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи преподавателем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие студенты не справляются с заданием, преподаватель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы студентов при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.

Для слабоуспевающих студентов необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие обучающемуся шаг за шагом решить определенную задачу - различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т.п.



Примеры использования алгоритмов из опыта работы преподавания химии. Тема: Основные химические понятия А) Алгоритм составления формул бинарных соединений

1) Выяснить какой элемент в бинарном соединении записывается на первом месте. На первом месте пишется элемент с меньшей электроотрицательностью (cм. таблицу относительных электроотрицательностей или периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева).

2) Определить степень окисления у химических элементов. Элемент записанный на первом месте имеет положительную степень окисления, а на втором отрицательную. Степень окисления численно равна валентности. Валентность определяется по положению химических элементов в периодической системе. У элементов, стоящих на первом месте в бинарном соединении она равна номеру группы. У элементов, стоящих на втором месте в бинарном соединении она определяется по формуле:(8-номер группы).

3) Найти наименьшее общее кратное для значений степеней окисления(НОК). (НОК - наименьшее число, которое делится на численные значения степеней окисления без остатка).

4) Найти индексы. Разделить наименьшее общее кратное на значение степени окисления первого элемента. Затем второго и полученные индексы приписать внизу справа после символа соответствующего элемента (индекс 1 не пишут).

5) Осуществить роверку. Суммарное значение степеней окисления равно 0.

Например:

+3 -2

1) AL S 2) АL S 3) НОК: 6 4а) AL 6:3=2 4б) S 6:2=3 4) AL2S3 5) (+3)*2+(-2)*3 =0

Правила составления названия бинарных веществ.

1. Названия состоят из двух слов.

2. Первое слово обозначает электроотрицательную часть соединения (элемент, стоящий на втором месте) – неметалл, его латинское название с суффиксом – «ид» стоит всегда в именительном падеже.

3. Второе слово обозначает электроположительную часть(элемент, стоящий на первом месте) – металл или менее электроотрицательный элемент неметалл, его название даётся в родительном падеже.

4. Если степень окисления у элемента, стоящего на первом месте переменная, то необходимо указать её в конце названия римской цифрой.

Например:

AL2S3 - сульфид алюминия

CaCl2- хлорид кальция

AL2O3 - оксид алюминия

SO3 - оксид серы (VI)

Запомнить!

ЭxHy - гидриды ЭxOy - оксиды ЭxSy -сульфиды ЭxCly –хлориды ЭxBry –бромиды ЭxFy – фториды ЭxPy- фосфиды ЭxNy –нитриды ЭxIy –йодиды ЭxCy –карбиды ЭxSiy -силициды



Задания

№1. Составьте формулы молекул для следующих соединений и назовите их.

1) меди (I) и кислорода, 2) цинка и хлора, 3) калия и йода, 4) магния и серы, 5) бора и кислорода, 6) алюминия и хлора, 7) лития и серы, 8) натрия и кремния. №2 Составьте формулы веществ по их названиям:

1) Оксид серы(IV), 2) хлорид железа (III), 3) фторид углерода. (II), 4) хлорид серы (IV), 5) сульфид углерода (IV), 6) карбид алюминия, 7) гидрид кальция 8) бромид железа (II). Б)Алгоритм составления химических уравнений и расстановки коэффициентов в них.

Рассмотрим химическую реакцию между алюминием и серной кислотой.

  1. Определите какие вещества взаимодействуют друг с другом (т. е. исходные вещества) в данной реакции. Запишите химические формулы исходных веществ в левой части уравнения: Al + H 2 SO 4

  2. Далее поставьте стрелку, разделяющую левую и правую части уравнения и указывающую направо: Al + H 2 SO 4

  3. Определите тип химической реакции (вспомните определения реакций соединения, разложения, замещения и обмена) или свойства металлов и кислот (выясните к каким классам веществ относятся образующиеся вещества) и запишите продукты реакции.

В результате взаимодействия металла с кислотой образуются соль и водород. Формулу соли составьте по зарядам ионов. Формулу простого вещества водорода нужно знать или найти в справочнике.

  1. Продукты реакции запишите после стрелки, справа: Al+H 2 SO 4 Al 2 (SO 4) 3+H 2

Получилась схема реакции.

  1. Чтобы составить химическое уравнение, вам необходимо найти коэффициенты. В левой части ранее полученной схемы в состав серной кислоты входят атомы водорода, серы и кислорода в соотношении 2:1:4, в правой части содержится 3 атома серы и 12 атомов кислорода в составе соли и 2 атома водорода в молекуле газа Н 2. В левой части отношение этих трех элементов равно 2:3:12.

- Начинаем уравнивать с металла, т.е. числа атомов алюминия. Так как в составе соли в правой части уравнения содержится два атома металла, поставьте коэффициент 2 перед алюминием в левой части схемы.

- Чтобы уравнять количество атомов серы и кислорода в составе сульфата алюминия(III), поставьте в левой части уравнения перед кислотой коэффициент 3. Теперь в левой части шесть атомов водорода.

- Чтобы уравнять количество элементов водорода, поставьте коэффициент 3 перед ним в правой части. Теперь соотношение атомов в обоих частях равно 2:1:6

6) В результате вы получите уравнение реакции данной схемы.

2Al+3H 2 SO 4=Al 2 (SO 4) 3+3H 2

Задание

1) Определите тип химических реакции, расставьте коэффициенты, назовите вещества:

А) P + Cl 2 →PCl 5

Б) HCl + Mg →MgCl 2 + H 2

В) N 2 + H 2 →NH 3

Г) H 2 O → H 2 + O 2

Д) ) НСl +СuO→ Сu Сl 2 + H2 O

Е) ) НСl → Cl 2 + H 2

Ж) СаO + Н NO 3 → Са ( NO 3 ) 2 + H 2 O

З) СuСl 2 Сu + Сl 2

2) Определите тип химических реакций, запишите уравнения, расставьте коэффициенты и назовите вещества:

А) Fe + НСl →

Б) Н NO 3+ Na OН →

В) СuO + H 2 →

Г) СuO →

Д) АgNO 3 + НСl →

Е) Na + S →

Ж) Са+ Вr 2

З) Na Сl →

__________________________________________________________________

Организация индивидуальной учебной работы обучающихся на уроке дает возможность каждому студенту поверить в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы обучающихся, в этом ее сильные стороны.

Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности студентов, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе преподавателя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы обучающихся с такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая. Несомненно, что индивидуальная форма организации учебной деятельности является основной, ибо усвоение знаний, овладение умениями и навыками есть сугубо индивидуальный процесс, в том смысле, что никто другой не может этого сделать за данного человека. И это относится не только к области интеллектуальной, но и к духовному миру человека. Студент должен выработать у себя свои собственные взгляды и убеждения, только в этом случае они будут направлять его деятельность, его поведение.





Методика проведения зачётов. Возможность работать в индивидуальном темпе получают обучающиеся при сдаче зачетов различных видов (тематических и текущих, открытых и закрытых). Задача учителя удачно подобрать материал. Объем зачета, его обязательной части, а также дополнительных заданий планируется так, чтобы их выполнение было посильно даже слабоуспевающему студенту в отведенное для зачета время. Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить неусвоенный материал позволяет вовлечь студентов в процесс учебного труда, повысить уверенность в собственных силах. Вместе с тем, условия организации зачетов приводят к тому, что студенту уже не удается даром, без всяких усилий получить положительную оценку. Многим из них приходится упорно работать, чтобы добиться отметки “зачтено”. Но эта работа дает результат, а значит, и удовлетворение. Изменяется отношение и к оценкам “4” и “5”, повышаются требования к обучающимся, претендующим на их получение. При проведении тематических зачетов необходимо соблюдать следующие рекомендации: а) зачет рекомендуется проводить на уроке;

б) проводить его можно, как в устной, так и в письменной форме;

в) студентов надо специально готовить к зачету;

г) при пересдаче зачета допустимо, чтобы студент отчитывался только за те задания, которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за всю работу;

д) практика показала, что при любой форме проведения зачетов наиболее эффективная такая, когда студент уже в ходе зачета узнает результат.

Задания к зачёту из опыта преподавания химии по теме «Строение атома». А) Вопросы:(для сильных студентов)

1) Что такое электроны, протоны, нейтроны, какова их масса и заряд?

2) Что такое электронное облако?

3) Что такое атомная орбиталь?

4) Чем отличаются s, р, d, f - орбитали?

5) Что такое энергетические уровни? Каково максимальное число электронов на уровнях?

6) Что такое энергетические подуровни? Каково максимальное число электронов s, р, d, f - подуровнях?

7) Какие 4 квантовых числа характеризуют состояние электрона в атомах?

8) Какое состояние атома называется нормальным и какое возбужденным?

9) По какому принципу химические элементы делят на s, р, d, f- элементы?

10) Сформулируйте основные правила заполнения электронных оболочек:

а) принцип Паули;

б) правило Хунда;

г) принцип наименьшей энергии;

д) принцип неопределённости Гейзенберга.

Б) Самостоятельная работа (для средних и слабых студентов) Вариант 1 1.Что общего в строении атомов химических элементов? 2) Укажите порядковый номер, заряд ядра и рассчитайте, сколько протонов, нейтронов и электронов находится в атомах: бо­ра (изотоп с атомной массой 11), хрома (изотоп с атомной массой 52), олова (изотоп с атомн. массой 118). 3. Напишите электронные формулы атомов азота и алюминия. 4. Напишите не менее трех знаков химических элементов, у ко­торых на внешнем энергетическом уровне по два электрона. Изоб­разите схему строения атома и электронную формулу одного из них. Вариант 2 1.Чем отличаются по строению атомы типичных металлов от атомов типичных неметаллов? 2. Укажите порядковый номер, заряд ядра и рассчитайте, сколько протонов, нейтронов и электронов находится в атомах кальция (изотоп с атомной массой 40), кислорода (изотоп с атомной массой 16), серебра (изотоп с атомной массой 107). 3. Напишите электронные формулы атомов: неона, и кремния. 4. Электронная формула атома ls22s22p63s1. Какой это элемент? Напишите для данного элемента формулы оксида и гидроксида Вариант 3 1.Что общего в строении атомов химических элементов, распо­ложенных в одной главной подгруппе? 2.Укажите порядковый номер, заряд ядра и рассчитайте, сколько протонов, нейтронов и электронов находится в атомах: углерода (изотоп с атомной массой 12), цинка (изотоп с атомной мас­сой 64), брома (изотоп с атомной массой 79). 3.Напишите электронные формулы атомов лития и фосфора. 4. Напишите не менее трех знаков химических элементов, у ко­торых на внешнем энергетическом уровне по пять электронов. Изобразите схему строения атома и электронную формулу одного из них. Вариант 4 1. Что общего в строении атомов химических элементов, расположенных в одном периоде? 2. Укажите порядковый номер, заряд ядра и рассчитайте, сколько протонов, нейтронов и электронов находится в атомах: золота (изотоп с атомной массой 197), фтора (изотоп с атомной массой 19), калия (изотоп с атомной массой 39). 3.Напишите электронные формулы атомов магния и кисло­рода. 4.Электронная формула атома 1s22s22p63s23p5. Какой это эле­мент? Напишите для данного элемента формулы высшего оксида и летучего соединения с водородом.

Методика проведения консультаций Консультации - форма обучения, в процессе которой студент получает ответы на конкретные вопросы или объяснение сложных для самостоятельного осмысления проблем. В период обучения преподаватели проводят с обучающимися групповые и индивидуальные консультации, предусмотренные рабочим учебным планом.

К числу консультаций, относятся: различные виды учебной деятельности обучающихся под руководством преподавателя:

1) оказание помощи в выполнении текущих домашних заданий;

2) ликвидация пробелов в знаниях по учебной дисциплине;

3) подготовка докладов, рефератов, учебных индивидуальных проектов;

4) подготовка к олимпиадам, конкурсам.

Цель:

1) повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающихся по учебным дисциплинам (профессиональным модулям).

2) разъяснение отдельных, часто наиболее сложных или практически значимых вопросов изучаемой программы.

Задачи:

 оценить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного рабочей программой учебной дисциплины (профессионального модуля);

 оценить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;

 выявить резерв повышении уровня обученности;

 разработать меры и мероприятия по учебной деятельности обучающихся, направленных на повышение качества обучения.

- индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня понимания и восприятия материала каждым обучающимся.

разъяснение отдельных, часто наиболее сложных или практически значимых вопросов изучаемой программы.

Консультации могут быть индивидуальными (например, при подготовке студентом курсового проекта) или групповыми проводимых перед контрольной работой, зачетом или экзаменом.

Правильно организованная консультация помогает студентам преодолеть трудности, возникшие при самостоятельной разработке материала.

Консультативная помощь весьма полезна и для студентов, которые успешно учатся, но намерены углубить и расширить знания.

Преподаватель в этом случае должен посоветовать, какую научную литературу следует использовать, как ее лучше обработать и использовать и т т.д.

Групповые консультации проводятся:

а) При необходимости детально проанализировать вопросы, которые были недостаточно освещены в лекциях или на семинарско-практических занятиях;

б) Для оказания помощи студентам в самостоятельной работе, при подготовке к лабораторным, практическим работам, написании реферата, индивидуального проекта, подготовке к зачету.

Индивидуальные консультации проводятся:

Цель индивидуальных консультаций заключается в возможности углубленного изучения студентами отдельных вопросов учебной дисциплины, выполнения научно-исследовательской работы, а также в коррекции знаний и умений, устранении "белых пятен»

Со студентами, которые имеют глубокие пробелы в знаниях, а также теми, которые увлекаются научно-исследовательской работой.

Эти занятия проводятся по отдельному графику соответственно индивидуальных планов студентов.

Виды индивидуальных занятий, их объем, организационные формы, методы проведения и формы контроля также определяются индивидуальными планами студентов.

Каждое индивидуальное задание следует ориентировать на частный случай поиска способа решения поставленной проблемы, в процессе которого студент должен показать определенную степень интеллектуальной активности и самостоятельной деятельности.

Следует учесть, что знания и опыт, приобретенные при выполнении индивидуального задания, более действенные.

Правильно подобранные, они являются залогом роста познавательной активности студента, стимулируют его к самообразованию и саморазвитию.

Обеспечение консультаций по химии раздаточным материалом.

Лекционный материл (пример):

А)Тема: Основные понятия химии

Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ друг в друга, а также явлениях, сопровождающих эти превращения.

Вещество – это то из чего состоят физические тела, вид материи, которая обладает массой покоя. Например: медь, золото, вода, кислород, серная кислота.

Молекулярные веществавещества, состоящие из молекул.

Немолекулярные вещества – вещества, состоящие из атомов или ионов

Физическое тело – предмет или объект, который состоит из вещества и имеет определённые размеры, объём, массу, форму. Например: линейка, стакан, парта, ручка.

Химический элемент – определённый вид атомов с одинаковым зарядом ядра.

В настоящее время известно 118 элементов: 89 из них найдены в природе (на Земле), остальные получены искусственным путем. Атомы существуют в свободном состоянии, в соединениях с атомами того же или других элементов, образуя молекулы или ионы. Например: алюминий, водород, углерод, железо.

Химический знак – символ (условная запись) химического элемента с помощью одной или двух букв, взятых из латинских названий этих элементов.

Качественный состав – совокупность химических элементов, составляющих данное вещество.

Количественный состав – это показатели, характеризующие число атомов того или иного химического элемента, входящего в состав данного вещества.

Простые вещества - веществаобразованные атомами одного химического элемента (атомами одного вида). Например: алюминий, водород, кислород.

Аллотропия - явление образования химическим элементом нескольких простых веществ, различающихся по строению и свойствам.

Сложные вещества(соединения) - веществаобразованные атомами разных химических элементов (атомами разного вида). Например: вода, оксид алюминия, поваренная соль.

Дальтониды – вещества, имеющие постоянный состав.

Бертоллиды – вещества, имеющие меняющийся в некоторых пределах состав.

Свойства — совокупность признаков, по которым одни вещества отличаются от других.

Физические свойства — признаки вещества, при характеристике которых рассматриваются явления, протекающие без изменения химического состава вещества (плотность, агрегатное состояние, температуры плавления и кипения и т. п.)

Химические свойства— способность веществ взаимодействовать с другими веществами или изменяться под действием определённых условий, в результате чего происходит превращение одного вещества или веществ в другие вещества.

Молекула – наименьшая нейтральная частица вещества, обладающая его химическими свойствами.

Атом – наименьшая нейтральная, химически неделимая частица химического вещества или молекулы.

В настоящее время известно 118 элементов: 89 из них найдены в природе (на Земле), остальные получены искусственным путем. Атомы существуют в свободном состоянии, в соединениях с атомами того же или других элементов, образуя молекулы или ионы.

Ионы- одноатомные или многоатомные частицы, несущие электрический заряд.

Катионы - положительные ионы. Анионы - отрицательные ионы.

Валентность - способность атома присоединять или замещать определенное число других атомов или атомных групп, т.е. способность атомов образовывать определённое число химических связей с атомами других элементов

Степень окисления – это условный заряд атома данного элемента в соединении, вычисленный, исходя из предположения, что все атомы в молекуле ионизированы, т.е. имеют заряд.

Степень окисления может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения, которые обычно ставятся над символом элемента сверху. Степень окисления элементов в простых веществах равна нулю. Степень окисления некоторых элементов в их соединениях имеет постоянное значение. Большинство элементов имеет переменную степень окисления.

Химическая формула - это условная запись состава вещества с помощью химических знаков, индексов и других условных знаков

Индекс - цифра, стоящая справа внизу от символа химического элемента в химической формуле и обозначает число атомов данного элемента в молекуле вещества.

Физические явления – это явления, при которых не образуются новые вещества.

Химические явления – это явления, при которых происходит образование новых веществ.

Химические реакции - это химические явления, т.е превращения одних веществ в другие.

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул, коэффициентов и математических знаков.

Коэффициент – это цифра, которая записывается перед формулой в химическом уравнении и обозначает количество вещества, число молекул, атомов или ионов.

Исходные вещества – вещества, вступающие в химическую реакцию, формулы которых записывают в левой части уравнения.

Продукты реакции – вещества, образующиеся в результате реакции, формулы которых записывают в правой части уравнения.

Реакции разложения – реакции, при которых из одного вещества образуется два или более новых веществ.

Реакции соединения – реакции, при которых из двух или нескольких прстых или сложных веществ образуется одно новое сложное вещество. Реакции замещения- реакции между простыми и сложными веществами, при которых атомы, составляющие простое вещество замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

Реакции обмена – это реакции между сложными веществами, при которых они обмениваются атомами или группами атомов.







Б)Тема: Основные законы химии


Закон сохранения массы вещества. В 1756 г. М.В. Ломоносов, после длительных испытаний, пришел к важному открытию: вес всех веществ, вступающих в химическую реакцию, равен весу всех продуктов реакции. Краткая современная формулировка закона: масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе всех продуктов реакции. Вещества не исчезают и не возникают из ничего, а происходит химическое превращение. Закон является основой при составлении химических реакций и количественных расчетов в химии. В 1808 Ж. Пруст сформулировал Закон постоянства состава, который гласит, что независимо от способа получения все индивидуальные вещества имеют постоянный количественный и качественный состав. В 1803 г Д. Дальтон открыл Закон кратных отношений, заключающийся в том, что если два химических элемента образуют несколько соединений, то весовые доли одного и того же элемента в этих соединениях, приходящиеся на одну и ту же весовую долю второго элемента, относятся между собой как небольшие целые числа. В 1808 г Гей-Люссак сформулировал Закон объемных отношений: «Объемы газов, вступающих в химические реакции, и объемы газов, являющихся продуктами реакции, соотносятся между собой как небольшие целые числа». В 1811 г. Авогадро ди Кваренья (Закон Авогадро) доказал, что- в равных объемах любых газов при постоянных условиях (температуре и давлении) содержится одинаковое число молекул. В одинаковых условиях одно и то же число молекул занимают равные объемы, а 1 моль любого при T=273°К и p=101,3 кПа газа занимает объем 22,4 л, который называется молярным объемом газа (Vm).



Дифференцированные задания для индивидуальной работы на консультациях:

А)Тема: Химические свойства металлов и их соединений

Задания 1 уровня: У какого из металлов II группы главной подгруппы кальция или бария, ярче выражены металлические свойства? Запишите уравнения реакций взаимодействия бария с хлором и с водой. Задания 2 уровня: Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 Превращение 1 рассмотрите в свете ОВР. Задания 3 уровня: Запишите уравнения химических реакций, соответствующих схемам: А) Mg 0 → Mg +2 Б) Са → ? → СаСО3 → СО2





Б)Тема «Виды химической связи и типы кристаллической решетки»

В а р и а н т I

У р о в е н ь 1 (минимальный)

          Выберите правильные ответы.

1. Ковалентная полярная связь в молекулах сложных веществ, например в молекуле хлороводорода HCl (воды H2O), обычно образуется

          а) между атомами металла и неметалла

          б) между одинаковыми атомами неметалла

          в) между атомами разных неметаллов

          г) между атомом водорода и атомом неметалла

          д) между одинаковыми атомами металла

          е) за счет перехода электронов от одного атома к другому

          ж) за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов

          з) за счет электронов, общих для всех ионов металла

          и) за счет электростатического притяжения разноименно заряженных частиц

         В а р и а н т II

2. Ионная связь в сложных веществах, например в хлориде натрия NaCl (фториде натрия NaF), обычно образуется

          а) между атомами металла и неметалла

          б) между одинаковыми атомами неметалла

          в) между атомами разных неметаллов

          г) между атомом водорода и атомом неметалла

          д) между одинаковыми атомами металла

          е) за счет перехода электронов от одного атома к другому

          ж) за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов

          з) за счет электронов, общих для всех ионов металла

          и) за счет электростатического притяжения разноименно заряженных частиц

У р о в е н ь 2 (общий)

  1. Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2-1.

Формула вещества

В а р и а н т I

В а р и а н т II

1. KCl.

1. NaF.

2. NH3.

2. CaCl2.

3. SiO2.

3. SiC.

Вид химической связи

  1. Ковалентная полярная.

  2. Ионная.

Тип кристаллической решетки

  1. Молекулярная.

  2. Ионная.

  3. Атомная.

У р о в е н ь 3 (продвинутый)

Назовите вещество, о котором известно, что при обычных условиях оно жидкое, без цвета и запаха, не проводит электрический ток, кипит при 100 гр С и замерзает при 0 гр С (при обычных условиях оно твердое, тугоплавкое, хорошо растворяется в воде, раствор проводит электрический ток, широко используется в повседневной жизни). Какая химическая связь и какой тип кристаллической решетки у данного вещества?



В)Тема: Электролиты



Вариант 1 (упрощенный) 1. Напишите уравнения диссоциации следующих веществ: CaCI2, HBr, NaOH. Назовите образующиеся ионы. 2. Как обнаружить в растворах ионы ОН-и Н+?



Вариант 2 (средней сложности)

1. Составьте формулы солей, образованных серной кислотой и металлами: натрием, алюминием. Напишите уравнения их диссоциации и назовите ионы.

2. Какие вещества содержаться в водопроводной воде, в которой обнаружены ионы Na+, Ca2+, Fe3+, CL-, SO42-, HCO3- ?

Вариант 3 (усложненный)

1. Составьте формулы солей, образованных фосфорной кислотой и натрием, азотной кислотой и цинком. Напишите уравнения их диссоциации и назовите ионы. 2. Приведите по три примера веществ, при растворении которых в воде образуются ионы: а) CL-, б) Fe3+

Индивидуальная учебная работа обладает рядом достоинств:

  1. Без нее глубокое усвоение знаний учащимися вообще невозможно.

  2. При индивидуальной работе каждый обучающийся работает самостоятельно, проявляя инициативу.

  3. Темп работы студента определяется степенью целеустремленности, работоспособности, развитости интересов, склонностей, возможностей и подготовленности.

  4. Даёт возможность дифференцированного подхода.

  5. Даёт возможность восполнять пробелы в знаниях.

  6. Активизируется работа каждого обучающегося

  7. Усиливается самоконтроль, является основой для самообразования.

Применяется для решения различных дидактических задач:

Индивидуальная работа может проводиться для решения различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля и т.д.

Индивидуальная форма обучения чаще всего используется с целью проверки качества усвоения учащимися материала и выявления умения работать самостоятельно. Обычно учитель определяет 6-8 заданий разного уровня трудности. Эти задания оформляются на специальных карточках, работая с которыми ученики проявляют полную самостоятельность.

Степень самостоятельности может быть разной:

  1. Работа по детализированным заданиям (фронтальный разбор задач по алгоритму).

  2. Работа по общим, не детализированным заданиям без непосредственного вмешательства учителя.

  3. Работа исследовательского характера (самостоятельный поиск путей решения).


 Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками

  1. Составление картотеки:

- индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.)

- занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)

- наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку)

2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.

3. Дифференцированные задания отстающим при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.

4. Предупреждающие опросы.

5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома. 6. Проведение консультаций.

7.Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.

8. Оказание помощи учащимся перед уроком.


Список литературы



  1. Анямова Н.Г. Индивидуальный учебный план как основа с самоопределения старшего школьника

  2. [Электронный ресурс]: http://www.edu.of.ru/attach/17/12756.doc



  1. Андреев В. А. Педагогика: Учебный курс. 2-е изд. Казань, 2000. С. 307



  1. Зоткин А.Н. Индивидуализированное обучение в Англии и России [Текст]//Школьные технологии – 2008 - №2 – С. 42-47



  1. Сластенин В.А., Исаев И.В., Шиянов Е.Н. Педагогика [Текст] / Москва-2002